2.3. Методический сценарий занятия.
В течение своей жизни люди постоянно сталкиваются с различными проблемами и трудностями, связанными с работой, взаимоотношениями с членами семьи, коллегами, друзьями и пр. Мы учимся справляться с этими проблемами и ищем способы совладания с ними. К сожалению, иногда люди прибегают к радикальным и губительным для себя способам, чтобы достичь облегчения. Примером таких способов является употребление наркотических веществ.
Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется задать несколько вопросов участникам:
- Сталкивались ли вы с людьми, употребляющими наркотические вещества?
- Встречали ли вы случаи злоупотребления наркотиками в рамках своего профессионального сообщества?
Наркотическая зависимость затрагивает все общественные уровни, в том числе военные части, учебные заведения и пр. Это бич современного общества. Так, на 2011 год в России по официальной статистике наблюдается 500 000 наркоманов. Однако это лишь те, что добровольно встали на медицинский учет. Устрашающим это число является еще и потому что, по мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает за собой в употребление наркотиков 13-15 человек. Число смертей от наркоманий за последние годы выросло в 12 раз. Приблизительная продолжительность жизни наркоманов с момента начала употребления наркотиков составляет в среднем - 4-5 лет.
Именно поэтому особую важность приобретает вопрос раннего выявления и профилактики наркотической зависимости. В воинских частях особая роль в этом отводится командирам взводов и рот, так как они находятся в непрерывном взаимодействии с личным составом. В связи с этим, данное занятие направлено на изучение того, что такое наркомания, как она проявляется, каковы признаки наркотической зависимости.
При выявлении человека употребившего наркотическое вещество, возникают логичные вопросы: «Что теперь делать?», «К кому обратиться?», «Как правильно поступить?», «Кто и где будет проводить медицинское освидетельствование?», «Как взаимодействовать с этим человеком?» и т.д. Поэтому нами также будут рассмотрены алгоритмы действий, которые необходимо предпринять в тех или иных случаях выявления употребления наркотиков.
Итак, что же такое наркомания?
Наркомания – заболевание, вызываемое систематическим употреблением наркотиков и проявляющееся психической и физической зависимостью от наркотического вещества, постепенно приводящее к разрушению организма.
Согласно законодательству РФ, наркомания определяется как «заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ, включённых в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». Соответственно, патологическую зависимость от алкогольных напитков, табака или кофеина юридически не причисляют к наркомании. Медицина же рассматривает зависимость от этих веществ как наркотическую. В связи с этим, зависимость от них выделяют в отдельные группы, для алкоголя это – алкоголизм, для табака – никотиновая зависимость. Используя в данном занятии термин «наркомания», мы подразумеваем все виды зависимости (алкогольную и никотиновую в том числе).
Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется задать несколько вопросов участникам:
- Как вы думаете, какие факторы оказывают влияние на развитие наркотической зависимости?
- Какие причины начала употребления наркотиков, на ваш взгляд, существуют?
- Какие причины наиболее распространены?
Существует большое количество факторов, которые могут оказывать влияние на формирование наркомании. Можно выделить 3 основных группы факторов риска наркотизации:
Биологические факторы, подразумевающие наличие наследственно обусловленной биологической уязвимости;
Социальные факторы, включающие в себя влияние общества и семьи;
Психологические факторы, рассматривающие вклад индивидуальных особенностей.
Биологические факторыявляются скорее предпосылками к развитию наркомании и включают в себя семейную наследственность и генетическую предрасположенность. Дети, воспитанные в семьях с наркотическими и алкогольными традициями, подвержены риску наркотизации. Эти факторы нельзя рассматривать в отрыве от остальных.
Социальные факторыможно разделить на две подгруппы: макросоциальные (существующие в обществе в целом) и микросоциальные (существующие внутри конкретной социальной группы) факторы.
Макросоциальные факторы:
Неблагополучная, напряженная обстановка в обществе, отсутствие стабильности в экономической, политической жизни в стране, регионе, городе – все это может оказать влияние на увеличение среди населения количества лиц, злоупотребляющих наркотиками.
Способствуют распространению злоупотребления наркотическими веществами такие факторы как проживание в районе с высоким уровнем преступности и распространенностью наркомании.
Реклама и мода. Легальные и нелегальные наркотики рекламируются чрезвычайно широко. При этом речь идет как о явной, так и о скрытой рекламе (в фильмах, телепередачах, музыкальных клипах).Зачастую молодые люди вовлекаются в употребление наркотиков, поскольку они связаны для них с модой и субкультурой, к которой они хотят быть причастны.
Микросоциальные факторы:
Отсутствие внимания и заботы со стороны членов семьи, напряженные отношения, частые конфликты и насилие со стороны близких являются факторами риска. Это приводит к тому, чточеловек лишается поддержки со стороны значимых лиц, а также подвергается постоянным негативным переживаниям (чувства одиночества, страха, злости). Поиск недостающей поддержки и желание избавиться от негативных переживаний может привести человека к употреблению наркотиков.
Сверхзабота со стороны близких.
Рекомендации по ведению: Здесь рекомендуется задать участникам несколько вопросов:
- Как вы думаете, почему чрезмерная забота является фактором риска возникновения наркомании?
- К чему может привести постоянная опека над человеком? Какие чувства она у него вызывает?
Чрезмерное внимание, постоянный присмотр и отказ в самостоятельности становятся в тягость. Тогда человек стремится «сбросить оковы», уйти от постоянного контроля. Это может выражаться в выборе нового «антисоциального»жизненного пути, подразумевающего употребление наркотиков.
Некоторые мифы относительно наркотиков, транслируемые ближайшим окружением человека, могут привести его к злоупотреблению тем или иным веществом. Например, окружающие могут говорить о том, что некоторые из наркотиков не приносят вреда, зато способствуют созданию приятной обстановки. Опасными также являются представления о том, что легкие наркотики не вызывают привыкания («В любой момент ты можешь бросить!») и пр.
Если в ближайшем окружении человека (друзья, коллеги) имеются значимые лица, употребляющие наркотики, и общение с ними происходит регулярно, это может привести к постепенному вовлечению самого человека в употребление наркотиков.
- Содержание
- Введение
- Часть I. Проблема профилактики и употребления наркотических и иных веществ
- 1.1. История наркотизации и эпидемиологические данные.
- 1.2. Понятие наркомании.
- 1.3. Факторы риска и основные мотивы потребления наркотических веществ.
- Психологические факторы риска включают в себя следующие:
- 1.4. Этапы формирования наркотической зависимости.
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- 1.5. Классификация наркотических веществ.
- 1.5.1. Опиоиды.
- 1.5.2. Каннабиноиды.
- 1.5.3. Седативные и снотворные средства.
- 1.5.4. Стимуляторы.
- 1.5.5. Галлюциногены.
- 1.5.6. Цифровые наркотики.
- 1.6. Последствия злоупотребления наркотическими веществами.
- 1.7. Способы профилактики употребления наркотических веществ.
- Профилактические мероприятия по предупреждению употребления наркотических средств
- 1.8. Выявление лиц, употребляющих наркотические вещества.
- 1.9. Алгоритм действий при выявлении сотрудников с признаками наркотического опьянения. Нормативно-правовая база.
- Алгоритм действий при выявлении сотрудника с признаками наркотического опьянения:
- Часть II. Учебно-методический комплекс для проведения инструкторско-методического занятия по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов»
- 2.1. Рекомендации по проведению инструкторско - методического занятия.
- 2.2. План инструкторско–методического занятия
- 2.3. Методический сценарий занятия.
- Психологические факторы включают в себя следующие:
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- Алгоритм действий при выявлении сотрудника с признаками наркотического опьянения:
- Часть III. Учебно-методический комплекс для проведения занятия по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов» для курсантов
- 3.1. Рекомендации по составлению и проведению занятия.
- 3.2. План занятия по профилактике наркоманий.
- 3.3. Методический сценарий занятия.
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- Заключение
- Список литературы