1.5. Классификация наркотических веществ.
Существуют различные варианты классификации наркотических веществ. Авторы выделяют группы препаратов, опираясь на различные критерии. При этом отличаются не только названия выделяемых групп, но и то, какие препараты относятся к каждой из них. Все это создает путаницу в вопросе классификации наркотических веществ, который во многом предопределяет построение работы по профилактике их употребления.
Анализ имеющихся классификаций показал, что практическое значение имеют три из них:
1) По химическому строению вещества. Такая классификация удобна для судебных химиков и фармацевтов, но она не отражает влияние препаратов на организм, поскольку вещества различной структуры могут оказывать сходное действие. В частности, термин «опиаты» определяет вещества, близкие по химической структуре к морфину. В то же время широко используется термин «опиоиды», обозначающий вещества любого строения, имеющие морфиноподобное действие (за счет возбуждения тех же рецепторов, на которые действует морфин). Другим примером могут служить эфедрон, кокаин, амфетамины и некоторые другие вещества, которые, сильно различаясь по структуре, но вызывают сходные эффекты, что и служит основанием для их объединения в группу психостимуляторов.
2) По клиническому эффекту: наркотические анальгетики, психостимуляторы, снотворные средства, транквилизаторы, антидепрессанты и т. д. Эта классификация удобна для клиницистов, но непригодна для химиков.
3) Смешанные классификации, представляющие собой попытку применить оба принципа одновременно. Данный тип классификаций наиболее распространен в судебной медицине. Так, например, Н. В. Веселовская и А. Е. Коваленко подразделяют наркотические вещества на опиаты, стимуляторы различной химической структуры, марихуану, галлюциногены (ЛСД, мескалин, псилоцибин, псилоцин, фенциклидин, метоксипроизводные амфетамина), метилендиоксипроизводные амфетамина (которые по специфике действия выделяются в особую группу), синтетические производные фентанила (которые по своему действию являются опиоидами). Подобные классификации неудобны как для научных, так и для практических целей, поскольку не отражают в должной степени ни структуру, ни действие НС.
Кригер О. В. с соавторами предлагают еще одну классификацию смешанного типа, в которой доминирует принцип группировки веществ по клиническому эффекту, а дальнейшее деление осуществляется на основании химического строения. Это бы имело практическую ценность, если бы указанные принципы не нарушались авторами.
Во-первых, в данной классификации был использован термин «психотропные вещества» для объединения транквилизаторов, нейролептиков и антидепрессантов. Общепринято использовать этот термин либо для обобщающего названия всех средств, хоть как-то влияющих на психические функции, либо в юридическом смысле, обозначая вещества, входящие в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Возникает неясность, в связи с чем авторами в данную группу были включены именно эти вещества.
Во-вторых, некоторые из веществ встречаются в классификации сразу в нескольких группах (например, опиаты вообще и опиаты, применяемые в медицине; каннабиноиды в числе галлюциногенов и как самостоятельная группа).
В-третьих, нелогичным выглядит деление наркотических веществ на опиаты (эта группа формируется на основании сходства строения), препараты индийской конопли (выделяемые по принципу происхождения), а также стимуляторы нервной системы и галлюциногены (объединяющие вещества со сходным действием).
Еще одним недостатком данной классификации следует считать недостаточно подробное различение химической структуры некоторых важных в практическом отношении групп препаратов.
Изучив все имеющиеся недостатки данной классификации, Ю. И. Пиголкин с соавторами предложили исправленную классификацию смешанного типа, отвечающую, по мнению авторов, всем требованиям. Данная классификация включает в себя:
Опиоиды (являющиеся по клиническому эффекту наркотическими анальгетиками, вызывающими эйфорию в сочетании с успокоением): опиаты - алкалоиды фенантренового ряда, метадон, фентанил и его аналоги, бупренорфин, трамадол, эндогенные пептиды типа эндорфинов и энкефалинов, прочие.
Психостимуляторы (вызывающие эйфорию в сочетании с возбуждением нервной системы): кокаин, эфедрин и вещества, подобные ему по структуре и действию (эфедрон, катин, амфетамины), кофеин, прочие.
Галлюциногены (вещества, способные вызывать не только эйфорию, но и галлюцинации): каннабиноиды, производные лизергиновой кислоты (ЛСД и др.), псилоцибин и псилоцин, метоксипроизводные амфетамина (включая мескалин), фенциклидин и его структурные аналоги, кетамин, циклодол, прочие.
Вещества, вызывающие сочетание эйфории с усилением эмоций и повышением коммуникабельности (согласно данным Веселовской Н.В. и Коваленко А.Е., 2000, такое действие является специфичным для метилендиоксипроизводных амфетамина).
Одурманивающие (летучие, чаще всего ароматические вещества, токсичные для нервной системы: ксилол, толуол, ацетон, бензин, клей и др.).
Снотворные: производные барбитуровой кислоты, бензодиазепины, производные пиперидина (ноксирон), производные пиридина (тетридин), прочие, вызывающие торможение коры головного мозга, сонливость.
Транквилизаторы:бензодиазепины, производные пропандиола, производные дифенилметана (амизил), прочие, обладающие способностью устранять или смягчать невротические проявления, страх, тревогу, эмоциональное напряжение, расстройства сна.
Нейролептики: производные фенотиазина, производные бутирофенона, прочие.
Антидепрессанты: ингибиторы моноаминоксидазы (имеющие различную структуру), трициклические антидепрессанты, прочие.
Это одна из наиболее структурированных и логически верных классификаций наркотических веществ, представленных в различных публикациях. Однако она может оказаться сложной для понимания людьми, занимающимися профилактикой наркотической зависимости на местах, которые зачастую не сведущи в области химических особенностей строения веществ. Для профилактических целей наиболее верным будет разделение наркотических веществ в зависимости от преобладающего типа вызываемых эффектов. Это будет отвечать задачам по четкому выявлению лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами различного характера действия.
Однако даже в таких упрощенных типах классификации существует определенная путаница. Так, некоторые авторы выделяют группы веществ излишне сжато, разделяя их на три основные группы:
1. Седативные и успокаивающие.
2. Возбуждающие, стимулирующие психическую деятельность.
3. Психодизлептики: (галлюциногены, психоделики, психомиметики).
Анализируя классификацию, предложенную Пиголкиным с соавторами, можно понять, что различные вещества могут вызывать сходные эффекты, а значит, не могут быть четко разделены на три обобщенные группы. Исходя из этого, для формирования знаний у сотрудников, занимающихся профилактикой наркоманий, представляется наиболее оправданным выбрать классификацию следующего вида:
Опиоиды, вызывающие эйфорию в сочетании с успокоением: морфин, героин, наркотические анальгетики.
Каннабиноиды, вызывающие эйфорию: марихуана, гашиш, конопля.
Седативные и снотворные средства: барбитураты, транквилизаторы.
Стимуляторы: кокаин, амфетамин, экстази и пр.
Галлюциногены: ЛСД, мескалин и пр.
Говоря о классификации наркотических средств, стоит особенно подчеркнуть проблему появления новых видов наркотических веществ. Согласно информации, представленнойООН, в мире наблюдается тенденция к производству новых наркотических средств, спрос на которые неуклонно растет. Появление новых наркотических средств осложняет работу по выявлению и профилактике наркозависимых сразу по нескольким причинам:
-во-первых, это создает сложности диагностического процесса, так как новые вещества зачастую обладают качественно новым характером действия;
-во-вторых, новые виды наркотиков не зарегистрированы в имеющихся перечнях наркотических средств и часто продаются в виде новых медицинских препаратов, а значит, легальны и легкодоступны.
Кроме того, появляются наркотики нового поколения, которые оказывают влияние на человека через прослушивание определенных звуков – так называемые цифровые наркотики.
В связи с этим, далее будет подробно рассмотрен не только каждый из уже перечисленных видов наркотических веществ, но и особенности цифровых наркотиков.
- Содержание
- Введение
- Часть I. Проблема профилактики и употребления наркотических и иных веществ
- 1.1. История наркотизации и эпидемиологические данные.
- 1.2. Понятие наркомании.
- 1.3. Факторы риска и основные мотивы потребления наркотических веществ.
- Психологические факторы риска включают в себя следующие:
- 1.4. Этапы формирования наркотической зависимости.
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- 1.5. Классификация наркотических веществ.
- 1.5.1. Опиоиды.
- 1.5.2. Каннабиноиды.
- 1.5.3. Седативные и снотворные средства.
- 1.5.4. Стимуляторы.
- 1.5.5. Галлюциногены.
- 1.5.6. Цифровые наркотики.
- 1.6. Последствия злоупотребления наркотическими веществами.
- 1.7. Способы профилактики употребления наркотических веществ.
- Профилактические мероприятия по предупреждению употребления наркотических средств
- 1.8. Выявление лиц, употребляющих наркотические вещества.
- 1.9. Алгоритм действий при выявлении сотрудников с признаками наркотического опьянения. Нормативно-правовая база.
- Алгоритм действий при выявлении сотрудника с признаками наркотического опьянения:
- Часть II. Учебно-методический комплекс для проведения инструкторско-методического занятия по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов»
- 2.1. Рекомендации по проведению инструкторско - методического занятия.
- 2.2. План инструкторско–методического занятия
- 2.3. Методический сценарий занятия.
- Психологические факторы включают в себя следующие:
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- Алгоритм действий при выявлении сотрудника с признаками наркотического опьянения:
- Часть III. Учебно-методический комплекс для проведения занятия по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов» для курсантов
- 3.1. Рекомендации по составлению и проведению занятия.
- 3.2. План занятия по профилактике наркоманий.
- 3.3. Методический сценарий занятия.
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- Заключение
- Список литературы