2.3. Профилактика инфекционных болезней
Всех нас окружает огромный мир мельчайших живых существ, к которым относятся бактерии, вирусы, дрожжи, грибы. Увидеть микробы можно только при очень сильном увеличении под микроскопом. Микробы отличаются друг от друга своим внешним видом. Среди них есть микробы, имеющие вид шариков, палочек, извитых нитей и спиралей. Они могут жить и размножаться в окружающей среде: воде, воздухе, почве.
Микроорганизмы бывают полезные и патогенные (болезнетворные). Полезные микроорганизмы широко применяются в различных отраслях пищевой, химической промышленности, в сельском хозяйстве, медицине. Благодаря молочнокислым бактериям можно сделать кефир, простоквашу, ацидофилин, йогурт и другие кисломолочные продукты. На использовании молочнокислой микрофлоры основано приготовление сметаны, творога. Все это примеры использования человеком полезных микроорганизмов.
К вредным относятся микробы, вызывающие порчу пищевых продуктов, болезни у людей, животных и растений (патогенные микробы). Внедряясь в организм человека или животного, они приспособились получать в нем необходимые условия для своей жизнедеятельности и размножения, при этом выделяют токсические вещества, оказывающие болезнетворное влияние на организм.
Инфекционные (заразные) болезни - болезни, вызванные воздействием на организм биологических факторов (возбудителей инфекционных заболеваний) и передающиеся от больного (человека или животного) к здоровому человеку. Возбудителями инфекционных болезней являются микробы, вирусы, простейшие, грибы, паразитические черви (гельминты).
Для развития инфекционного заболевания необходимо наличие источника инфекции, механизма передачи инфекции и восприимчивого организма.
Источник инфекции - больной человек или животное, которые имеют симптомы инфекционного заболевания и выделяют возбудителей этого заболевания в окружающую среду. Источником инфекции также может быть бессимптомный носитель - человек, у которого отсутствуют клинические проявления заболевания, но выделяющий в окружающую среду возбудителей.
Механизм передачи инфекции - процесс передачи возбудителей инфекции из организма больного человека или носителя в организм здорового человека.
Возбудители инфекции выделяются из организма человека разными путями: при дыхании, кашле, чихании, с испражнениями, через кожу и пр. Попав в окружающую среду, возбудители инфекции могут оказаться на руках, лице, одежде, а также на любых предметах окружающей среды.
Механизм передачи возбудителя от больного к здоровому зависит от места обитания - локализации - возбудителя в организме.
При локализации в желудочно-кишечном тракте возбудитель проникает в его организм через рот с водой или пищей, а выделяется с фекальными массами (брюшной тиф, паратифы, сальмонеллезы, дизентерия, холера, некоторые гельминтозы). Заражение происходит при несоблюдении правил личной гигиены (болезни «грязных рук»), нарушении правил и сроков хранения продуктов питания, употреблении немытых овощей и фруктов, не кипяченой питьевой воды из неизвестных источников, недостаточной термической обработке пищевых продуктов (мяса, рыбы, птицы, яиц), несоблюдении чистоты при приготовлении пищи. Такой способ передачи возбудителя называется фекально-оральный (по латыни «or» - «рот»).
При локализации возбудителя в органах дыхания, особенно верхних дыхательных путях, возбудитель попадает в организм с воздухом при вдохе и соответственно выделяется из него при выдохе (разговоре, кашле, чихании с выдыхаемым воздухом, капельками слюны, слизи). Отсюда и название такого пути передачи - воздушно-капельный (грипп, дифтерия, туберкулез, ветряная оспа, корь и др.)
Возбудители, поражающие кожные покровы и слизистые оболочки, передаются при непосредственном контакте, а также через предметы обихода и руки (грибковые заболевания кожи, педикулез, чесотка, заболевания, передаваемые половым путем). Такой путь передачи называется контактно-бытовой. Его разновидностью является половой путь, когда передача возбудителя происходит при половом контакте. Таким способом передаются сифилис, гонорея, трихомониаз, ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит В.
При локализации возбудителя в крови его передача происходит трансмиссивным (через укусы кровососущих насекомых), а также парентеральным путем - через кровь при нарушении целостности кожных покровов и слизистых при медицинских манипуляциях, родах (гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция).
Существует еще пятый механизм передачи инфекции - вертикальный - от матери плоду (гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция)
Для распространения заболевания, кроме источника и механизма передачи инфекции, необходимо еще наличие восприимчивого организма. При наличии этих трех составляющих происходит эпидемический процесс - распространение инфекционного заболевания. Широкое распространение какого-либо инфекционного заболевания называется эпидемия.
Профилактику инфекционных болезней можно проводить путем обезвреживания источника инфекции, ликвидацию или разрыв путей ее распространения, или воздействуя на восприимчивый организм человека с целью создания иммунитета.
Обезвредить источник инфекции возможно путем:
раннего его выявления (при профилактических медицинских осмотрах);
отстранения от работы (больного или носителя), связанной с риском распространения инфекции;
своевременного лечения, а при необходимости - изоляции;
если источник животные или грызуны - через проведение санитарно-ветеринарных мероприятий.
Разрыв путей передачи инфекции - это соблюдение правил личной гигиены, санитарно-гигиенических требований и противоэпидемического режима на предприятиях, ношение марлевых повязок в период эпидемии гриппа и т.д.
Одним из способов разрыва путей передачи инфекции является дезинфекция - уничтожение или удаление возбудителей инфекционных болезней на (в) объектах окружающей среды.
Источниками и переносчиками многих инфекционных заболеваний являются грызуны и членистоногие, поэтому регулирование их численности путем проведения дезинсекционных и дератизационных мероприятий также является мерой профилактики этих заболеваний.
Дезинсекция - уничтожение членистоногих, имеющих эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение, и мешающих труду и отдыху людей (комары, клещи, мухи, блохи, тараканы).
Дератизация - уничтожение или отпугивание грызунов, имеющих эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение (мыши, крысы).
После перенесения некоторых инфекционных заболеваний в организме формируется стойкий иммунитет - невосприимчивость к данному заболеванию. В основном это относится к заболеваниям с воздушно-капельным механизмом передачи. Наиболее действенной мерой профилактики таких заболеваний является вакцинация - введение в организм ослабленных возбудителей, которые не в состоянии вызвать само заболевание, но при этом формируют стойкий иммунитет. В Российской Федерации существует национальный календарь профилактических прививок - официальный документ, в котором установлены сроки обязательной вакцинации населения против ряда инфекционных заболеваний.
Далее рассматриваются вопросы профилактики инфекционных заболеваний, которые чрезвычайно важны для персонала детских учреждений, так как именно дети наиболее уязвимы в плане инфекций. Кроме того, в раннем детстве еще не сформированы навыки личной гигиены, которые помогают избежать заражения. Учитывая возможности массового распространения и ущерб, наносимый здоровью детей, наиболее актуальными являются вопросы профилактики воздушно-капельных инфекций, острых кишечных инфекций и пищевых отравлений.
- Тема 1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- Тема 2. Понятие о здоровом образе жизни. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний и инфекционных болезней.
- Тема 3. Здоровье детского и подросткового населения.
- Тема 4. Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 5. Требования к организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
- Тема 6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Обязанности администрации дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- 1.1. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-фз «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Государственное регулирование, обеспечивающее безопасность продукции и производственных процессов. Сертификация продукции, работ, услуг
- Лицензирование отдельных видов деятельности
- Санитарно-эпидемиологические экспертизы
- Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
- Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия
- Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Права и обязанности должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Ответственность за нарушение санитарного законодательства
- 1.2. Другие законы, действующие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Тема 2. Понятие о здоровом образе жизни. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний и инфекционных болезней
- 2.1. Здоровый образ жизни
- 2.2. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний
- 2.3. Профилактика инфекционных болезней
- Болезни, передаваемые воздушно-капельным путем
- Детские капельные инфекции
- Острые кишечные инфекции
- Пищевые отравления
- Паразитарные болезни
- Болезни, передаваемые контактно-бытовым путем
- Болезни, передаваемые парентеральным путем
- Болезни, передаваемые половым путем
- Тема 3. Здоровье детского и подросткового населения. Обязанности медицинского персонала дошкольных образовательных учреждений
- 3.1. Здоровье детей и подростков, условия его формирования
- 3.2. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков
- 3.3. Оздоровление часто болеющих детей
- 3.4. Обязанности медицинского персонала дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях
- 4.1. Требования к участку
- 4.2. Требования к зданию
- 4.3. Требования к внутренней отделке помещений
- 4.4. Требования к оборудованию помещений
- Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста
- 4.5. Требования к естественному и искусственному освещению помещений
- Нормативы искусственной освещенности в основных помещениях (при использовании люминесцентных ламп)
- 4.6. Требования к отоплению и вентиляции
- 4.8. Требования к санитарному содержанию помещений и дезинфекционные мероприятия
- 4.9. Требования к организации режима дня и учебных занятий
- 4.10. Требования к организации физического воспитания
- Наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность в зависимости от возраста детей
- 4.11. Требования к приему детей в дошкольные образовательные учреждения
- Тема 5. Требования к организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях
- Нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день)*
- Распределение общей калорийности суточного рациона питания детей
- Рекомендуемые объемы порций для детей
- Тема 6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Обязанности администрации детских дошкольных учреждений
- 6.1. Организация производственного контроля
- 6.2. Личная гигиена персонала, медицинские осмотры
- 6.3. Обязанности администрации детских дошкольных учреждений
- Дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в зависимости от области применения
- Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дошкольного образовательного учреждения
- Примерный перечень оборудования физиотерапевтического кабинета
- Нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях-садах и в санаторных дошкольных учреждениях (граммов в день на одного ребенка)
- Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков организованных коллективов
- Перечень вопросов для контроля знаний должностных лиц и работников дошкольных образовательных учреждений
- Перечень вопросов для контроля знаний работников пищеблока дошкольных образовательных учреждений
- Законодательные и нормативные документы
- Список использованной литературы