logo search
Нормативная документация МЧС России / Методическая литература ФКУ ЦЭПП МЧС России / Метод рекомендации ФКУ ЦЭПП МЧС России / Проф

1.7. Способы профилактики употребления наркотических веществ.

Известно, что предупреждение болезней – это более эффективные меры, нежели их лечение. Профилактика — это система комплексных мероп­риятий, направленных на предупреждение заболеваний. Успешной профилактика может быть только в том случае, когда такие мероприятия осуществляются на различных уровнях одновременно: на психолого-педагогическом, медико-социальном, административно-правовом уровне, и пр.

Наркомания является тяжелым для лечения и реабилитации расстройством. Из 100 наркозависимых излечиваются лишь 1-2 человека. Остальные рано или поздно вновь возвращаются к злоупотреблению. Кроме того, сложностью является тот факт, что наибольшее внимание уделяется работе с уже сформировавшейся тяжелой зависимостью, нежели профилактике.

Главной цель профилактических мер является формирование знаний о последствиях употребления наркотиков. В зависимости от того, с каким контингентом проводится профилактическая работа, различают несколько ее видов: первичная, вторичная и третичная профилактика. Задачи в рамках каждого вида профилактики решаются разные.

Первичная профилактика - это система мероприятий, направленная на предотвращение употребления психоактивных веществ. Данная форма профилактики подразумевает под собой работу с контингентом, не знакомым с действием наркотических веществ. Как правило, первичная профилактика проводится в форме занятий с контингентом, которые проводятся подготовленными специалистами.

Классические программы первичной профилактики, так или иначе, включают антинаркотическую пропаганду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в творческую деятельность, занятия спортом, искусством и т. д.

Задачами первичной профилактики являются:

1. Создание особых условий в учебных заведениях (изменение политики учебных заведений по отношению к наркотикам; внедрение занятий по профилактике наркоманий; наличие профилактических пособий; создание групп для оказания поддержки в различных ситуациях).

2. Оперативное выявление групп риска (по методическим рекомендациям, разработанным специально для этой задачи).

3. Формирование среды, в которой ценностью являются здоровье и психологическое благополучие человека. Данная задача подразумевает, в частности, обучение коллектива учебного заведения знаниям, умениям и навыкам, необходимым для проведения профилактической работы внутри учреждения.

Все меры данного вида профилактики направлены на развитие и дальнейшее поддерживание условий, которые способствуют сохранению здоровья, на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды, способствующих употреблению наркотиков. Критериями оценки эффективности первичной профилактики являются ее массовость и личностная направленность.

Можно выделить несколько подходов к первичной профилактике наркотической зависимости:

- Информационный подход. В его основе лежит распространение информации о наркотиках. Предполагается, что знания о последствиях употребления наркотических веществ являются эффективным толчком для отказа от них.

- Подход, основанный на влиянии социальных факторов.Употребление наркотиков объясняется ролью социальной среды, в которой стоит искать предпосылки к употреблению наркотиков. Существует два частных варианта этого подхода: педагогический (который объясняет наркотизацию педагогической запущенностью, особенностями воспитания в неблагополучных семьях) и правоохранительный (который видит риск в таких формах поведения, как азартные игры, уходы из семьи, участие в некоторых молодежных группировках, и пр.). Сторонники данного подхода видят мишенью профилактики микросоциум человека – семью, друзей и т. д.

- Подход формирования жизненных навыков. Здесь наркотизация рассматривается как научение поведенческим формам, которые транслируются определенными субкультурами. Профилактика в данном подходе направлена на повышение степени устойчивости к влияниям социального характера.

- Подход, основанный на развитии эмоциональной сферы. Он основан на предположении, что недостаточно развитая эмоциональная сфера и наличие «запрета на эмоции» в воспитании приводят человека к употреблению наркотиков. Целью профилактики авторы данного подхода называют «аффективное обучение»

- Личностно-ориентированный подходвидит причину употребления или отказа от наркотиков во внутриличностных мотивах.

- Духовно-ориентированный подход предлагает рассматривать наркоманию как кризис духовности. Профилактические меры в таком случае направляют на формирование системы нравственных ценностей, в которые не вписывается употребление наркотиков.

- Досуговый (альтернативный) подход. Его представители считают, что основу профилактики должны составлять: создание альтернативны употреблению наркотиков; развитие социальных программ, способствующих реализации потребностей в острых ощущениях, активности, риске.

- Подход, основанный на формировании здорового образа жизни. Здесь подразумеваются профилактические меры, направленные на формирование личности, придерживающейся здорового жизненного стиля, оказывающей влияние, как на собственное благополучие, так и на позитивные изменения среды и социума.

- Этнокультурный подход рассматривает наркотическую зависимость как «кризис культуры и сознания» на текущем этапе культурно-исторического развития. Под кризисом при этом понимается несоответствие внешней и внутренней среды человека.

Вторичная профилактика направлена на группу риска. То есть, работа ведется с людьми, начавшими употреблять наркотические средства, а также с теми, для кого высока степень риска их употребления (люди с явлениями социальной запущенности, нервно-психическими расстройствами, отягощающей наследственностью и т. д.).

Целью данного вида профилактики является раннее выявление начинающих употребление наркотических средств и помощь потенциальным наркоманам для предупреждения формирования у них устойчивой психической и физической зависимости. Для реализации данной цели необходима совместная работа различных специалистов: медиков, психологов, дефектологов, педагогов.

Задачами вторичной профилактики являются:

1. Проведение работы с группой риска (мероприятия по выявлению, наблюдению и при необходимости лечению у специалистов).

2. Разработка и проведение таких мероприятий, как психотерапевтические сессии,тренинги повышения уверенности в себе, эмоциональной регуляции и т. д.

Третичная профилактика подразумевает под собой оказание помощи людям, уже страдающим наркоманией. Здесь речь идет уже о сформированном расстройстве, требующем лечения. Она включает в себя комплекс диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Целью третичной профилактики является предупреждение распада личности наркозависимого и поддержание его дееспособности.

Задачами третичной профилактики являются:

1. Формирование среды, необходимой для реабилитации (создание и реализация реабилитационных программ и мероприятий, состоящих из психотерапевтических, психологических, социальных методик).

2. Создание групп взаимопомощи.

3. Взаимодействие с организациями и обществами, оказывающими поддержку и помощь людям, страдающим наркотической зависимостью. Например, группой «Анонимные наркоманы».

В рамках третичной профилактики проводятся такие мероприятия, как: групповая работа различного рода, личностные и поведенческие тренинги, лекции, индивидуальная и групповая психотерапия, «круглые столы».

Третичная профилактика – прерогатива медицинских сотрудников. Поэтому психологи, воспитатели, руководители организаций, преподаватели и прочие специалисты осуществляют работу в рамках первичной и иногда вторичной профилактики. Их успешная реализация приводит к предотвращению ранней наркотизации и отсутствию необходимости в третичной профилактике.

Выше затрагивался вопрос о необходимости комплексного подхода к профилактике наркоманий. Это связано, в том числе и тем, что причины и условия, которые способствуют наркотизации, достаточно разнообразны, неоднозначны и могут лежать в различных сферах. Основные направления профилактических мероприятий, а также их основные задачи представлены в таблице.