3.3. Оздоровление часто болеющих детей
Основной контингент детей раннего и дошкольного возраста составляют дети второй группы здоровья - группы риска, не имеющие хронических заболеваний, но с функциональными отклонениями, часто болеющие (от 4-х раз и более в течение года), также дети в восстановительный период реконвалесценции после некоторых острых заболеваний.
Этот контингент детей в дошкольных учреждениях обусловливает высокий уровень заболеваний, основное место среди которых занимают острые респираторные инфекции.
Факт поступления ребенка любого возраста в детское учреждение является стрессом для организма ребенка, что способствует обострению фоновых состояний, ухудшению уже имеющихся функциональных отклонений.
В основе оздоровительной работы с детьми из группы риска лежат щадящий режим в дошкольном учреждении и дома и лечебные мероприятия, проводимые в детской поликлинике, дошкольном учреждении и дома.
Элементы щадящего режима в дошкольном учреждении и дома включают:
Сон - увеличить продолжительность дневного сна, при необходимости перевести на режим сна, соответствующий более младшему возрасту, не следует укладывать таких детей около окон или наружных стен;
Организация питания - соблюдать назначенную диету, дополнительно ввести в рацион питания фрукты, соки; исключить нелюбимые блюда и др.
Организация занятий - необходимо обеспечить правильную учебную нагрузку (предупреждая переутомление), благоприятный эмоционально-психологический климат, своевременную смену видов деятельности;
Физическое воспитание - осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду», с соблюдением индивидуального подхода при дозировании физической нагрузки. Необходимо широко использовать дыхательные упражнения, учить детей правильному носовому дыханию, обязательно включать упражнения для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, рекомендовать родителям эти упражнения для занятий дома. В теплое время года обязательно проводить утреннюю гимнастику и физкультурные занятия на свежем воздухе, а в дальнейшем круглогодично;
Закаливание - необходимо постоянно обеспечивать рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка, регулярно проводить проветривание групповых помещений, обеспечить достаточное пребывание детей на воздухе, дневной сон на открытом воздухе. В период выздоровления зона теплого комфорта для часто болеющих детей «сдвигается» в сторону более высоких температур воздуха: до 3 лет +22° +24°С, от 3-7 лет +21° +23°С. Специальные закаливающие процедуры проводятся контрастным методом по системе «теплая вода - холодная вода».
Хорошим средством закаливания является систематическое полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры. К числу щадящих методов закаливания относится кратковременное облегчение одежды для детей 3-7 лет - закатывание рукавов выше локтей или смена колготок на гольфы и т.д.
Лечебно-оздоровительные мероприятия включают не менее двух противорецидивных курсов осенью (октябрь-ноябрь) и весной (март-апрель) по 10-15 дней, а также после очередного заболевания, в предэпидемический и эпидемический периоды по ОРВИ и гриппу. К ним относятся:
общеукрепляющие препараты: витамины А, С, препараты шиповника, элеутерококка;
симптоматические средства по показаниям: отхаркивающие препараты, щелочные ингаляции, масляно-щелочные ингаляции, средства, улучшающие аппетит (горечи, ферменты), седативные препараты (корень валерианы, бромистый натрий и др.), антигистаминные (супрастин, тавегил и др.);
дополнительное питание;
комплекс дыхательной гимнастики (ежеквартально по 4 недели);
физиотерапия (УФО - ультрафиолетовое облучение), лечебные коктейли, общий массаж, общие ванны с различными травами, морской солью);
санация носоглотки и кариозных зубов два раза в год и по показаниям;
мероприятия по профилактики ОРВИ: продигиозан и интерферон, оксолиновая мазь и др., прививки от гриппа.
Критерием эффективности лечебно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения служит улучшение состояния здоровья детей. Оценку состояния здоровья детей проводят на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических осмотров.
- Тема 1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- Тема 2. Понятие о здоровом образе жизни. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний и инфекционных болезней.
- Тема 3. Здоровье детского и подросткового населения.
- Тема 4. Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 5. Требования к организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
- Тема 6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Обязанности администрации дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- 1.1. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-фз «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Государственное регулирование, обеспечивающее безопасность продукции и производственных процессов. Сертификация продукции, работ, услуг
- Лицензирование отдельных видов деятельности
- Санитарно-эпидемиологические экспертизы
- Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
- Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия
- Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Права и обязанности должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Ответственность за нарушение санитарного законодательства
- 1.2. Другие законы, действующие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Тема 2. Понятие о здоровом образе жизни. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний и инфекционных болезней
- 2.1. Здоровый образ жизни
- 2.2. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний
- 2.3. Профилактика инфекционных болезней
- Болезни, передаваемые воздушно-капельным путем
- Детские капельные инфекции
- Острые кишечные инфекции
- Пищевые отравления
- Паразитарные болезни
- Болезни, передаваемые контактно-бытовым путем
- Болезни, передаваемые парентеральным путем
- Болезни, передаваемые половым путем
- Тема 3. Здоровье детского и подросткового населения. Обязанности медицинского персонала дошкольных образовательных учреждений
- 3.1. Здоровье детей и подростков, условия его формирования
- 3.2. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков
- 3.3. Оздоровление часто болеющих детей
- 3.4. Обязанности медицинского персонала дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях
- 4.1. Требования к участку
- 4.2. Требования к зданию
- 4.3. Требования к внутренней отделке помещений
- 4.4. Требования к оборудованию помещений
- Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста
- 4.5. Требования к естественному и искусственному освещению помещений
- Нормативы искусственной освещенности в основных помещениях (при использовании люминесцентных ламп)
- 4.6. Требования к отоплению и вентиляции
- 4.8. Требования к санитарному содержанию помещений и дезинфекционные мероприятия
- 4.9. Требования к организации режима дня и учебных занятий
- 4.10. Требования к организации физического воспитания
- Наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность в зависимости от возраста детей
- 4.11. Требования к приему детей в дошкольные образовательные учреждения
- Тема 5. Требования к организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях
- Нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день)*
- Распределение общей калорийности суточного рациона питания детей
- Рекомендуемые объемы порций для детей
- Тема 6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Обязанности администрации детских дошкольных учреждений
- 6.1. Организация производственного контроля
- 6.2. Личная гигиена персонала, медицинские осмотры
- 6.3. Обязанности администрации детских дошкольных учреждений
- Дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в зависимости от области применения
- Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дошкольного образовательного учреждения
- Примерный перечень оборудования физиотерапевтического кабинета
- Нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях-садах и в санаторных дошкольных учреждениях (граммов в день на одного ребенка)
- Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков организованных коллективов
- Перечень вопросов для контроля знаний должностных лиц и работников дошкольных образовательных учреждений
- Перечень вопросов для контроля знаний работников пищеблока дошкольных образовательных учреждений
- Законодательные и нормативные документы
- Список использованной литературы