Тема 5. Требования к организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях
Рациональное питание является важнейшей составляющей формирования здоровья детей. Правильно организованное питание, полноценное и сбалансированное по содержанию основных пищевых веществ обеспечивает нормальный рост и развитие детского организма, оказывает существенное влияние на резистентность и иммунитет ребенка по отношению к различным заболеваниям, повышает его работоспособность и выносливость, способствует оптимальному нервно-психическому развитию.
Исследования в области питания детей и подростков выявили значительные нарушения в структуре питания и пищевом статусе. К их числу относятся существенные отклонения от рекомендуемых норм потребления пищевых веществ детьми дошкольного и школьного возраста, нарушения в сбалансированности рационов в школьных учреждениях. Особенно серьезной проблемой является дефицит микронутриентов, в частности витамина С (у 60-70% обследованных детей), а также витаминов А, В1, В2, бета-каротина, железа, кальция (у 30-40% детей), йода (у 70-80% детей).
Неудовлетворительное питание детей раннего возраста привело в последние годы к росту алиментарно-зависимых заболеваний - рахита, гипотрофии, анемии. Среди детей старшего возраста в 1,5 раза увеличилась распространенность болезней эндокринной системы, в 1,2 раза выросла заболеваемость органов пищеварения. Среди школьников за последние 10 лет частота выявления патологии желудочно-кишечного тракта выросла в 3,2 раза за счет увеличения удельного веса гастродуоденитов, колитов, холециститов. Число школьников с дефицитом массы тела и отставанием физического развития составляет до 27%. Заметно выросло также число детей с аллергозами, нарушениями обмена веществ, дисбактериозами.
В связи с этим организация рационов питания для детей в организованных коллективах является одним из важнейших факторов профилактики заболеваний и поддержания здоровья детей и подростков. Основными задачами при организации питания детей и подростков в организованных коллективах являются:
обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
предупреждение среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания.
Организация питания в условиях детского дошкольного учреждения, как никакой другой вид деятельности, требует повышенной ответственности и неукоснительного выполнения всех норм и правил. В целях профилактики пищевых отравлений и возникновения кишечных заболеваний необходимо четко выполнять санитарно-противоэпидемический режим, поточность технологического процесса, условия хранения скоропортящихся продуктов.
Поэтому от того, как организовано питание в дошкольном образовательном учреждении, во многом зависит уровень физического и нервно-психического развития детей, а также показатели заболеваемости.
Требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблока должны соответствовать санитарным правилам и нормам к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также типовой инструкции по охране труда при работе в пищеблоках.
Технологическое оборудование, инвентарь, посуду, тару изготавливают из материалов, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам. Все оборудование маркируется для сырых и готовых продуктов.
При работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов.
Столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны быть цельнометаллические из нержавеющей стали или дюралюминия. Столы для обработки сырого мяса и рыбы покрывают оцинкованным железом (с закругленными углами).
Для разделки сырых и готовых продуктов следует иметь отдельные разделочные столы, ножи и гладко выструганные доски из деревьев твердых пород без щелей и зазоров. Разделочные доски из плстмассы и прессованной фанеры к использованию не допускаются.
Доски и ножи должны быть промаркированы: «СМ» - сырое мясо, «СК» - сырые куры, «СР» - сырая рыба, «СО» - сырые овощи, «ВМ» -вареное мясо, «ВР» - вареная рыба, «ВО» - вареные овощи, «гастрономия», «Сельдь», «X» - хлеб, «Зелень».
Для приготовления и хранения готовой пищи следует использовать посуду из нержавеющей стали. Алюминиевую и дюралюминиевую посуду используют только для приготовления и кратковременного хранения пищи. Компоты готовят в посуде из нержавеющей стали. Для кипячения молока выделяют отдельную посуду.
Количество комплектов столовой и чайной посуды должно полностью обеспечивать одномоментную посадку детей без дополнительной обработки посуды и приборов в течение приема пищи.
Инструкция по применению моющих и дезинфицирующих средств обязательно доводится до сведения всех сотрудников, использующих данное средство (с учетом конкретного режима проводимой обработки).
В буфетных, моечных столовой и кухонной посуды, а также возле всех ванн, которые используют для обработки инвентаря, вывешивают инструкции по режиму мытья посуды и обработки инвентаря с указанием концентраций моющих и дезинфицирующих средств, используемых в данный момент, правил приготовления рабочих растворов.
Моющие и дезинфицирующие средства хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Растворы хранят в емкостях из темного стекла с хорошо пригнанной пробкой, избегая воздействия на них света и влаги, не более 5 дней.
Для мытья кухонной посуды используют двухсекционные металлические ванны типа ВМ-1, ВМ-2, ВМ-1А, ВМ-2А с подводкой к ним горячей и холодной воды, с установкой смесителей. Температура горячей воды в точке разбора должна быть не менее 65°С.
Нельзя использовать для технологических, хозяйственно-бытовых целей горячую воду из системы водяного отопления.
В месте присоединения ванны к канализации должен быть воздушный разрыв не менее 20 мм от верха приемной воронки.
Варочные котлы после освобождения от остатков пищи моют горячей водой не ниже 40°С с добавлением моющих средств, ополаскивают горячей водой из шланга с душевой насадкой и просушивают в перевернутом виде на решетчатых полках, стеллажах. Чистую кухонную посуду хранят на стеллажах на высоте не менее 0,5 м от пола.
Разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь: лопатки, мешалки и др. моют в первой ванне горячей водой (50°С) с добавлением моющих средств, ополаскивают горячей водой с температурой не ниже 65°С во второй ванне, обдают кипятком, а затем просушивают на решетчатых металлических стеллажах.
Металлический инвентарь после мытья прокаливают в духовом шкафу; мясорубки после использования разбирают, промывают, обдают кипятком и тщательно просушивают.
Столовая и чайная посуда выделяется для каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) - из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и приборы из алюминия.
Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать списочному составу детей в группе. Для персонала следует иметь отдельную столовую посуду. Посуду хранят в буфете.
Посуду и столовые приборы моют в 2-х или 3-х гнездных ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения по следующей схеме:
удаление остатков пищи щеткой в бачки для отходов;
мытье в первой секции в воде температурой не ниже 40°С с добавлением моющего средства (по инструкции);
мытье во второй секции в воде той же температуры, но с добавлением моющего вещества в два раза меньше, чем в первую секцию;
ополаскивание посуды горячей проточной водой температурой не ниже 65°С, в металлических сетках с помощью гибкого шланга с душевой насадкой;
просушивается посуда на решетчатых полках, стеллажах.
Чашки в первой ванне промывают горячей водой с применением моющих средств, ополаскивают во второй ванне проточной горячей водой температурой не ниже 65°С.
Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.
При возникновении случаев инфекционных заболеваний проводится обеззараживание (дезинфекция) посуды в установленном порядке.
Для обеззараживания посуды рекомендуется использование сухожарового шкафа, который устанавливают в каждой групповой ячейке. При его отсутствии для обеззараживания посуды в каждой группе следует иметь емкость с крышкой для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе (Приложение 1).
В ясельных группах бутылочки после молочных смесей промывают теплой проточной водой с помощью ерша и моющих средств, затем стерилизуют в автоклаве при температуре 120°С в течение 45 минут или кипятят в воде в течение 15 минут и хранят в промаркированной закрытой эмалированной посуде. Ерши после использования промывают проточной водой и кипятят 30 минут, высушивают и хранят в сухом виде.
Соски после употребления промывают, замачивают в 2% растворе питьевой соды в течение 15-20 минут, потом промывают водой, кипятят 3 минуты в воде и хранят в промаркированной емкости с закрытой крышкой.
Рабочие столы на пищеблоке и столы в групповых после каждого приема пищи моют горячей водой с моющими средствами специальной ветошью.
Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов при осложненной эпидситуации кипятят в течение 15 минут в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивают в дезинфицирующем растворе, затем простирывают в конце дня с моющим средством, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.
Пищевые отходы на пищеблоке и в группах собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки. Очистка проводится по мере заполнения не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают с помощью шлангов над канализационными трапами, промывают 2% раствором кальцинированной соды, а затем ополаскивают горячей водой и просушивают.
В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т.п.
Генеральная уборка проводится один раз в месяц с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
В помещениях пищеблока проводят санитарно-профилактические мероприятия по борьбе с мухами, тараканами и грызунами, а при их появлении - истребительные, с использованием разрешенных химических препаратов, в порядке, установленном Минздравом России.
Таблица 8
- Тема 1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- Тема 2. Понятие о здоровом образе жизни. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний и инфекционных болезней.
- Тема 3. Здоровье детского и подросткового населения.
- Тема 4. Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 5. Требования к организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
- Тема 6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Обязанности администрации дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- 1.1. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-фз «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Государственное регулирование, обеспечивающее безопасность продукции и производственных процессов. Сертификация продукции, работ, услуг
- Лицензирование отдельных видов деятельности
- Санитарно-эпидемиологические экспертизы
- Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
- Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия
- Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Права и обязанности должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Ответственность за нарушение санитарного законодательства
- 1.2. Другие законы, действующие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Тема 2. Понятие о здоровом образе жизни. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний и инфекционных болезней
- 2.1. Здоровый образ жизни
- 2.2. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний
- 2.3. Профилактика инфекционных болезней
- Болезни, передаваемые воздушно-капельным путем
- Детские капельные инфекции
- Острые кишечные инфекции
- Пищевые отравления
- Паразитарные болезни
- Болезни, передаваемые контактно-бытовым путем
- Болезни, передаваемые парентеральным путем
- Болезни, передаваемые половым путем
- Тема 3. Здоровье детского и подросткового населения. Обязанности медицинского персонала дошкольных образовательных учреждений
- 3.1. Здоровье детей и подростков, условия его формирования
- 3.2. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков
- 3.3. Оздоровление часто болеющих детей
- 3.4. Обязанности медицинского персонала дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях
- 4.1. Требования к участку
- 4.2. Требования к зданию
- 4.3. Требования к внутренней отделке помещений
- 4.4. Требования к оборудованию помещений
- Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста
- 4.5. Требования к естественному и искусственному освещению помещений
- Нормативы искусственной освещенности в основных помещениях (при использовании люминесцентных ламп)
- 4.6. Требования к отоплению и вентиляции
- 4.8. Требования к санитарному содержанию помещений и дезинфекционные мероприятия
- 4.9. Требования к организации режима дня и учебных занятий
- 4.10. Требования к организации физического воспитания
- Наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность в зависимости от возраста детей
- 4.11. Требования к приему детей в дошкольные образовательные учреждения
- Тема 5. Требования к организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях
- Нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день)*
- Распределение общей калорийности суточного рациона питания детей
- Рекомендуемые объемы порций для детей
- Тема 6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Обязанности администрации детских дошкольных учреждений
- 6.1. Организация производственного контроля
- 6.2. Личная гигиена персонала, медицинские осмотры
- 6.3. Обязанности администрации детских дошкольных учреждений
- Дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в зависимости от области применения
- Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дошкольного образовательного учреждения
- Примерный перечень оборудования физиотерапевтического кабинета
- Нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях-садах и в санаторных дошкольных учреждениях (граммов в день на одного ребенка)
- Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков организованных коллективов
- Перечень вопросов для контроля знаний должностных лиц и работников дошкольных образовательных учреждений
- Перечень вопросов для контроля знаний работников пищеблока дошкольных образовательных учреждений
- Законодательные и нормативные документы
- Список использованной литературы