logo
Пособие+для+ДОУ

Наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность в зависимости от возраста детей

Моторная плотность занятия в зале (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения, к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять не менее 70%; на воздухе - не менее 80%.

Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень ЧСС у детей 3-4 лет составляет - 130-140 уд./мин., на воздухе - 140-160 уд./мин.; у детей 5-7 лет - в зале 140-150 уд./мин.; на воздухе - 150-160 уд./мин.

Оценка эффективности физического воспитания осуществляется на основе динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни.

Тестирование физической подготовленности дошкольников проводит воспитатель по физической культуре в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и в конце его (апрель-май) и контролирует методист (старший воспитатель) дошкольного образовательного учреждения. Оценку уровня физической подготовленности медицинская сестра вносит в «Медицинскую карту».

Разрешение на проведение тестирования физической подготовленности детей дает медперсонал дошкольного образовательного учреждения.

Закаливание - это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольных учреждениях, так и дома. Основными задачами закаливания являются укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Закаливание, как средство совершенствование защитных реакций организма, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия определенных факторов.

Закаливание детей включает систему мероприятий:

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольного образовательного учреждения, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.

При организации специальных закаливающих мероприятий весь контингент детей необходимо разбить на группы:

  1. Дети здоровые, ранее закаливаемые

  2. Дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья.

  3. Дети, имеющие хронические заболевания, или дети, вернувшиеся в дошкольные учреждения после длительной болезни.

По мере закаливания, но не ранее, чем через 2 месяца дети могут быть переведены из одной группы в другую. Критерием для этого должно быть: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция на процедуру, отсутствие отрицательных внешних признаков на холодовой раздражитель( выраженная одышка, появление «гусиной кожи», резкое учащенное сердцебиение).

Для детей 1 группы рекомендуется конечная температура воды и воздуха при закаливании на 2-4 градуса ниже, чем для детей 2 группы.

Для детей 3 группы наоборот - на 2 градуса выше, а температуру действующего фактора следует снижать более медленно - через 3-4 дня при местном воздействии и через 5-6 дней при общем.

Все специальные меры закаливания различаются:

- по силе воздействия - местные (обтирание, обливание, ванна), общие (обтирания, обливания, ванна, купание в открытом водоеме);

-по продолжительности;

- по действующему фактору (воздух, вода, солнце).

Начинают закаливание с более мягких воздействий, т.е. с местных закаливающих воздействий. Медицинских отводов от закаливания не должно быть. Исключение составляют лишь острые заболевания.

Имеется ряд противопоказаний к использованию солнца в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям более старшего возраста, страдающим резким отставанием физического развития, малокровием, повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение рассеянным и отраженным солнечными лучами.

Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой ячейке необходимо иметь в наличии:

Для организации плавания детей в бассейне необходимо предусмотреть рациональный набор оборудования и инвентаря (Приложение 10).

В холодный период года занятия в бассейне предпочтительно проводить после прогулки. При проведении занятий в бассейне перед прогулкой для предупреждения переохлаждения детей необходимо предусмотреть промежуток времени между ними не менее 50 минут.

Температура воды в бассейне - +30° ±1°С, температура воздуха в зале с ванной - +29° ±1°С, в раздевалке с душевой +25°-+26°С.

Перед началом и после занятий в бассейне организуют мытье детей под душем.

Для профилактики переохлаждения детей занятия в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой (холодный душ, проплывание под холодной струей, топтание в ванночке с холодной водой).

Продолжительность занятия в бассейне в зависимости от возраста детей составляет:

С целью закаливания и оздоровления детей можно использовать сауну, при этом необходимо соблюдать следующие требования:

Присутствие медицинского персонала при проведении занятий в бассейне и при приеме детьми процедур в сауне обязательно.

Дети могут посещать бассейн и сауну только при наличии разрешения врача-педиатра.

Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических мероприятий.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности, а во время прогулок за территорию дошкольного образовательного учреждения - 35-40%.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

Вся работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществляется воспитателем по физкультуре и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников, методиста (старшего воспитателя) и заведующей дошкольного образовательного учреждения.

Медицинский и педагогический контроль за организацией физического воспитания дошкольников включает: