28.Этические и деонтологические традиции отечественной медицины, их значение в деятельности врача.
Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему.
Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства.
Врач должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач должен в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступным больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания, например: канцерофобия - боязнь заболевания раком.
К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев
приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак.
Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными.
Есть правило: "Слово лечит, но слово может и калечить". Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.
С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения - это болезненное состояние, обусловленное деятельностью медицинского работника. Если
человек мнительный, психологически неустойчив, то ему легко внушить,
что у него есть какое-либо заболевание, и этот человек начинает находить у себя различные симптомы мнимого заболевания. Поэтому врач должен убедить больного в отсутствии мнимых болезней. К ятрогении относят заболевания и повреждения, возникшие в результате неправильных действий или лечения больного. Так, к ятрогенным заболеваниям можно отнести гепатит, развившийся после инфузии зараженной крови или плазмы. К ятрогенным повреждениям относят травмы внутренних органов при полостных операциях. Это повреждение селезенки при резекции желудка, пересечение холедоха при холецистэктомии и др.
К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Врач в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Врач должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия - обсудить их необходимо в ординаторской, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: “Мы обсудили и решили ...”. При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции врач должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время манипуляций. Если во время манипуляции врач сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.
Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все - необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: “Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача”. Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было. Кроме того, должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности; даны необходимые знания и навыки.
Тактика врача, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей врача является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем. Если пациент не обращается к врачу в последующем, он не верит ему как специалисту. Это уже признак того, что это “плохой” врач, к “хорошему” они идут, даже несмотря на первую неудачу. Значит, врач не сумел наладить контакт и взаимопонимание.
Взаимоотношения врача с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками. Но совсем не обязательно сообщать мужу, что вы выполнили операцию по поводу внематочной беременности и пациентка через неделю будет, как “огурчик” - она ей боком выйдет, тем более, что муж полгода был в командировке.
- 1.Общественное здоровье и здравоохранение как наука
- 2.Понятие социальной медицины.
- 3.Здоровье населения и его социальные и биологические аспекты
- 4.Основные методы исследований при изучении социально-гигиенических аспектов общественного здоровья и деятельности учреждений здравоохранения
- 5. Основные этапы и особенности развития отечественного здравоохранения новейшего времени.
- 7.История мировоззрений о здоровье и здоровом образе жизни.
- 8.Роль поведенческих факторов в формировании здорового образа жизни
- 9.Характеристика среды обитания и здоровье
- 10.Урбанизация и общественное здоровье.
- 11.Труд и отдых как составные части здорового образа жизни.
- 12.Жилище и его медико-социальное значение
- 13.Подходы к здоровью человека и общества в XXI веке.
- 14.Загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье населения
- 15.Подготовка, воспитание и организация труда медицинских кадров на современном
- 20. Организация внутриведомственной экспертизы качества медицинской помощи.
- 21.Организация вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи.
- 22.Проблема стандартов и стандартизации в медицине и здравоохранении.
- 23.Классификация и объекты стандартизации в сфере медицины и здравоохранения.
- 24.Виды стандартов в медицине.
- 25.Несчастный случай, врачебная ошибка, профессиональное преступление в деятельности медицинских работников.
- 26.Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
- 27. Теоретические аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии.
- 28.Этические и деонтологические традиции отечественной медицины, их значение в деятельности врача.
- 29.Врачебная тайна, ее юридические и моральные аспекты. Условия, допускающие представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.
- 30. Статистика как общественная наука. Ее роль в медицине и здравоохранении.
- 31. Методика статистического исследования и ее этапы.
- 32.Составление плана и программы статистического исследования.
- 33.Статистическое наблюдение. Обработка материала статистического исследования.
- 34.Относительные величины и их значение для оценки изучаемых явлений.
- 35.Статистический анализ как завершающий этап статистического исследования.
- 36.Динамические ряды и их анализ.
- 37. Понятие о генеральной и выборочных статистических совокупностях. Значение
- 38.Вариационный ряд и методы вычисления средних величин.
- 39.Среднее квадратическое отклонение, средняя ошибка средней арифметической и их значение в оценке отдельных признаков.
- 40.Коэффициент достоверности и его применение.
- 41.Статистические таблицы. Графическое изображение результатов статистических исследований
- 42.Методика расчета стандартизованных показателей и их применение в практике здравоохранения
- 43.Измерение связи между явлениями и признаками. Корреляция.
- 44. Здоровье населения, его показатели, факторы, влияющие на здоровье населения.
- 45.Актуальные проблемы здоровья населения России: демографические и медицинские аспекты.
- 46.Методы демографической политики (экономические, административно-правовые, морально-психологические), место и роль медицинских работников в демографической политике государства.
- 47.Демография: ее медико-социальные аспекты. Социальные проблемы "постарения населения".
- 48.Демографическая статика. Переписи населения.
- 49.Демографическая динамика
- 50.Медико-социальные проблемы регулирования рождаемости.
- 51.Современные особенности процессов рождаемости и смертности в различных
- 52.Младенческая смертность: ее социально-гигиеническое значение, мероприятия по ее снижению. Методика вычисления показателей младенческой смертности
- 53.Физическое развитие населения, его показатели и методы изучения
- 54.Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем.
- 56.Выборочный и сплошной методы изучения заболеваемости. Экспертная оценка при изучении заболеваемости
- 57.Изучение заболеваемости по данным обращаемости населения в медицинские учреждения.
- 58.Специальный учет отдельных видов заболеваемости (инфекционные заболевания, спид, важнейшие неэпидемические заболевания, госпитализированная заболеваемость).
- 59.Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Методика изучения.
- 60.Основные показатели и экономическое значение заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
- 61.Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров. Изучение заболеваемости по причинам смерти.
- 62.Болезни системы кровообращения как социально-гигиеническая проблема.
- 63.Злокачественные новообразования как социально-гигиеническая проблема
- 64.Травматизм как социально-гигиеническая проблема.
- 65.Туберкулез как социально-гигиеническая проблема
- 66.Нервно-психические заболевания как социально-гигиеническая проблема.
- 67.Инфекционная заболеваемость, социально-гигиеническая значимость, меры профилактики и борьбы.
- 68.Эпидемиологический надзор за вич-инфекцией и спиДом.
- 69.Профилактика и борьба со спиДом в современных условиях. Цели тестирования и скрининга на вич.
- 70.Алкоголизм и наркомания как социально-гигиеническая проблема.
- 71. Аборт как социально-гигиеническая проблема.
- 72.Организация амбулаторно-поликлинической помощи. История развития. Поликлиника: задачи, основные структурные подразделения, организация труда медицинского персонала; показатели деятельности
- 73.Участковый принцип организации медицинской помощи населению.Возможности его сохранения в условиях бюджетно-страховой медицины. Задачи и перспективы развития семейной медицины.
- 74.Организация стационарной помощи, история развития (основные периоды, современное состояние). Объединенная городская больница: ее структура, основные показатели деятельности.
- 75. Организация и прием больных в стационаре: лечение, уход. Распорядок дня, функциональные обязанности медицинского персонала.
- 76. Диспансеризация и диспансерный метод в работе лечебных учреждений
- 77. Профилактические медицинские осмотры, их виды и организация.
- 78. Диспансеры, виды диспансеров: их структура и организация работы.
- 79.Скорая и неотложная медицинская помощь: задачи и организация работы. Больницы скорой медицинской помощи
- 80. Учет, отчетность и показатели работы лечебных учреждений. Годовой отчет
- 82. Областная больница: структура, функции, основные задачи и организация работы.
- 83. Акушерско-гинекологическая помощь: основные организационные принципы и
- 84. Родильный дом: задачи, организация, основные показатели деятельности. Дополнительное финансирование медицинской помощи женщинам в период беременности и родов. "Родовой сертификат".
- 85. Лечебно-профилактическая помощь детям, основные принципы и учреждения. Детская больница и поликлиника: организация работы, основные показатели деятельности.
- 86. Организация санитарно-противоэпидемической службы. Основные этапы развития, организация работы, принципы, предупредительный и текущий санитарный надзор.
- 87. Противоэпидемические мероприятия в деятельности санитарных и лечебно профилактических учреждений; задачи и формы работы.
- 88. Санитарное просвещение: его место и роль в охране здоровья населения. Формы, методы и средства санитарно-просветительной работы. Центры медицинской профилактики.
- 89. Организация экспертизы трудоспособности в лечебно-профилактических
- 90. Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную
- 91. Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и
- 92. Порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу. Группы
- Определение 1 группы инвалидности
- Определение 3 группы инвалидности
- 93. Порядок выдачи листка нетрудоспособности на период санаторно- курортного лечения и медицинской реабилитации.
- IV. Порядок выдачи листка нетрудоспособности на период санаторно-курортного лечения
- 94. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи и
- V. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи
- 95. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при карантине и при протезировании.
- VI. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при карантине
- VII. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при протезировании
- 96. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по беременности и родам.
- Система медицинского страхования
- 97. Федеральный закон № 326-фз от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском
- 98. Источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья.
- 99. Схема взаимодействия субъектов медицинского страхования.
- 100.Права и обязанности страхователя при медицинском страховании. Права граждан
- 101. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Базовая программа
- 102. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования. Статья 20. Права и обязанности медицинских учреждений
- Статья 21. Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений
- 103. Структура, права и обязанности страховых медицинских организаций.
- 104. Организационная структура и деятельность территориального фонда
- 105. Развитие обязательного медицинского страхования в России. Современное
- 106. Федеральный закон № 323-фз от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
- 107. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации.Э
- 108. Права и обязанности граждан и отдельных групп населения в сфере охраны здоровья
- 109. Права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.
- 110. Военно-врачебная, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы.
- 111. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
- Здравоохранение в зарубежных странах
- 112. Всемирная организация здравоохранения (воз), ее структура, основные
- 113. Зарубежный опыт организации медицинского обслуживания (Германия,
- Достоинства системы здравоохранения Великобритании:
- 114. Система страховой медицины сша и бюджетно-страховой системы Канады.
- 115. Система здравоохранения Бельгии и Швеции.
- 116. Организация здравоохранения Японии и Китая.
- 117. Медицинские информационные системы: классификация, функции, использование в работе лечебно-профилактических учреждений.
- 118. Автоматизированные системы управления в здравоохранении (клинический,
- 119. Автоматизированные рабочие места (арм) врачей различных специальностей.
- 120. Составные части асу (технические средства, информация, персонал);
- 121. Использование компьютерных технологий в медицине и здравоохранении, их
- 123. Маркетинг в здравоохранении: основные понятия. Классификация медицинских
- 124. Экономический анализ в медицинском учреждении: цель, задачи, функции,
- 125. Оплата труда медицинских работников. Формы оплаты труда.
- 126. Ценообразование в здравоохранении. Основные группы цен на медицинские
- 127. Виды медицинских услуг (простые, сложные, комплексные).
- 128. Структурные подразделения медицинского учреждения, выделяемые при расчете
- 129. Понятие о фактических расходах медицинского учреждения. Прямые расходы на
- 130. Косвенные (накладные) расходы на медицинские услуги. Методика расчета.
- Методика формирования тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые краевыми учреждениями здравоохранения населению Краснодарского края
- 131. Предпринимательская деятельность в здравоохранении. Оказание платных
- 132. Основные положения Приоритетного национального проекта в сфере
- 133. Развитие первичной медицинской помощи - основной приоритет национального
- 134. Реализация профилактического направления медицинской помощи на основе
- 135. Основная цель и этапы работы по осуществлению дополнительной
- 136. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.