3.1. Здоровье детей и подростков, условия его формирования
Здоровье - это отсутствие каких-либо функциональных отклонений и заболеваний организма, наличие хорошего уровня функций различных органов и систем, а также гармоничность физического развития.
Здоровье детей дошкольного и школьного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Важными факторами являются система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи.
За последние годы состояние здоровья детей и подростков становится предметом острой тревоги общества. Социальные последствия ухудшающегося здоровья детей касаются таких вопросов, как неготовность к школьному обучению, ограничение профессиональной пригодности к службе в армии, нарушения формирования и реализации репродуктивного потенциала, ухудшение демографических показателей.
Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 года подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей с 45% до 33,89%, увеличение в 2 раза детей с хроническими заболеваниями и инвалидностью.
Отклонения в физическом развитии имеют 8% детей; часто и длительно болеющие дети составляют 6,6%; у 24% детей имеются болезни органов пищеварения, у 27% - заболевания костно-мышечной системы, у 32% - болезни крови.
Главные особенности физического развития и состояния здоровья современных дошкольников характеризует:
высокая распространенность функциональных отклонений(69,5-75,5%), среди которых ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления;
наличие дефицита массы тела у каждого пятого ребенка при некотором снижении числа детей с гармоничным развитием (с 79% до 73%);
уменьшение численности детей, чье физическое развитие соответствует паспортному возрасту (с 85% до 65%) и увеличение имеющих замедленный темп созревания;
низкие и сниженные у 20-50% дошкольников исходные (при поступлении в детский сад) показатели развития основных двигательных качеств (скорости, выносливости, мышечной массы), при наличии почти у трети из них неблагоприятных реакций сердечнососудистой системы на дозированную физическую нагрузку.
Организация учебно-воспитательного процесса в современных дошкольных учреждениях характеризуется увеличением умственной нагрузки воспитанников. Образовательный процесс многих детских садов, даже коррекционной направленности, перегружен дополнительными занятиями (иностранный язык, чтение, элементы письма и др.). В дошкольном учреждении происходит замена развивающих и оздоровительных задач на образовательные. Все большее распространение в дошкольных учреждениях получает приобщение детей к компьютерам. Использование старых компьютеров, компьютерных игр с напряженным темпом смены событий на экране способствует невротизации детей, так как поддерживает стойкий уровень их тревожности. Наблюдения специалистов показывают, что 30-40% дошкольников имеют различные формы неврозов, нарушения сна, невропатию.
Уже в дошкольном возрасте происходит формирование хронической патологии. Около 14% детей этого возраста имеют хронические заболевания ЛОР-органов (хронический тонзилит, гипертрофия миндалин 3 степени, аденоиды 2-3 степени), костно-мышечной системы (плоскостопие), кожи, а также мочеполовой системы. Первое место по распространенности среди детей дошкольного возраста занимают болезни органов дыхания, все большее число детей страдает аллергическими заболеваниями.
Число здоровых дошкольников в последние годы уменьшилось в 5 раз, и при поступлении в школу их количество не превышает 10%. Значительно уменьшилось (на 26%) число детей 6-летнего возраста, у которых биологический возраст соответствует паспортному, в 3 раза увеличилось число детей с замедленным развитием. Число детей с дисгармоничным развитием увеличилось до 26%, а число детей, не готовых к обучению, увеличилось в 5 раз.
Наиболее распространенным заболеванием среди учеников 1-3 классов являются неврозоподобный и церебростенический синдромы, вегетативно - сосудистая дистония, функциональная кардиопатия, что свидетельствует о значительном психоэмоциональном перенапряжении, которое испытывают учащиеся. Широко распространена среди детей предмиопия и миопия (близорукость) слабой степени, что свидетельствует о переутомлении детей, а также о недостаточной освещенности классов. Среди учащихся 50% страдают нарушением осанки, плоскостопием и слабостью мышц брюшного пресса.
В настоящее время до 60% детей подросткового возраста страдают хроническими заболеваниями. За последние 5 лет показатель заболеваемости среди детей до 14 лет увеличился на 22%, среди детей старшего подросткового возраста - на 24%.
Произошедшие за последние годы негативные сдвиги в состоянии здоровья подросткового возраста привели к серьезным медико-социальным последствиям. Около 60% подростков имеют по состоянию здоровья ограничения к получению профессии. Сохраняется низкий уровень годности юношей к военной службе.
Негативное влияние на формирование здоровья на подростковом этапе развития оказывает учащение стрессовых ситуаций, в том числе связанных с учебным процессом, ухудшение питания, неблагоприятная экологическая ситуация, неудовлетворительные условия обучения в образовательных учреждениях. В среднем по России до 29% школ не имеют ученической мебели, соответствующей санитарным нормам.
Ухудшение питания детей оказало крайне негативное влияние на состояние их здоровья. У детей раннего возраста это привело к росту рахита, гипотрофии, анемии, среди детей старшего возраста - к заболеваниям органов пищеварения, увеличилось число детей школьного возраста с дефицитом массы тела и отставанием физического развития, увеличилась распространенность болезней эндокринной системы, аллергических заболеваний, нарушений обмена веществ, дисбактериозов.
В связи с изложенным, только внедрение оздоровительных и здоровье сберегающих технологий в деятельность образовательных учреждений позволит обеспечить профилактику заболеваний, добиться улучшения состояния здоровья учащихся.
- Тема 1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- Тема 2. Понятие о здоровом образе жизни. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний и инфекционных болезней.
- Тема 3. Здоровье детского и подросткового населения.
- Тема 4. Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 5. Требования к организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
- Тема 6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Обязанности администрации дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- 1.1. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-фз «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Государственное регулирование, обеспечивающее безопасность продукции и производственных процессов. Сертификация продукции, работ, услуг
- Лицензирование отдельных видов деятельности
- Санитарно-эпидемиологические экспертизы
- Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
- Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия
- Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Права и обязанности должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Ответственность за нарушение санитарного законодательства
- 1.2. Другие законы, действующие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- Тема 2. Понятие о здоровом образе жизни. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний и инфекционных болезней
- 2.1. Здоровый образ жизни
- 2.2. Профилактика алиментарно-зависимых заболеваний
- 2.3. Профилактика инфекционных болезней
- Болезни, передаваемые воздушно-капельным путем
- Детские капельные инфекции
- Острые кишечные инфекции
- Пищевые отравления
- Паразитарные болезни
- Болезни, передаваемые контактно-бытовым путем
- Болезни, передаваемые парентеральным путем
- Болезни, передаваемые половым путем
- Тема 3. Здоровье детского и подросткового населения. Обязанности медицинского персонала дошкольных образовательных учреждений
- 3.1. Здоровье детей и подростков, условия его формирования
- 3.2. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков
- 3.3. Оздоровление часто болеющих детей
- 3.4. Обязанности медицинского персонала дошкольных образовательных учреждений.
- Тема 4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях
- 4.1. Требования к участку
- 4.2. Требования к зданию
- 4.3. Требования к внутренней отделке помещений
- 4.4. Требования к оборудованию помещений
- Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста
- 4.5. Требования к естественному и искусственному освещению помещений
- Нормативы искусственной освещенности в основных помещениях (при использовании люминесцентных ламп)
- 4.6. Требования к отоплению и вентиляции
- 4.8. Требования к санитарному содержанию помещений и дезинфекционные мероприятия
- 4.9. Требования к организации режима дня и учебных занятий
- 4.10. Требования к организации физического воспитания
- Наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность в зависимости от возраста детей
- 4.11. Требования к приему детей в дошкольные образовательные учреждения
- Тема 5. Требования к организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях
- Нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день)*
- Распределение общей калорийности суточного рациона питания детей
- Рекомендуемые объемы порций для детей
- Тема 6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Обязанности администрации детских дошкольных учреждений
- 6.1. Организация производственного контроля
- 6.2. Личная гигиена персонала, медицинские осмотры
- 6.3. Обязанности администрации детских дошкольных учреждений
- Дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в зависимости от области применения
- Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дошкольного образовательного учреждения
- Примерный перечень оборудования физиотерапевтического кабинета
- Нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях-садах и в санаторных дошкольных учреждениях (граммов в день на одного ребенка)
- Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков организованных коллективов
- Перечень вопросов для контроля знаний должностных лиц и работников дошкольных образовательных учреждений
- Перечень вопросов для контроля знаний работников пищеблока дошкольных образовательных учреждений
- Законодательные и нормативные документы
- Список использованной литературы