Введение
Проблема наркотизации населения затрагивает все уровни развития современного общества. Не обошла она ни военные части, ни учебные заведения как общие, так и специализированные. Проблемой профилактики употребления наркотических средств занимаются образовательные и медицинские учреждения, психологические службы, органы внутренних дел, социальные службы и многие другие структуры.
Успешная профилактика наркоманий может обеспечиваться только целостной системой мероприятий, которые реализуются при согласованной работе различных специалистов.
Профилактикой употребления наркотических веществ непосредственно в воинских частях и учебных заведениях МЧС России занимаются преподаватели, воспитатели, психологи, медицинские работники, руководители подразделений. Раннее выявление подчиненных, употребляющих наркотические вещества, является важным звеном профилактики наркоманий среди личного состава. Особая роль в этом отводится командирам взводов, рот, начальникам курсов, так как они находятся в непрерывном взаимодействии с личным составом.
При возникновении ситуации, связанной с тем, что в подразделении был выявлен человек, употребляющий или употребивший однократно то или иное наркотическое вещество, возникают вполне логичные вопросы: «Что теперь делать?», «К кому обратиться?», «Как правильно поступить?», «Кто и где будет проводить медицинское освидетельствование?», «Как взаимодействовать с этим человеком?» и т.д. Ответы на эти и многие другие вопросы найти нелегко. Однако четкое понимание того, как необходимо поступать в такой ситуации, играет решающую роль для последующего ее разрешения.
Предложенные методические рекомендации разработаны как для подготовки сотрудников, по роду своей деятельности, сталкивающихся с проблемой профилактики наркомании, так и для работы с курсантами и рядовыми.
В Части I представлен теоретический материал, посвященный проблеме наркотической зависимости и ее профилактики. Ознакомление с предложенным теоретическим блоком позволяет получить развернутое представление о том, что такое наркомания, как она развивается, какие факторы риска и мотивы способствуют ее формированию. Кроме того, в Части I рассмотрены вопросы классификации наркотических веществ, существующих способах выявления и профилактики наркомании, нормативно-правовых аспектах принятия решений в случаях выявления наркотического опьянения.
В Части II предложено инструкторско-методическое занятие, предназначенное для слушателей, которые по роду своей деятельности, сталкиваются с проблемой профилактики наркоманий. Оно построено таким образом, что позволяет группе получить развернутые знания на предмет возможных проявлений наркотической зависимости. Данной группе необходимы знания о мероприятиях, проводимых при появлении подозрений о том, что подчиненный употребляет наркотические вещества. Для закрепления материала необходима демонстрация фото и видео материалов.
Психологу, проводящему данное занятие, важно сформировать верные представления о наркотической зависимости: слушатели должны уметь дифференцировать наркоманию от других расстройств, кризисных состояний.
При объяснении алгоритма действий в случае возникновения подозрений об употреблении наркотических средств или выявлении группы риска, стоит опираться на действующую нормативно-правовую базу.
В Части III представлено занятие, направленное непосредственно на профилактику употребления наркотических средств. Данное занятие проводится психологом и предназначено для работы с военнослужащими или курсантами.
- Содержание
- Введение
- Часть I. Проблема профилактики и употребления наркотических и иных веществ
- 1.1. История наркотизации и эпидемиологические данные.
- 1.2. Понятие наркомании.
- 1.3. Факторы риска и основные мотивы потребления наркотических веществ.
- Психологические факторы риска включают в себя следующие:
- 1.4. Этапы формирования наркотической зависимости.
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- 1.5. Классификация наркотических веществ.
- 1.5.1. Опиоиды.
- 1.5.2. Каннабиноиды.
- 1.5.3. Седативные и снотворные средства.
- 1.5.4. Стимуляторы.
- 1.5.5. Галлюциногены.
- 1.5.6. Цифровые наркотики.
- 1.6. Последствия злоупотребления наркотическими веществами.
- 1.7. Способы профилактики употребления наркотических веществ.
- Профилактические мероприятия по предупреждению употребления наркотических средств
- 1.8. Выявление лиц, употребляющих наркотические вещества.
- 1.9. Алгоритм действий при выявлении сотрудников с признаками наркотического опьянения. Нормативно-правовая база.
- Алгоритм действий при выявлении сотрудника с признаками наркотического опьянения:
- Часть II. Учебно-методический комплекс для проведения инструкторско-методического занятия по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов»
- 2.1. Рекомендации по проведению инструкторско - методического занятия.
- 2.2. План инструкторско–методического занятия
- 2.3. Методический сценарий занятия.
- Психологические факторы включают в себя следующие:
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- Алгоритм действий при выявлении сотрудника с признаками наркотического опьянения:
- Часть III. Учебно-методический комплекс для проведения занятия по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов» для курсантов
- 3.1. Рекомендации по составлению и проведению занятия.
- 3.2. План занятия по профилактике наркоманий.
- 3.3. Методический сценарий занятия.
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- Заключение
- Список литературы