Гигиена органов пищеварения и мочевыделения
Нормальное развитие ребенка во многом зависит от деятельности его органов пищеварения. Расстройство пищеварения приводит к расстройству питания, нарушению обмена, которое нередко сопровождается нарушением функций многих органов и систем.
Стул у детей на первом году жизни часто бывает неустойчив. У одних он наблюдается раз в 2 – 3 дня, у других 4– 5 раз в сутки. Это может быть связано с индивидуальными особенностями желудочно-кишечного тракта ребенка, а также с характером его вскармливания, качеством грудного молока матери. Если в состоянии ребенка не обнаруживается каких-либо болезненных симптомов, он спокоен, весел, нормально ест, прибавляет в весе и росте, частота его стула может не вызывать беспокойства.
Акт дефекации у здоровых детей устанавливается к 2 – 3 годам и в норме колеблется у разных индивидуумов от 1 раза в 2 дня, до 1 – 2 раз в день. К этому возрасту важно выработать у ребенка привычку опорожнять кишечник всегда в одно и то же время. Наиболее удобными для этого являются утренние часы, после первого завтрака. Ночью, в связи с общей заторможенностью организма, перистальтика кишечника минимальна, а после первого приема пищи она усиливается и способствует возникновению позывов на стул. В это время и следует высаживать детей на горшок, вырабатывая условный рефлекс, значительно облегчающий акт дефекации.
Повторяющиеся задержки стула снижают чувствительность прямой кишки, приводят к хроническим запорам, приносящим большой вред здоровью ребенка. Воспитателям и родителям при склонности ребенка к запорам не следует злоупотреблять клизмами и лекарствами. Лучшими послабляющими средствами являются тертые овощи и фрукты, ягодные соки, кефир. Если, несмотря на это, у ребенка запор продолжается, его обязательно надо показать врачу, поскольку причиной длительного запора могут быть серьезные желудочно-кишечные и эндокринные заболевания.
Зубы и уход за ними. Первые молочные зубы прорезаются у детей в 5,5 – 6 мес. Отсутствие зубов в 7 – 8 мес. или неправильный их рост (клыки прорезаются раньше резцов) указывают на недостаток в организме ребенка солей кальция и фосфора, витаминов и в. первую очередь витамина Д, наличие какого-то заболевания, чаще всего рахита.
Молочные зубы, по сравнению с постоянными, отличаются большой нежностью и хрупкостью, легко подвергаются порче, особенно у больных, физически слабых детей. Испорченные зубы могут вызвать заболевание соседних зубов, а также повлиять на развитие постоянных зубов, которые еще не появились, но уже заложены в деснах. Испорченные зубы являются также местом скопления различных микробов, в том числе и тех, которые вызывают ангины, острые респираторные и желудочно-кишечные заболевания. Поэтому с раннего детства следует приучать детей беречь свои зубы, регулярно и правильно ухаживать за полостью рта. С 3 лет дети должны уметь после каждого приема пищи тщательно полоскать рот теплой водой, утром и на ночь чистить зубы щеткой, соответствующей по размеру полости их рта, со сравнительно мягкой щетиной. Для детей рекомендуются специальные зубные пасты. Взрослые должны следить за тем, чтобы дети не ели много конфет, сахара, других сладостей, не употребляли слишком холодную или горячую пищу, жидкости, быстро следующие друг за другом (после горячего второго блюда – мороженое или холодный сок), не разгрызали зубами косточки от ягод, орехи. Не реже 2 раз в год необходимо санировать полость рта и лечить больные зубы.
У грудных детей акт мочеиспускания непроизвольный, и только с возрастом он начинает регулироваться сознанием и волевыми усилиями. Детей 8 – 9 мес. уже сажают на горшок (через 10 – 15 мин после очередного приема пищи и сразу же после сна). Своевременная смена мокрых пеленок приучает детей к чистоплотности, ускоряет выработку у них условных рефлексов на мочеиспускание. При правильном воспитании здоровые дети к концу первого – началу второго года жизни просятся на горшок.
- Пояснительная записка
- Глава I общие закономерности роста и развития детей и подростков
- I.1. Закономерности роста и развития организма ребенка
- I .2. Возрастные периоды развития ребенка. Характеристика возрастных периодов
- I.3. Здоровье и физическое развитие ребенка
- Методы исследования показателей здоровья
- Глава II анатомо-физиологические особенности систем органов
- II.1. Опорно-двигательная система
- II.2. Система крови
- II.3. Органы кровообращения
- II.4. Органы дыхания
- II.5. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии
- Обмен веществ и энергии
- II.6. Кожа. Выделительная система Возрастные особенности строения кожи
- II.7. Нервная система высшая нервная деятельность
- II.8. Анализаторы
- II.9. Эндокринная система
- Глава III. Гигиенические основы здорового образа жизни
- III.1. Гигиена отдельных органов и систем
- Гигиена нервной системы. Режим дня
- Гигиена зрения
- Гигиена органов дыхания и голосового аппарата
- Гигиена органов пищеварения и мочевыделения
- Гигиена кожи
- III.2. Гигиеническая организация физических упражнений Физкультурные занятия. Подвижные игры
- Спортивные виды физических упражнений
- Воспитание осанки и предупреждение плоскостопия
- III.3. Закаливание Сущность закаливания
- Принципы закаливания
- Закаливание воздухом
- Закаливание солнцем
- Водные процедуры
- III.4. Гигиена питания детей Вскармливание детей первого года жизни Естественное вскармливание
- Смешанное и искусственное вскармливание
- Питание детей от года до 7 лет
- III.5. Гигиенические требования к детской одежде Назначение одежды
- Одежда детей первого года жизни
- Одежда и обувь дошкольника
- Рекомендуемая литература