3.3. Метод м. Фельденкрайза
Еще один метод телесно‑ориентированной терапии носит имя его создателя Моше Фельденкрайза (1904–1984), который, развивая идеи Александера, внес существенный вклад в разработку теории образа действия и особенностей взаимоотношений духовного и телесного. Метод Фельденкрайза ставит своей целью формирование лучших телесных привычек, восстановление естественной грации и свободы движений, утверждение образа «Я», расширение самосознания и развитие возможностей человека (Фельденкрайз, 1997, 2000). Его техники оригинальны и обычно применяются в условиях группы.
На протяжении всей жизни Фельденкрайз занимался проблемой целостного подхода к функционированию организма. Он утверждал, что организм действует как единое целое и мышечная система играет одну из главных ролей в интеграции. Любые действия человека осуществляются лишь благодаря мышечной системе. Полный сознательный контроль над деятельностью мышц невозможен, мы осознаем лишь свои мотивы и результат действия, а сам процесс остается неосознанным.
Проблемы возникают тогда, когда условия жизни требуют от человека иной деятельности, а привычные действия не приводят к желаемому результату. Фельденкрайз считал, что нарушение функций человеческого организма связано не только с психологическими причинами, но и с тем, что тело привыкло совершать действия, не приводящие к желаемому результату. В процессе деятельности человек совершает много лишних, случайных движений, которые препятствуют «целевому действию»; в результате он выполняет как действие, так и противодействие одновременно.
Фельденкрайз указывает, что человеку нужно принять большую ответственность за себя, понять, как действует его тело, научиться жить в соответствии с естественной конституцией и своими способностями. Нервная система прежде всего занимается движением, и паттерны движения отражают состояние нервной системы. Каждое действие включает мышечную деятельность: даже визуальное восприятие, речь, слух (крохотные мышцы регулируют натяжение барабанной перепонки, приспосабливаясь к уровню громкости). Фельденкрайз подчеркивает, что умение расслабляться и находить собственный ритм позволяет преодолеть дурные привычки в использовании тела. Человек должен освободиться, он должен играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему‑то новому. Пока он находится под давлением, в напряжении, в спешке, он может лишь повторять старые паттерны.
В своих работах Фельденкрайз использовал понятия образа себя и образа действия. «Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем по‑разному, каждый в соответствии с тем образом себя, который он построил за годы своей жизни. Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя, который мы несем в себе» (Фельденкрайз, 1997; 2000). Образ себя – это динамичная структура, отношение между различными частями которой в каждой сфере деятельности имеет свою специфику. При этом образ действия лишь частично осознается, и это осознание доступно лишь при определенных условиях, например при концентрации внимания на той части тела, которая участвует в действии. Образ себя состоит из четырех составляющих, вовлеченных в каждое действие: это движение, ощущение, чувствование и мышление. Соотношение компонентов в различных действиях у разных людей отличается, но в каждом движении обязательно присутствуют все четыре компонента. Фельденкрайз приводит примеры для объяснения этого утверждения: «Чтобы ощущать – видеть, слышать или ощущать тактильно, – человек должен быть заинтересован, испуган или должен заметить нечто, что его касается. То есть он должен двигаться, чувствовать и думать» (Фельденкрайз, 2000). Если хотя бы один из компонентов действия выпадает, существование становится под угрозу. Трудно поддержать жизнь без всякого движения. Нет жизни, если существо лишено всех ощущений. Без чувствования нет импульса жить: лишь чувство удушья заставляет дышать.
Фельденкрайз говорит о том, что для изменения привычного способа действия требуется много сил, так как сила привычки очень велика. Многие части тела человек просто не осознает, а соответственно, не может включить их в новое действие, так как оно требует осознания.
По Фельденкрайзу, «полный образ себя» – это осознание всех связок скелетной мускулатуры и всей поверхности тела – спины, боков, головы и т. д. Это идеальное состояние, и оно редко встречается. Человек действует в соответствии со своим субъективным образом. То, как человек держит плечи, голову, живот, его голос, интонация, способ передвигаться и многое другое основывается на образе себя. Но, как считает Фельденкрайз, этот образ может быть искажен или раздут – в соответствии с той маской, которую человек хочет показать другим людям. Только сам человек способен понять, что в его внешности фиктивно, а что подлинно, однако не каждый может оценить себя, и здесь помогает опыт других.
Организм действует как единое целое, даже если целостность его не вполне совершенна. В любой данный момент вся эта система обладает интеграцией, и тело ее выражает. Для того чтобы изменить поведение, необходимо изменить образ себя, а это требует изменения динамики реакций, изменения природы мотивации и мобилизации всех частей тела, которые участвуют в данном действии. Фельденкрайз полагал, что длительная работа над образом себя полезнее, чем исправление отдельных действий.
По мнению Фельденкрайза, совершенствование движений – лучший способ самосовершенствования. Он основывается на следующих положениях:
1. Нервная система занята преимущественно движением.
2. Качество движения легко различимо.
3. Опыт движения наиболее богат.
4. Способность к движению существенна для самооценки.
5. Всякая мышечная деятельность – это движение.
6. Движения отражают состояния нервной системы.
7. Движение – основа сознания.
8. Дыхание – это движение.
9. Основа привычки – движение.
Фельденкрайз акцентировал основное внимание на осозна‑вании своих действий, считая, что только «осознавание делает действие соответствующим намерению». Задержка между мыслью и действием – это то время, когда происходит процесс осоз‑навания (Фельденкрайз, 1997).
Фельденкрайз предлагает доверять своему телу, научиться общаться с ним. Он убежден, что если тело напряжено, значит, оно не используется должным образом. Только действия, совершаемые с минимальными усилиями, могут считаться эффективными. Концентрируя внимание на мышцах, участвующих в произвольных движениях, можно распознать те мышечные усилия, которые излишни и, как правило, не осознаются. При этом появляется возможность избавиться от действий, которые противоречат изначальной цели человека.
Работа Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и неправильно функционирующими мьшщами. Цель состоит в том, чтобы развить способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает. По Фельденкрайзу, для осознания и изменения движений необходима спокойная работа двигательных участков коры головного мозга. Чем кора активнее, тем меньше мы сознаем тонкие изменения в деятельности. Гармонизируя работу коры и уменьшая уровень возбуждения, можно достичь гораздо более богатого осознания, что позволяет пробовать новые сочетания движений, которые были невозможны, пока мозг и мышцы действовали по старым ограниченным стереотипам.
Взгляд Фельденкрайза на социальные аспекты в деятельности человека тесно связан с его подходом к функционированию человеческого организма. Он считал, что общественное воспитание подавляет любую противодействующую тенденцию в поведении посредством наказания или отказа в поддержке, и одновременно оно внушает человеку ценности, принуждающие его преодолевать и отвергать свои спонтанные желания.
Для воплощения своих идей Фельденкрайз предложил подходы, направленные на взаимодействие различных частей тела, на дифференцирование ощущений, на преодоление стандартных паттернов движения. Предлагаемые упражнения направлены на то, чтобы уменьшить усилие в движении, а это позволяет почувствовать даже минимальные изменения в работе мышц. Кроме того, большое значение имеют упражнения, главной составной частью которых являются повторяющиеся движения «до границ». При этом мускулы освобождаются, так как разрушаются стандартные паттерны, и развивается способность использовать отдельные мышцы независимо от других.
- Ирина Германовна Малкина‑Пых
- Глава 1 душа и тело: системный подход
- 1.1. Исторический обзор
- 1.2. Телесные методы психотерапии
- Глава 2 психотелесная диагностика
- 2.1. Психотелесные соответствия: анатомическая конституция, темперамент и структура характера
- 2.1.1. Основные теории темперамента: Гиппократ, Гален, и. П. Павлов, я. Стреляу
- 2.1.2. Типологическая модель э. Кречмера
- 2.1.3. Типологическая модель у. Шелдона
- 2.1.4. Анализ характера в биоэнергетике а. Лоуэна
- 2.1.5. Типология индивидуально‑личностных свойств
- 2.1.6. Типология стилей жизни
- 2.2. Типы организации характеров
- 2.2.1. Теории фаз инфантильного развития и основные психологические защиты
- 2.2.2. Теория базовых конфликтов к. Хорни
- 2.2.3. Восемь типов характера: системное описание и базовые проблемы
- 2.3. Проективные методы психотелесной диагностики
- 2.3.1. Тест «Несуществующее животное»
- 2.3.2. Графический тест «Дерево»
- 2.3.3. Тест «Дом‑дерево‑человек»
- 2.3.4. Проективная методика «Автопортрет»
- 2.3.5. Другие проективные методы
- 2.4. Техники психотелесной диагностики
- 2.5. Работа с группами телесной терапии
- 2.5.1. Особенности и задачи групповой психотерапии
- 2.5.2. Основные проблемы, возникающие при работе с группой
- 2.6. Этика телесной терапии
- Глава 3 телесно‑ориентированная психотерапия
- 3.1. Биоэнергетический анализ а. Лоуэна
- 3.1.1. Техники
- 3.2. Метод ф. Александера
- 3.2.1. Техники
- 3.3. Метод м. Фельденкрайза
- 3.3.1. Техники
- 3.3.2. Тренинг «Действие ради понимания»
- 3.4. Метод чувственного осознавания
- 3.4.1. Техники2
- 3.4.2. Тренинг сенситивности
- 3.5. Соматическое обучение т. Ханны
- 3.5.1. Техники3
- 3.6. Биосинтез д. Боаделлы
- 3.6.1. Техники
- 3.7. Кинезиология
- 3.7.1. Техники
- 3. Срединные меридианы
- 3.8. Рольфинг (структурная интеграция)
- 3.8.1. Техники
- 3.9. Танатотерапия
- 3.9.1. Техники
- 3.10. Первичная терапия а. Янова
- Глава 4 танцевально‑двигательная терапия
- 4.1. История возникновения и основные направления
- 4.2. Цели и задачи
- 4.3. Основные понятия
- 4.4. Основные методы
- 4.5. Техники
- 4.6. Контактная импровизация
- 4.6.1. Техники
- Глава 5 ритмодвигательная терапия
- 5.1. Из истории ритмической гимнастики
- 5.2. Цели и задачи
- 5.3. Основные понятия
- 5.3.1. Ритм
- 5.3.2. Кинестетический транс
- 5.4. Основные методы ритмодвигательной терапии
- 5.4.1. Работа с опорами (заземление)
- 5.4.2. Работа с границами
- 5.4.3. Работа с межличностными отношениями
- 5.4.4. Работа с избыточным контролем
- 5.4.5. Работа с агрессией
- 5.4.6. Работа с «я‑образом»
- 5.4.7. Общая работа с блоками
- 5.4.8. Структурная интеграция
- 5.5. Техники
- Список литературы