1.7. Способы профилактики употребления наркотических веществ.
Известно, что предупреждение болезней – это более эффективные меры, нежели их лечение. Профилактика — это система комплексных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний. Успешной профилактика может быть только в том случае, когда такие мероприятия осуществляются на различных уровнях одновременно: на психолого-педагогическом, медико-социальном, административно-правовом уровне, и пр.
Наркомания является тяжелым для лечения и реабилитации расстройством. Из 100 наркозависимых излечиваются лишь 1-2 человека. Остальные рано или поздно вновь возвращаются к злоупотреблению. Кроме того, сложностью является тот факт, что наибольшее внимание уделяется работе с уже сформировавшейся тяжелой зависимостью, нежели профилактике.
Главной цель профилактических мер является формирование знаний о последствиях употребления наркотиков. В зависимости от того, с каким контингентом проводится профилактическая работа, различают несколько ее видов: первичная, вторичная и третичная профилактика. Задачи в рамках каждого вида профилактики решаются разные.
Первичная профилактика - это система мероприятий, направленная на предотвращение употребления психоактивных веществ. Данная форма профилактики подразумевает под собой работу с контингентом, не знакомым с действием наркотических веществ. Как правило, первичная профилактика проводится в форме занятий с контингентом, которые проводятся подготовленными специалистами.
Классические программы первичной профилактики, так или иначе, включают антинаркотическую пропаганду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в творческую деятельность, занятия спортом, искусством и т. д.
Задачами первичной профилактики являются:
1. Создание особых условий в учебных заведениях (изменение политики учебных заведений по отношению к наркотикам; внедрение занятий по профилактике наркоманий; наличие профилактических пособий; создание групп для оказания поддержки в различных ситуациях).
2. Оперативное выявление групп риска (по методическим рекомендациям, разработанным специально для этой задачи).
3. Формирование среды, в которой ценностью являются здоровье и психологическое благополучие человека. Данная задача подразумевает, в частности, обучение коллектива учебного заведения знаниям, умениям и навыкам, необходимым для проведения профилактической работы внутри учреждения.
Все меры данного вида профилактики направлены на развитие и дальнейшее поддерживание условий, которые способствуют сохранению здоровья, на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды, способствующих употреблению наркотиков. Критериями оценки эффективности первичной профилактики являются ее массовость и личностная направленность.
Можно выделить несколько подходов к первичной профилактике наркотической зависимости:
- Информационный подход. В его основе лежит распространение информации о наркотиках. Предполагается, что знания о последствиях употребления наркотических веществ являются эффективным толчком для отказа от них.
- Подход, основанный на влиянии социальных факторов.Употребление наркотиков объясняется ролью социальной среды, в которой стоит искать предпосылки к употреблению наркотиков. Существует два частных варианта этого подхода: педагогический (который объясняет наркотизацию педагогической запущенностью, особенностями воспитания в неблагополучных семьях) и правоохранительный (который видит риск в таких формах поведения, как азартные игры, уходы из семьи, участие в некоторых молодежных группировках, и пр.). Сторонники данного подхода видят мишенью профилактики микросоциум человека – семью, друзей и т. д.
- Подход формирования жизненных навыков. Здесь наркотизация рассматривается как научение поведенческим формам, которые транслируются определенными субкультурами. Профилактика в данном подходе направлена на повышение степени устойчивости к влияниям социального характера.
- Подход, основанный на развитии эмоциональной сферы. Он основан на предположении, что недостаточно развитая эмоциональная сфера и наличие «запрета на эмоции» в воспитании приводят человека к употреблению наркотиков. Целью профилактики авторы данного подхода называют «аффективное обучение»
- Личностно-ориентированный подходвидит причину употребления или отказа от наркотиков во внутриличностных мотивах.
- Духовно-ориентированный подход предлагает рассматривать наркоманию как кризис духовности. Профилактические меры в таком случае направляют на формирование системы нравственных ценностей, в которые не вписывается употребление наркотиков.
- Досуговый (альтернативный) подход. Его представители считают, что основу профилактики должны составлять: создание альтернативны употреблению наркотиков; развитие социальных программ, способствующих реализации потребностей в острых ощущениях, активности, риске.
- Подход, основанный на формировании здорового образа жизни. Здесь подразумеваются профилактические меры, направленные на формирование личности, придерживающейся здорового жизненного стиля, оказывающей влияние, как на собственное благополучие, так и на позитивные изменения среды и социума.
- Этнокультурный подход рассматривает наркотическую зависимость как «кризис культуры и сознания» на текущем этапе культурно-исторического развития. Под кризисом при этом понимается несоответствие внешней и внутренней среды человека.
Вторичная профилактика направлена на группу риска. То есть, работа ведется с людьми, начавшими употреблять наркотические средства, а также с теми, для кого высока степень риска их употребления (люди с явлениями социальной запущенности, нервно-психическими расстройствами, отягощающей наследственностью и т. д.).
Целью данного вида профилактики является раннее выявление начинающих употребление наркотических средств и помощь потенциальным наркоманам для предупреждения формирования у них устойчивой психической и физической зависимости. Для реализации данной цели необходима совместная работа различных специалистов: медиков, психологов, дефектологов, педагогов.
Задачами вторичной профилактики являются:
1. Проведение работы с группой риска (мероприятия по выявлению, наблюдению и при необходимости лечению у специалистов).
2. Разработка и проведение таких мероприятий, как психотерапевтические сессии,тренинги повышения уверенности в себе, эмоциональной регуляции и т. д.
Третичная профилактика подразумевает под собой оказание помощи людям, уже страдающим наркоманией. Здесь речь идет уже о сформированном расстройстве, требующем лечения. Она включает в себя комплекс диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Целью третичной профилактики является предупреждение распада личности наркозависимого и поддержание его дееспособности.
Задачами третичной профилактики являются:
1. Формирование среды, необходимой для реабилитации (создание и реализация реабилитационных программ и мероприятий, состоящих из психотерапевтических, психологических, социальных методик).
2. Создание групп взаимопомощи.
3. Взаимодействие с организациями и обществами, оказывающими поддержку и помощь людям, страдающим наркотической зависимостью. Например, группой «Анонимные наркоманы».
В рамках третичной профилактики проводятся такие мероприятия, как: групповая работа различного рода, личностные и поведенческие тренинги, лекции, индивидуальная и групповая психотерапия, «круглые столы».
Третичная профилактика – прерогатива медицинских сотрудников. Поэтому психологи, воспитатели, руководители организаций, преподаватели и прочие специалисты осуществляют работу в рамках первичной и иногда вторичной профилактики. Их успешная реализация приводит к предотвращению ранней наркотизации и отсутствию необходимости в третичной профилактике.
Выше затрагивался вопрос о необходимости комплексного подхода к профилактике наркоманий. Это связано, в том числе и тем, что причины и условия, которые способствуют наркотизации, достаточно разнообразны, неоднозначны и могут лежать в различных сферах. Основные направления профилактических мероприятий, а также их основные задачи представлены в таблице.
- Содержание
- Введение
- Часть I. Проблема профилактики и употребления наркотических и иных веществ
- 1.1. История наркотизации и эпидемиологические данные.
- 1.2. Понятие наркомании.
- 1.3. Факторы риска и основные мотивы потребления наркотических веществ.
- Психологические факторы риска включают в себя следующие:
- 1.4. Этапы формирования наркотической зависимости.
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- 1.5. Классификация наркотических веществ.
- 1.5.1. Опиоиды.
- 1.5.2. Каннабиноиды.
- 1.5.3. Седативные и снотворные средства.
- 1.5.4. Стимуляторы.
- 1.5.5. Галлюциногены.
- 1.5.6. Цифровые наркотики.
- 1.6. Последствия злоупотребления наркотическими веществами.
- 1.7. Способы профилактики употребления наркотических веществ.
- Профилактические мероприятия по предупреждению употребления наркотических средств
- 1.8. Выявление лиц, употребляющих наркотические вещества.
- 1.9. Алгоритм действий при выявлении сотрудников с признаками наркотического опьянения. Нормативно-правовая база.
- Алгоритм действий при выявлении сотрудника с признаками наркотического опьянения:
- Часть II. Учебно-методический комплекс для проведения инструкторско-методического занятия по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов»
- 2.1. Рекомендации по проведению инструкторско - методического занятия.
- 2.2. План инструкторско–методического занятия
- 2.3. Методический сценарий занятия.
- Психологические факторы включают в себя следующие:
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- Алгоритм действий при выявлении сотрудника с признаками наркотического опьянения:
- Часть III. Учебно-методический комплекс для проведения занятия по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов» для курсантов
- 3.1. Рекомендации по составлению и проведению занятия.
- 3.2. План занятия по профилактике наркоманий.
- 3.3. Методический сценарий занятия.
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- Заключение
- Список литературы