logo
0680439_C184B_goncharova_yu_a_vozrastnaya_anato

I.1. Закономерности роста и развития организма ребенка

Понятие роста и развития. Процессы роста и развития явля­ются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными эта­пами, или периодами, жизни сводится не только к количествен­ным, но и качественным изменениям.

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельно­сти тех или иных физиологических систем ни в коей мере не мо­жет являться свидетельством неполноценности организма ребен­ка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подоб­ных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходя­щих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Раз­витие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение ор­ганизмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Закономерности роста и развития детей. Пропорции тела на разных этапах развития. С момента рождения и до смерти в организме человека от­мечаются специфически особенности строения, биохимических процессов, функций организма в целом и отдельных его систем, которые изменяются в различные периоды его жизни. Эти изме­нения обусловлены наследственными факторами, в известной ме­ре определяющими этапы роста и развития. Однако решающее значение для проявления этих наследственных факторов, фор­мирования возрастных особенностей имеют обучение и воспита­ние, питание и гигиенические условия жизни, общение ребенка с окружающими людьми, спортивная и трудовая деятельность и другие факторы, составляющие существо социальной жизни че­ловека.

Характерной особенностью процесса роста детского организ­ма являются его неравномерность, или гетерохронизм, и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Наибольшей интенсивностью рост ре­бенка отличается в первый год жизни и в период полового созре­вания, т. е. в 11 – 15 лет. Если при рождении рост ребенка в сред­нем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75 – 80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0 – 3,2 кг, а к концу года – 9,5 – 10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается, и ежегодная прибавка массы составляет 1,5 – 2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0 – 5,0 см.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созрева­ния. За год длина тела увеличивается на 7 – 8 и даже 10 см. При­чем с 11 – 12 лет девочки несколько опережают в росте мальчи­ков, в 13–14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14 – 15 лет юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

С периода новорожденности и до достижения зрелого возрас­та длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. Новорожденный отличается от взрослого человека относитель­но короткими конечностями, большим туловищем и большой го­ловой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины ту­ловища, у ребенка двух лет – 1/5, шести – 1/6, 12 лет – 1/7 и у взрослых – 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост ко­нечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный пе­риод) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище ко­роче и таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде – за счет роста туловища.

Кривые роста отдельных частей тела, а также многих орга­нов в основном совпадают с кривой роста длины тела. Однако некоторые органы и части тела имеют иной тип роста. Например, рост половых органов происходит усиленно в период полового созревания, рост лимфатической ткани к этому периоду заканчи­вается. Размеры головы у детей 4 лет достигают 75–90% от ве­личины головы взрослого человека. Другие части скелета и после 4 лет продолжают интенсивно расти.

В период полового созревания происходит не только интенсив­ный рост, но и формирование вторичных половых признаков.

Гетерохрония в процессах развития отдельных систем орга­низма прослеживается не только при сопоставлении темпов их роста. Отдельные части физиологических систем также созре­вают неравномерно.

Нервная система всегда функционирует как единое целое, но ее отдельные части развиваются и формируются разными темпа­ми и в различные сроки. Например, центростремительная часть нервной системы, т.е. та, которая не­сет импульсы с периферии тела в центральную нервную систему, достаточно зрелая уже при рождении ребенка, окончательно созревает к 6 – 7 годам. Между тем центробежная часть нервной системы, т.е. та, которая несет импуль­сы из центральной нервной системы к рабочим органам – мыш­цам и железам, окончательно созревает только к 23 – 25 годам.

Неравномерность роста – приспособление, выработанное эво­люцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференци­рования органов, тканей, клеток.

Итак, развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост – к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периоды интен­сивного роста могут не совпадать с периодами интенсивной дифференцировки.

Усиленная дифференцировка вызывает замедление роста. На­растание массы головного и спинного мозга в основном заканчи­вается к 8 – 10 годам, почти достигая массы взрослого; функцио­нальное совершенствование нервной системы происходит еще в течение длительного времени.

Созревание двигательного анализатора наступает в основном в 13 –14 лет, проходя ряд этапов совершенствования двигатель­ной функции. Вместе с тем в 15 – 18 лет происходит дальнейший интенсивный рост и дифференциация мышечной ткани.

Гетерохрония развития позволяет обеспечить ускоренный и избирательный рост и дифференциацию тем структурам и их функциям, которые раньше всего необходимы организму на дан­ном этапе онтогенеза.

Гетерохронизм, наблюдаемый при сравнительном изучении развития отдельных морфологических образований или функций, ни в какой мере не является показателем отсутствия или нару­шения гармоничности развития организма ребенка на отдельных этапах его жизни.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода осо­бенностями имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, сте­пени развития нервной системы. Резкие индивидуальные откло­нения в развитии проявляются преимущественно на первом году жизни, когда они связаны с врожденными особенностями и усло­виями воспитания.

Влияние среды на рост и развитие. Организм ребенка разви­вается в конкретных условиях среды, непрерывно действующей на организм ребенка и в значительной мере определяющей ход его развития. Еще И.М. Сеченов отмечал, что организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозмо­жен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Ход морфологических и функциональных перестроек организ­ма ребенка в разные возрастные периоды подвержен воздействию генетических факторов и факторов среды.

В зависимости от конкретных условий среды процесс разви­тия может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды могут наступать раньше или позже и иметь разную продолжи­тельность.

Качественное своеобразие организма ребенка, изменяющееся на каждой ступени индивидуального развития, проявляется во всем, прежде всего в характере его взаимодействия с окружающей средой. Нельзя думать, что биологический фонд, с которым рождается ребенок, не может быть в дальнейшем в какой-то мере расшатан или в определенной мере изменен. Под влиянием внешней среды, особенно ее социальной стороны, те или иные обусловленные наследственностью качества могут быть реализо­ваны и развиты, если среда способствует этому, или, наоборот, подавлены.