II.5. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии
Первичная кишка развивается из энтодермы и к 4-й неделе внутриутробного развития располагается под хордой. К концу 1 мес. на головном конце эмбриона появляется углубление – ротовая ямка, а на заднем конце – анальная ямка. Первичная кишка становится сквозной. К моменту рождения сформированы основные отделы пищеварительной системы и пищеварительные железы, однако их функции развиты слабо.
Питание зародыша первых недель развития осуществляется гистотрофно за счет запасов веществ цитоплазмы яйцеклетки, слизистой оболочки матки и желточного мешка. Со 2 – 3-го месяца внутриутробного развития, когда образуется плацента, основным типом питания является гемотрофное, или трансплацентарное, питание, при котором питательные вещества из крови матери, к плоду поступают через плаценту. Гистотрофный и гемотрофный типы питания не требуют расщепления питательных веществ, но некоторые вещества крови усваиваются плодом после их гидролиза ферментами плаценты.
C 4– 5-го месяца внутриутробного развития начинается деятельность
органов пищеварения и наряду с гемотрофным появляется амниотрофное питание. Оно заключается в поступлении околоплодных вод (амниотическая жидкость) в пищеварительный тракт плода, где их питательные вещества частично перевариваются и всасываются в кровь. Поступление амниотической жидкости в пищеварительный тракт обеспечивается дыхательными, сосательными и глотательными движениями плода.
Переваривание питательных веществ амниотической жидкости происходит за счет её ферментов (аутолический тип пищеварения), а позже и ферментов пищеварительного тракта плода (собственный тип внутриклеточного и внеклеточного полостного и пристеночного пищеварения). С увеличением срока внутриутробного развития, повышением функциональных возможностей секреторного, моторного и абсорбционного аппаратов пищеварительного тракта и ферментных систем тонкой кишки плода роль собственного пищеварения повышается. В этот период основная роль амниотрофного питания и собственного пищеварения состоит в подготовке пищеварительного аппарата к постнатальному молочному (лактотрофному) питанию.
Во внутриутробный период моторика пищеварительного тракта и секреция его желез развиты слабо, регулируются посредством местных периферических механизмов.
Питание новорожденного. Различают лактотрофное, искусственное и смешанное питание. При лактотрофном типе питания питательные вещества молозива и молока гидролизуются по типу аутолитического пищеварения посредством ферментов молока с последующей все возрастающей ролью собственного пищеварения. В раннем постнатальном периоде кишечное внутриклеточное и мембранное пищеварение сформировано в большей мере, чем полостное. Усиление секреторной деятельности пищеварительных желез развивается постепенно и резко повышается при переходе на смешанное (прикорм) и особенно искусственное питание детей.
Лактотрофное питание – чрезвычайно важный период в жизни ребенка. Оно обеспечивает растущий организм пластическими и энергетическими веществами, витаминами, физиологически активными веществами, минеральными солями, ферментами и создает иммунную защиту. Грудное молоко матери не может быть полностью компенсировано искусственным вскармливанием. В возрасте около 1 года лактотрофное и смешанное питание замещаются дефинитивным, с присущим ему собственным пищеварением, в котором гидролиз питательных веществ осуществляется при взаимодействии полостного, пристеночного и, по некоторым данным, внутриклеточного пищеварения.
Пищеварение в полости рта. У ребенка грудного возраста сосание является основным механизмом, обеспечивающим поступление в организм питательных веществ. Оно является, безусловно-рефлекторным, актом, который появляется у плода на 4-м месяца и полностью формируется на 5–6-м месяца внутриутробного развития.
У взрослых людей глотание не может осуществляться одновременно с дыханием, что предотвращает попадание пищевого комка в воздухоносные пути. У новорожденных детей сосание, глотание и дыхание могут происходить одновременно, и молоко не попадает в гортань из-за более высокого расположения входа в нее, чем у взрослых.
С переходом на прием плотной пищи особое значение приобретают ее размельчение, смачивание и формирование пищевого комка, что достигается с помощью жевания.
Жевание становится эффективным сравнительно поздно к 1,5 –2 годам. В первые месяцы после рождения зубы находятся под слизистой оболочкой десен. Прорезывание молочных зубов происходит с 6 до 30-го месяца в определенной последовательности разных зубов. Всего молочных зубов 20. В зубной формуле отсутствуют малые коренные зубы. Молочные зубы заменяются постоянными в период с 5 – 6 до 12 – 13 лет. Количество постоянных зубов – 32. В пубертатном периоде развитие зубов заканчивается, за исключением третьих коренных (зубы мудрости), которые прорезываются в 18 – 25 лет.
Слюноотделение у детей, как и у взрослых, осуществляется тремя парами крупных слюнных желез (околоушная, подчелюстная, подъязычная) и рядом мелких, расположенных в слизистой оболочке полости рта, у корня языка, на твердом и мягком небе. С возрастом масса желез увеличиваются, ветвится и расширяется система выводных протоков. К двум годам слюнные железы детей по строению сходны с таковыми у взрослых.
Слюнные железы новорожденных выделяют очень мало слюны. С возрастом количество ее медленно увеличивается. С 4 – 6-мес. ячного возраста слюноотделение у детей значительно усиливается, что связано с прикормом. Неумение глотать слюну приводит к слюнотечению, которое прекращается к 1 – 1,5 годам.
Глотание пищевого комка является рефлекторным актом. Глотательный рефлекс начинает формироваться раньше, чем рефлекс сосания. У плода 6 – 7 месяцев он уже сформирован, а у новорожденного ребенка хорошо координирован.
Пищеварение в желудке. У новорожденных желудок имеет округлую форму и расположен горизонтально. К 1 году он становится продолговатым и приобретает вертикальное положение. Форма, характерная для взрослых, формируется к 7 – 11 годам. Емкость желудка 5 – 10 мл, в первые недели увеличивается до 30 – 35мл, к 1 году – до 300 – 400 мл, в возрасте 10 лет достигает примерно 750–800 мл, а у взрослого равна 1500 –2000 мл.
Слизистая оболочка желудка детей менее складчатая и более тонка, чем у взрослых, содержит меньше желез. С возрастом увеличивается общее число желез и их число.
Входной сфинктер желудка развит недостаточно, а пилорический сформирован хорошо, что предрасполагает грудных детей к срыгиванию и рвоте. В детском возрасте желудок растет очень интенсивно. В 7 – 11 лет он приобретает форму, типичную для взрослого.
Желудочный сок новорожденного имеет слабокислую реакцию. К концу 1 года устанавливается рН 3 – 4. Интенсивность секреции соляной кислоты зависит от типа питания: она минимальна при молочном вскармливании, примерно в два раза выше при смешанном и еще в 2 – 4 раза при раннем переводе детей на искусственное вскармливание. До 10-летнего возраста кислотность желудочного сока повышается у детей мужского и женского пола параллельно, затем бывает высокой у мальчиков, причем это различие не меняется вплоть до 40-летнего возраста, когда вновь выравнивается.
До 1 года ферменты желудочного сока адаптированы к гидролизу белка молока казеина. Белки растительного происхождения в первые 2 мес. после рождения желудочным соком практически не расщепляются, с 4-го мес. активность сока повышается. Белки мяса могут перевариваться в желудке с 5–6 мес. ячного возраста.
Желудочный сок у новорожденных имеет высокую активность ферментов, обеспечивающих гидролиз эмульгированных жиров молока.
Моторная деятельность желудка у новорожденных, перистальтика желудка слабая, тонус его стенок, низкий. С возрастом моторная активность желудка повышается.
Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Поджелудочная железа. Масса железы новорожденных 2 – 4 г, к концу 1-го года достигает 10 – 12 г. (у взрослых 60 – 115 г.). Переход на смешанное и особенно на искусственное вскармливание значительно повышает секрецию и выделение панкреатических ферментов.
В регуляции секреции двенадцатиперстной кишки особенно велико значение характера питания.
Печень новорожденного относительно велика, около 4% массы тела (у взpoслых 2 – 3 %) Особенно интенсивно печень растет в течение первых 3-х лет жизни, а затем в пубертатном возрасте. К 3-м годам жизни масса печени, yтpаивается; у взрослого она в 10 раз больше, чем у новорожденного.
Большая роль в кишечном пищеварении принадлежит желчи. Желчеобразование у новорожденных происходит весьма интенсивно: на 1 кг массы тела желчи выделяется в 4 раза больше, чем у взрослых. В желчи детей концентрация желчных кислот, солей, холестерина ниже, а муцина и пигментов – выше, чем в желчи у взрослых. Нередко это служит причиной недостаточного усвоения жиров и появления их в кале при раннем прикорме.
Пищеварение в тонкой кишке. Длина кишечника у детей по отношению к длине тела больше чем у взрослых: у новорожденных – в 6,3 раза; в возрасте 12 лет – в 6,6 раза; у взрослых – в 5,4 раза. Наиболее интенсивный рост тонкой кишки наблюдается в возрасте от 1 года до 3 лет и от 10 до 15 лет. Слизистая оболочка тонкая, ворсинок в тонкой, кишке детей меньше, чем у взрослых. Мышечная оболочка кишечника у новорожденных развита слабо.
В тонкой кишке осуществляется полостное, мембранное и внутриклеточное пищеварение. Соотношение между ними претерпевает характерные изменения. Слизистая оболочка тонкой кишки новорожденных обладает высокой ферментативной активностью и обеспечивает высокую интенсивность мембранного пищеварения. Существенное значение имеет и внутриклеточное пищеварение. Эти виды пищеварения у детей обеспечивают гидролиз в условиях еще несформировавшегося полостного пищеварения.
Моторная деятельность тонкой кишки ребенка достаточно активна, характеризуется теми же типами сокращений, что и у взрослых (тонические, перистальтические, маятникообразные, сегментирующие).
При грудном вскармливании пищевая кашица проходит по тонкой кишке за 12 – 13 часов; при смешанном, особенно искусственном, медленнее.
Пищеварение в толстой кишке. Толстая кишка у детей равна длине их тела и выполняет резервуарную, гидролитическую и всасывательную функции. Просвет кишки увеличивается вплоть до 21 года. Слепая кишка опускается в малый таз обычно только в пубертатном периоде. В возрасте 12 – 14 лет топографическое расположение органов пищеварения такое же, как у взрослых.
Длительность пребывания химуса в толстой кишке в зависимости от вида вскармливания ребенка и возраста колеблется от 4 до 12 ч, при этом
всасывается основное количество воды.
В первые часы (3 – 19) после рождения кишечник ребёнка освобождается от мекония (первородный кал). Это густая клейкая масса темно-зеленого цвета В первые 3 – 5 ч меконий стерилен, а затем в нем появляются микроорганизмы. На 4–6-й день меконий из кала исчезает.
В первые месяцы жизни дефекация происходит непроизвольно в связи с каждым кормлением 5 – 7 раз в сутки. Затем становится реже, в возрасте 1 года – 1 – 2 раза в сутки. К этому времени дефекация становится произвольным актом. При смешанном и искусственном вскармливании акты дефекации более редкие.
Микрофлора желудочно-кишечного тракта. Ребенок рождается со стерильным желудочно-кишечным трактом, который затем заселяется микроорганизмами, их вид и количество стабилизируются в каждом отделе пищеварительного тракта. Состав микрофлоры зависит от многих факторов, но в основном от вида вскармливания и здоровья ребенка.
Нормальная микрофлора принимает участие в пищеварительном процессе, в обмене веществ всего организма, синтезирует ряд витаминов, важна для формирования иммунобиологической защиты организма, препятствует развитию патогенной микрофлоры кишечника, оказывает влияние на ряд процессов в тонкой и толстой кишке. Количественная и качественная стабилизация микрофлоры кишечника завершается к школьному возрасту, когда по ocнoвным показателям она становится близкой к микрофлоре взрослого человека.
Период полового созревания совпадает с напряженной деятельностью органов пищеварения: интенсивно увеличиваются печень и кишечник, усиливается выделение желудочного сока с повышенным содержанием соляной кислоты и пепсина, участвующих в переваривании белков, что является одной из причин повышенного аппетита подростков.
Другая особенность органов пищеварения в подростковом возрасте – их функциональная неустойчивость, которая обусловливает их легкую ранимость и связана с перестройкой систем регуляции – нервной и эндокринной. Именно этим объясняются многие нарушения в деятельности органов пищеварения, возникающие у подростков. В период нервно-психического напряжения, переутомления или возбуждения может наблюдаться временная потеря аппетита, тошнота, рвота, поносы, урчание и схваткообразные боли в животе. Эти кратковременные нарушения при неблагоприятных Условиях могут перейти в различные заболевания желудка и 12-перстной кишки, кишечника (хронический энтероколит), печени и поджелудочной железы.
- Пояснительная записка
- Глава I общие закономерности роста и развития детей и подростков
- I.1. Закономерности роста и развития организма ребенка
- I .2. Возрастные периоды развития ребенка. Характеристика возрастных периодов
- I.3. Здоровье и физическое развитие ребенка
- Методы исследования показателей здоровья
- Глава II анатомо-физиологические особенности систем органов
- II.1. Опорно-двигательная система
- II.2. Система крови
- II.3. Органы кровообращения
- II.4. Органы дыхания
- II.5. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии
- Обмен веществ и энергии
- II.6. Кожа. Выделительная система Возрастные особенности строения кожи
- II.7. Нервная система высшая нервная деятельность
- II.8. Анализаторы
- II.9. Эндокринная система
- Глава III. Гигиенические основы здорового образа жизни
- III.1. Гигиена отдельных органов и систем
- Гигиена нервной системы. Режим дня
- Гигиена зрения
- Гигиена органов дыхания и голосового аппарата
- Гигиена органов пищеварения и мочевыделения
- Гигиена кожи
- III.2. Гигиеническая организация физических упражнений Физкультурные занятия. Подвижные игры
- Спортивные виды физических упражнений
- Воспитание осанки и предупреждение плоскостопия
- III.3. Закаливание Сущность закаливания
- Принципы закаливания
- Закаливание воздухом
- Закаливание солнцем
- Водные процедуры
- III.4. Гигиена питания детей Вскармливание детей первого года жизни Естественное вскармливание
- Смешанное и искусственное вскармливание
- Питание детей от года до 7 лет
- III.5. Гигиенические требования к детской одежде Назначение одежды
- Одежда детей первого года жизни
- Одежда и обувь дошкольника
- Рекомендуемая литература