logo
Пособие+для+ДОУ

4.1. Требования к участку

Выбор земельных участков для строительства, проекты зданий, привязка проектов (в т.ч. реконструкции и перепрофилирования) допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам.

Дошкольные образовательные учреждения следует размещать в микрорайонах на обособленных земельных участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий, гаражей. Через территорию учреждения не должны проходить магистральные инженерные коммуникации (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).

Уровень шума на участке для вновь строящегося дошкольного образовательного учреждения не должен превышать 60 дБА.

Территория участка ограждается забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений. Для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок для детей следует предусмотреть отвод паводковых и ливневых вод от участка.

Территория земельного участка должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности участка - не менее 10 лк на земле.

Площадь земельного участка для вновь строящихся учреждений с отдельно стоящим зданием принимается из расчета 40 м2 на 1 место, при вместимости до 100 мест - 35 м2 на 1 место; для встроенного здания при вместимости более 100 мест - не менее 29 м2 на 1 место.

В крупных городах в условиях высокой плотности застройки при реконструкции зданий, при организации участка на сложном рельефе уменьшение площади участка допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

На земельном участке выделяют следующие функциональные зоны:

Расположение на участке посторонних учреждений, построек и сооружений, функционально не связанных с дошкольным образовательным учреждением, не допускается.

Здания дошкольных образовательных учреждений проектируют отдельно стоящими. При затесненной многоэтажной застройке в городах, а также при строительстве в городах-новостройках допускается пристройка здания вместимостью до 140 мест к жилым домам при наличии отдельно огороженной территории с самостоятельным входом и выездом (въездом). Здание дошкольного образовательного учреждения следует отгородить от жилого здания капитальной стеной.

При недостаточной инсоляции территории учреждения часть или всю игровую территорию, по согласованию с территориальным управлением Роспотребнадзора, допускается размещать в отрыве от здания или участка на расстоянии не более 50 м.

Зона игровой территории включает в себя:

Групповые площадки соединяют кольцевой дорожкой шириной 1,5 м по периметру участка (для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения). Покрытие площадок должно быть травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным, для детей ясельного возраста - комбинированным: травяным с утрамбованным грунтом вокруг песочниц и подходов к теневым навесам.

Групповые площадки для детей ясельного возраста располагают в непосредственной близости от выходов из помещений групп.

Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью не менее 40 м2. Деревянные полы навесов оборудуют на расстоянии не менее 15 см от земли.

Теневые навесы для детей ясельного и дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждают с трех сторон, высота ограждения не менее 1,5 метров. В IA, IB, IT климатических подрайонах вместо теневых навесов оборудуют отапливаемые прогулочные веранды из расчета не менее 2 м2 на одного ребенка с принудительной вентиляцией.

Теневые навесы могут быть пристроены к зданию, но тогда они не должны затенять помещений групповых ячеек. Навесы для детей ясельного возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию дошкольного образовательного учреждения и использовать как веранды. В одной из стен навеса устраивают встроенный шкаф для хранения игрушек и инвентаря. Игровые площадки для детей ясельного возрастало 1 года оборудуют манежем (2,5x2,5 м), настилом (5x6 м). На площадках для детей ясельного возраста от 1 года до 3 лет устанавливают игровое оборудование. Игровые площадки для дошкольных групп оборудуют с учетом высокой активности детей в играх - турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами.

Установка оборудования осуществляется согласно инструкции предприятия-изготовителя; оно должно быть надежно закреплено.

Поверхность оборудования не должна иметь острых выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Для покрытия конструкций используют материалы, стойкие к воде, моющим и дезинфицирующим средствам.

Площадь озеленения территории должна составлять не менее 50%.

В площадь озеленения включают защитные от пыли, шума, ветра и др. полосы между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы:

Групповые площадки ограждают кустарником.

По периметру участка устраивают зеленую защитную полосу из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, со стороны улицы - не менее 6 м. Деревья высаживают на расстоянии не менее 15 м, кустарники - 5 м от здания дошкольного образовательного учреждения.

Для озеленения участка используют зеленые насаждения, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года. Нельзя использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками.

Общая физкультурная площадка состоит из:

В учреждениях вместимостью до 150 мест оборудуют одну физкультурную площадку размером не менее 250 м2, при вместимости свыше 150 мест - две площадки размером 150 м2 и 250 м2.

Зона с установленным оборудованием для проведения подвижных игр должна иметь травяное покрытие, все остальные зоны - твердое грунтовое, деревянное и другие покрытия, разрешенные в установленном порядке.

Ежегодно, весной, на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводят смену песка.

Хозяйственную зону располагают на границе земельного участка вдали от групповых и физкультурных площадок, изолируют от остальной территории зелеными насаждениями. Она имеет самостоятельный въезд с улицы, удобную связь с пищеблоком и постирочной.

На территории хозяйственной зоны могут размещаться: при отсутствии теплоцентрали - котельная с соответствующим хранилищем топлива; при отсутствии центрального водоснабжения - сооружения водоснабжения с санитарно-защитной зоной; овощехранилище площадью не более 50 м2 и места для сушки белья и выбивания ковровых изделий.

При достаточной площади участка в состав хозяйственной зоны могут быть включены: площадки для огорода, ягодника, фруктового сада.

В хозяйственной зоне оборудуют площадку для сбора мусора и пищевых отходов. На площадке с твердым покрытием устанавливают раздельные промаркированные контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов.

Уборку участка следует проводить ежедневно: утром за 1 -2 часа до прихода детей и по мере загрязнения территории. При сухой и жаркой погоде необходимо проводить полив участка не менее 2 раз в день. Мусор следует убирать в мусоросборники с закрывающимися крышками. Очистку мусоросборников производят при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники очищают и обрабатывают с помощью дезинфицирующих средств (Приложение 1). Не допускается сжигание мусора на территории дошкольного образовательного учреждения и в непосредственной близости от него. С целью предупреждения выплода мух 1 раз в 5 или 10 дней места сбора отходов обрабатывают одним из разрешенных средств.

У входов в здание следует иметь скребки, решетки, коврики, щетки. Коврики и решетки после утреннего прихода детей в учреждение, а также после прогулки очищают и моют.

Въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора покрываются асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.