Психологические факторы включают в себя следующие:
Депрессивные и тревожные расстройства могут стать причиной злоупотребления наркотическими веществами. Человек начинает испытывать потребность выровнять настроение, сгладить негативные эмоции. Способность наркотиков снимать тревогу, подавленность, напряжение, раздражительность побуждает их использовать как средство от расстройства.
Черты «социальной незрелости». К таким чертам можно отнести слабый самоконтроль, неумение прогнозировать ситуацию, отсутствие критической оценки своего поведения, ощущение вседозволенности, низкая устойчивость к воздействиям и пр.
Рассматривая основные мотивы, толкающие человека на злоупотребление наркотиками, можно также выделить несколько групп.
Социальные мотивы:
желание занять место в группе сверстников и соответствовать принятым в ней нормам;
подражание друзьям;
подчинение угрозам, давлению со стороны наркодилеров;
стремление поддержать субкультурную «традицию».
Индивидуальные мотивы:
любопытство;
стремление получить удовольствие (физическое, психологическое);
нейтрализация отрицательных эмоций;
стремление выйти из состояния скуки, бездействия или усилить эффективность своей деятельности.
Патологические мотивы:
мотивы ухода (назло себе, другим людям);
потеря смысла жизни, протест, ощущение себя лишним в жизни;
поведение, обусловленное психическими расстройствами.
Встает вопрос о том, как происходит формирование наркотической зависимости после того, как появляются один или несколько мотивов для злоупотребления наркотиками. Как любое хроническое заболевание, наркомания имеет свои этапы развития. При этом временные границы этого процесса размыты. Можно говорить о последовательности этапов развития наркотической зависимости.
Рекомендации по ведению: Здесь рекомендуется задать участникам несколько вопросов:
- Как вы думаете, с чего начинается употребление наркотиков?
- Что способствует тому, что человек впервые пробует наркотики?
- Почему наличие в кругу общения опытного наркомана может сыграть решающую роль?
- Как, на ваш взгляд, происходит вовлечение опытными наркоманами в употребление новичков?
- Содержание
- Введение
- Часть I. Проблема профилактики и употребления наркотических и иных веществ
- 1.1. История наркотизации и эпидемиологические данные.
- 1.2. Понятие наркомании.
- 1.3. Факторы риска и основные мотивы потребления наркотических веществ.
- Психологические факторы риска включают в себя следующие:
- 1.4. Этапы формирования наркотической зависимости.
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- 1.5. Классификация наркотических веществ.
- 1.5.1. Опиоиды.
- 1.5.2. Каннабиноиды.
- 1.5.3. Седативные и снотворные средства.
- 1.5.4. Стимуляторы.
- 1.5.5. Галлюциногены.
- 1.5.6. Цифровые наркотики.
- 1.6. Последствия злоупотребления наркотическими веществами.
- 1.7. Способы профилактики употребления наркотических веществ.
- Профилактические мероприятия по предупреждению употребления наркотических средств
- 1.8. Выявление лиц, употребляющих наркотические вещества.
- 1.9. Алгоритм действий при выявлении сотрудников с признаками наркотического опьянения. Нормативно-правовая база.
- Алгоритм действий при выявлении сотрудника с признаками наркотического опьянения:
- Часть II. Учебно-методический комплекс для проведения инструкторско-методического занятия по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов»
- 2.1. Рекомендации по проведению инструкторско - методического занятия.
- 2.2. План инструкторско–методического занятия
- 2.3. Методический сценарий занятия.
- Психологические факторы включают в себя следующие:
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- Алгоритм действий при выявлении сотрудника с признаками наркотического опьянения:
- Часть III. Учебно-методический комплекс для проведения занятия по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов» для курсантов
- 3.1. Рекомендации по составлению и проведению занятия.
- 3.2. План занятия по профилактике наркоманий.
- 3.3. Методический сценарий занятия.
- I этап – Эксперимент и сопутствующая ему эйфория.
- II этап – Периодическое потребление и формирование предпочтений.
- III этап – Регулярное потребление (синдром измененной реактивности).
- IV этап – Навязчивая идея (синдром психической зависимости).
- V этап – Синдром физической зависимости.
- VI этап – Необратимые последствия наркотизации.
- Заключение
- Список литературы