logo search
Нормативная документация МЧС России / Методическая литература ФКУ ЦЭПП МЧС России / Метод рекомендации ФКУ ЦЭПП МЧС России / Проф

Введение

Проблема наркотизации населения затрагивает все уровни развития современного общества. Не обошла она ни военные части, ни учебные заведения как общие, так и специализированные. Проблемой профилактики употребления наркотических средств занимаются образовательные и медицинские учреждения, психологические службы, органы внутренних дел, социальные службы и многие другие структуры.

Успешная профилактика наркоманий может обеспечиваться только целостной системой мероприятий, которые реализуются при согласованной работе различных специалистов.

Профилактикой употребления наркотических веществ непосредственно в воинских частях и учебных заведениях МЧС России занимаются преподаватели, воспитатели, психологи, медицинские работники, руководители подразделений. Раннее выявление подчиненных, употребляющих наркотические вещества, является важным звеном профилактики наркоманий среди личного состава. Особая роль в этом отводится командирам взводов, рот, начальникам курсов, так как они находятся в непрерывном взаимодействии с личным составом.

При возникновении ситуации, связанной с тем, что в подразделении был выявлен человек, употребляющий или употребивший однократно то или иное наркотическое вещество, возникают вполне логичные вопросы: «Что теперь делать?», «К кому обратиться?», «Как правильно поступить?», «Кто и где будет проводить медицинское освидетельствование?», «Как взаимодействовать с этим человеком?» и т.д. Ответы на эти и многие другие вопросы найти нелегко. Однако четкое понимание того, как необходимо поступать в такой ситуации, играет решающую роль для последующего ее разрешения.

Предложенные методические рекомендации разработаны как для подготовки сотрудников, по роду своей деятельности, сталкивающихся с проблемой профилактики наркомании, так и для работы с курсантами и рядовыми.

В Части I представлен теоретический материал, посвященный проблеме наркотической зависимости и ее профилактики. Ознакомление с предложенным теоретическим блоком позволяет получить развернутое представление о том, что такое наркомания, как она развивается, какие факторы риска и мотивы способствуют ее формированию. Кроме того, в Части I рассмотрены вопросы классификации наркотических веществ, существующих способах выявления и профилактики наркомании, нормативно-правовых аспектах принятия решений в случаях выявления наркотического опьянения.

В Части II предложено инструкторско-методическое занятие, предназначенное для слушателей, которые по роду своей деятельности, сталкиваются с проблемой профилактики наркоманий. Оно построено таким образом, что позволяет группе получить развернутые знания на предмет возможных проявлений наркотической зависимости. Данной группе необходимы знания о мероприятиях, проводимых при появлении подозрений о том, что подчиненный употребляет наркотические вещества. Для закрепления материала необходима демонстрация фото и видео материалов.

Психологу, проводящему данное занятие, важно сформировать верные представления о наркотической зависимости: слушатели должны уметь дифференцировать наркоманию от других расстройств, кризисных состояний.

При объяснении алгоритма действий в случае возникновения подозрений об употреблении наркотических средств или выявлении группы риска, стоит опираться на действующую нормативно-правовую базу.

В Части III представлено занятие, направленное непосредственно на профилактику употребления наркотических средств. Данное занятие проводится психологом и предназначено для работы с военнослужащими или курсантами.