2.1. Здоровый образ жизни
В рамках первичной профилактики заболеваний одно из ведущих мест занимает формирование здорового образа жизни на основе санитарно-гигиенических знаний и навыков, определяющих в итоге и общий культурный уровень каждого члена общества. Здоровый образ жизни - это образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека, а следовательно, и населения страны в целом. Поэтому здоровый образ жизни рассматривается не только как медицинская, но и как социально-экономическая категория, позволяющая характеризовать здоровый образ жизни полнотой (мерой) участия людей в многообразных видах социальной деятельности.
По оценкам отечественных и зарубежных специалистов состояние здоровья населения зависит на 25-50% от образа жизни, на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% от генетических факторов и только на 10% от деятельности служб здравоохранения.
С педагогической точки зрения наиболее легко и стойко гигиенические навыки формируются у детей младших возрастных групп. В этой связи следует начинать общее гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях среди детей 2-3-летнего возраста. В этом возрасте удобной и хорошо воспринимаемой формой подачи информации является игра, мультипликационные фильмы и другие виды словесной и визуальной информации, адаптированной к младшему возрасту.
Следует выделить стоматологический аспект гигиенического воспитания, который рекомендуется осуществлять с 3-летнего возраста. Здесь необходимо начинать с формирования и закрепления самых простых навыков пользования зубной щеткой, формировании привычки и потребности ухаживать за полостью рта перед сном и после каждого приема пищи и лишь потом перейти к чистке зубов с использованием детских зубных паст.
Выбор человеком здорового образа жизни невозможен без отказа от вредных привычек, к числу которых относятся: курение, употребление алкоголя, наркотических веществ. Как правило, эти привычки формируются в подростковом и юношеском возрасте, поэтому просветительную работу необходимо начинать как можно раньше.
Курение - самая массовая хроническая бытовая интоксикация. Курение наносит вред не только здоровью курящего, но и окружающих, так называемое «пассивное курение». Особую опасность представляют бронхиты курильщиков. Курение создает благоприятные условия для возникновения язвенной болезни желудка, сердечно-сосудистых заболеваний. Табачный дым чрезвычайно вредно влияет на репродуктивную функцию женского организма, вызывая выкидыши на ранних стадиях беременности, дисфункции. Тяжелые последствия курения могут проявиться и через много лет, в том числе онкологические заболевания.
Алкоголизм - заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкогольным напиткам, потерей чувства меры, контроля. В результате этого заболевания у больных появляются обратимые, а в дальнейшем - стойкие неврологические расстройства и психические нарушения вплоть до полной деградации личности. Особенно неблагоприятное воздействие алкоголь оказывает на организм женщины и представляет угрозу здоровью потомства и самой женщины. Алкоголь притупляет внимание, увеличивает возможность возникновения травм во время работы, ведет к самым разнообразным нарушениям санитарных правил. Нетрезвый работник немедленно должен быть отстранен от работы.
Серьезную озабоченность вызывает наркомания (токсикомания) -заболевание, связанное с непреодолимым влечением к наркотикам или лекарственным и другим веществам. Наркотическая зависимость формируется очень быстро, а процесс деградации личности идет так стремительно, что к 30-40 годам наступает одряхление организма. Обостряются сопутствующие заболевания, быстрее проявляются новые. Наркоманы являются группой риска по гепатиту В и ВИЧ-инфекции. В профилактике наркомании, токсикомании и других вредных привычек большая роль принадлежит семье и трудовым коллективам.
Здоровый образ жизни включает в себя не только отказ от вредных привычек, но и поведение, способствующее повышению защитных свойств организма. Это оптимальный режим труда и отдыха, рациональное питание и двигательный режим, физическая культура, закаливание, соблюдение личной гигиены, гигиены супружеских отношений, медицинская активность (диспансеризация), позитивное экологическое поведение.
Значительную роль в профилактике различных заболеваний, сохранению и укреплению здоровья населения играет система обязательной профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников организаций.
- Тема 1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- Тема 2. Понятие о здоровом образе жизни. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний и инфекционных болезней.
- Тема 3. Здоровье детского и подросткового населения.
- Тема 4. Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 5. Требования к организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
- Тема 6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Обязанности администрации дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- 1.1. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-фз «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Государственное регулирование, обеспечивающее безопасность продукции и производственных процессов. Сертификация продукции, работ, услуг
- Лицензирование отдельных видов деятельности
- Санитарно-эпидемиологические экспертизы
- Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
- Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия
- Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Права и обязанности должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Ответственность за нарушение санитарного законодательства
- 1.2. Другие законы, действующие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Тема 2. Понятие о здоровом образе жизни. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний и инфекционных болезней
- 2.1. Здоровый образ жизни
- 2.2. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний
- 2.3. Профилактика инфекционных болезней
- Болезни, передаваемые воздушно-капельным путем
- Детские капельные инфекции
- Острые кишечные инфекции
- Пищевые отравления
- Паразитарные болезни
- Болезни, передаваемые контактно-бытовым путем
- Болезни, передаваемые парентеральным путем
- Болезни, передаваемые половым путем
- Тема 3. Здоровье детского и подросткового населения. Обязанности медицинского персонала дошкольных образовательных учреждений
- 3.1. Здоровье детей и подростков, условия его формирования
- 3.2. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков
- 3.3. Оздоровление часто болеющих детей
- 3.4. Обязанности медицинского персонала дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях
- 4.1. Требования к участку
- 4.2. Требования к зданию
- 4.3. Требования к внутренней отделке помещений
- 4.4. Требования к оборудованию помещений
- Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста
- 4.5. Требования к естественному и искусственному освещению помещений
- Нормативы искусственной освещенности в основных помещениях (при использовании люминесцентных ламп)
- 4.6. Требования к отоплению и вентиляции
- 4.8. Требования к санитарному содержанию помещений и дезинфекционные мероприятия
- 4.9. Требования к организации режима дня и учебных занятий
- 4.10. Требования к организации физического воспитания
- Наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность в зависимости от возраста детей
- 4.11. Требования к приему детей в дошкольные образовательные учреждения
- Тема 5. Требования к организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях
- Нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день)*
- Распределение общей калорийности суточного рациона питания детей
- Рекомендуемые объемы порций для детей
- Тема 6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Обязанности администрации детских дошкольных учреждений
- 6.1. Организация производственного контроля
- 6.2. Личная гигиена персонала, медицинские осмотры
- 6.3. Обязанности администрации детских дошкольных учреждений
- Дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в зависимости от области применения
- Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дошкольного образовательного учреждения
- Примерный перечень оборудования физиотерапевтического кабинета
- Нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях-садах и в санаторных дошкольных учреждениях (граммов в день на одного ребенка)
- Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков организованных коллективов
- Перечень вопросов для контроля знаний должностных лиц и работников дошкольных образовательных учреждений
- Перечень вопросов для контроля знаний работников пищеблока дошкольных образовательных учреждений
- Законодательные и нормативные документы
- Список использованной литературы