1. Основные понятия и определения дисциплины. Цель и задачи омз и зож
Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов педагогических специальностей профессиональной компетенции по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучаемых.
В задачи изучения дисциплины входит:
а) изучить основные закономерности и условия оптимального функционирования человеческого организма в онтогенезе, а также основные проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп;
б) сформировать понимание роли учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний;
в) ознакомить с основными методами сохранения и укрепления здоровья;
г) приобрести навыки по оказанию первой медицинской помощи при травмах и неотложных состояниях.
Основные понятия
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и травм. (ВОЗ, 1948)
Индивидуальное здоровье - состояние здоровья индивида.
Составляющие индивидуального здоровья
Физическое (соматическое) здоровье – состояние, при котором у человека саморегуляция функций и физиологические процессы совершенны, наблюдается максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов.
Психическое здоровье – состояние психической сферы человека. Основу его составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями и биологического, и социального характера и возможностями их удовлетворения.
Духовное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно информационной основы жизнедеятельности человека. Основу его составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.
Формирование здоровья- комплекс мероприятий по оптимизации воспроизводства, роста и развития подрастающего поколения.
Сохранение здоровья — комплекс мероприятий по поддержанию, укреплению и восстановлению здоровья.
Общественное (популяционное) здоровье - состояние здоровья контингентов людей (организации, населенного пункта, региона, страны и т.п.).
Образ жизни – это устойчивый стереотип модели поведения индивида в конкретных условиях среды.
Здоровый образ жизни – это такой способ жизнедеятельности, который способствует сохранению и укреплению здоровья на основе индивидуальных особенностей организма в конкретных условиях жизни.
Качество жизни — одна из характеристик образа жизни, которая определяет степень свободы индивида в самом широком смысле.
Факторы риска здоровью – это факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей, производственной среды, снижающие уровень здоровья и повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.
Санитарное просвещение — сознательно формируемые возможности для приобретения знаний, которые должны способствовать изменению поведения в соответствии со сформированной конечной целью.
- Материалы для подготовки к тестированию по курсу «основы медицинских знаний и зож»
- 1. Проблемы здоровья детей
- 1. Основные понятия и определения дисциплины. Цель и задачи омз и зож
- 2. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков
- 3. Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья
- 4. Показатели популяционного здоровья
- 2. Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии
- 5. Основные понятия эпидемиологии и микробиологии
- 6. Основные понятия иммунологии
- 7. Основные группы инфекционных заболеваний
- Детские инфекции с сыпью
- 8. Основные противоэпидемические мероприятия
- 3. Понятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. Реанимация
- 9. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- 10. Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной системы
- Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
- 12. Неотложные состояния при заболеваниях эндокринной системы
- 13. Понятие о смерти и ее этапах. Понятие о реанимации
- 1. Преагония
- 14. Основные приемы сердечно-легочной реанимации
- 4. Характеристика детского травматизма и его профилактика
- 15. Раны: виды, опасности и осложнения
- Укушенные раны
- Профилактика. Единственно возможным способом профилактики бешенства у людей, подвергшихся укусам больных животных, является иммунопрофилактика.
- 16. Кровотечения: виды, опасности, способы временной остановки
- Правила наложения жгута
- Под жгут необходимо положить записку с указанием даты и времени его наложения!
- Наложение жгута-закрутки
- 17. Понятие о закрытых повреждениях
- Растяжения и разрывы связок, сухожилий и мышц
- Синдром длительного сдавления мягких тканей
- 18. Переломы костей, их виды
- Пмп при переломах различной локализации
- 2. Перелом плеча:
- 3. Перелом предплечья:
- 19. Травматический шок
- Простейшие противошоковые мероприятия
- 5. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни
- 22. Основные методы оздоровления и укрепления здоровья
- 23. Вредные привычки - фактор риска для здоровья
- 24. Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм человека и формирование зависимости
- 6. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей
- 25. Основные факторы риска развития различных форм патологий у школьников
- 26. Медико-педагогические аспекты профилактики болезней, передающихся половым путем
- 27. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников