3.2. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков
Профилактические осмотры детей дошкольного и школьного возраста проводятся в соответствии с Приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.1995 №60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов» и состоят из следующих этапов:
Доврачебный осмотр детей медицинской сестрой по скрининг-программе.
Осмотр педиатра.
Обязательный осмотр специалистов (отоларинголог, хирург-ортопед, невропатолог, офтальмолог, гинеколог, стоматолог).
Консультации врачей-специалистов (по итогам педиатрического и специализированного осмотра).
Оценка результатов профилактического осмотра:
оценка физического развития;
оценка нервно-психического развития;
диагноз;
комплексная оценка состояния здоровья.
Оценку физического развития детей проводят в зависимости от возраста по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности.
На основании заключений специалистов и результатов собственного обследования врач-педиатр дает комплексную оценку состояния здоровья ребенка с учетом уровня достигнутого физического и нервно-психического развития, острой заболеваемости за год, предшествующий осмотру, наличия или отсутствия в момент обследования хронических заболеваний и частоты их обострения, уровня функционального состояния основных систем организма.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам здоровья:
Дети здоровые, с нормальным развитием.
Здоровые дети, но имеющие функциональные отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.
Дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.
Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.
Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации (дети-инвалиды).
После оценки состояния здоровья ребенка педиатр обязан дать рекомендации по: -организации режима дня;
питанию;
физическому воспитанию (допустимые виды закаливания, медицинская группа для занятий физкультурой, допуск к занятиям спортом и др.);
задачам воспитания и обучения;
заключение о возможности проведения профилактических прививок;
лечебно-оздоровительные мероприятия;
-порядок и кратность наблюдения педиатром, врачами-специалистами.
Оценка состояния здоровья коллектива включает следующие показатели:
общая заболеваемость (уровень и структура);
острая заболеваемость (уровень и структура);
заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка;
процент часто болеющих детей (ЧБД);
процент детей, имеющих морфофункциональные отклонения;
процент детей с хроническими заболеваниями;
процент детей, функционально не готовых к обучению в школе;
процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к дошкольному учреждению;
распределение детей по группам физического развития;
распределение детей по группам здоровья;
процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.
Для каждой возрастной группы детей врач составляет комплексный план оздоровительных мероприятий, направленный на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей.
За год, предшествующий поступлению в школу, проводят медицинское обследование детей, а повторный медицинский осмотр - непосредственно перед поступлением в школу.
В начале учебно-воспитательного года для определения уровня развития школьно-необходимых функций у воспитанников подготовительных групп проводят диагностику функциональной готовности к обучению в школе.
Для детей, функционально не готовых к обучению, следует составить индивидуальный план медико-коррекционных мероприятий, включающих лечебно-оздоровительные процедуры, занятия с логопедом, развитие общей и мелкой моторики.
Результаты первого и второго обследования, а также рекомендации в отношении начала школьного обучения заносятся в медицинскую карту.
- Тема 1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- Тема 2. Понятие о здоровом образе жизни. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний и инфекционных болезней.
- Тема 3. Здоровье детского и подросткового населения.
- Тема 4. Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 5. Требования к организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
- Тема 6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Обязанности администрации дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- 1.1. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-фз «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Государственное регулирование, обеспечивающее безопасность продукции и производственных процессов. Сертификация продукции, работ, услуг
- Лицензирование отдельных видов деятельности
- Санитарно-эпидемиологические экспертизы
- Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
- Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия
- Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Права и обязанности должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Ответственность за нарушение санитарного законодательства
- 1.2. Другие законы, действующие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Тема 2. Понятие о здоровом образе жизни. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний и инфекционных болезней
- 2.1. Здоровый образ жизни
- 2.2. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний
- 2.3. Профилактика инфекционных болезней
- Болезни, передаваемые воздушно-капельным путем
- Детские капельные инфекции
- Острые кишечные инфекции
- Пищевые отравления
- Паразитарные болезни
- Болезни, передаваемые контактно-бытовым путем
- Болезни, передаваемые парентеральным путем
- Болезни, передаваемые половым путем
- Тема 3. Здоровье детского и подросткового населения. Обязанности медицинского персонала дошкольных образовательных учреждений
- 3.1. Здоровье детей и подростков, условия его формирования
- 3.2. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков
- 3.3. Оздоровление часто болеющих детей
- 3.4. Обязанности медицинского персонала дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях
- 4.1. Требования к участку
- 4.2. Требования к зданию
- 4.3. Требования к внутренней отделке помещений
- 4.4. Требования к оборудованию помещений
- Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста
- 4.5. Требования к естественному и искусственному освещению помещений
- Нормативы искусственной освещенности в основных помещениях (при использовании люминесцентных ламп)
- 4.6. Требования к отоплению и вентиляции
- 4.8. Требования к санитарному содержанию помещений и дезинфекционные мероприятия
- 4.9. Требования к организации режима дня и учебных занятий
- 4.10. Требования к организации физического воспитания
- Наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность в зависимости от возраста детей
- 4.11. Требования к приему детей в дошкольные образовательные учреждения
- Тема 5. Требования к организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях
- Нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день)*
- Распределение общей калорийности суточного рациона питания детей
- Рекомендуемые объемы порций для детей
- Тема 6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Обязанности администрации детских дошкольных учреждений
- 6.1. Организация производственного контроля
- 6.2. Личная гигиена персонала, медицинские осмотры
- 6.3. Обязанности администрации детских дошкольных учреждений
- Дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в зависимости от области применения
- Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дошкольного образовательного учреждения
- Примерный перечень оборудования физиотерапевтического кабинета
- Нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях-садах и в санаторных дошкольных учреждениях (граммов в день на одного ребенка)
- Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков организованных коллективов
- Перечень вопросов для контроля знаний должностных лиц и работников дошкольных образовательных учреждений
- Перечень вопросов для контроля знаний работников пищеблока дошкольных образовательных учреждений
- Законодательные и нормативные документы
- Список использованной литературы