Закаливание воздухом
Воздух является наиболее доступным средством закаливания для всех детей в любое время года. В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении. Кожные покровы человека, находящегося в помещении, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). В результате систематического пребывания на воздухе в организме ребенка вырабатывается способность быстро и целесообразно приспосабливаться к новым температурным условиям.
Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Эффект закаливания воздухом тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается его влиянию, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы дети приучались ходить в зимнее время в помещении, а в теплую погоду и вне его в облегченной одежде. Облегчать одежду надо постепенно: сначала с ребенка снимают шерстяные кофты, рейтузы, теплые носки и ботинки, затем шерстяные, байковые и фланелевые платья и рубашки с длинными рукавами заменяют одеждой, сшитой из бумажных тканей с короткими рукавами, а вместо колготок надевают носки.
Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигает 18 – 20°С, вся жизнь детей (исключая ночной сон) должна переноситься на участок. Только в очень жаркие дни, при температуре воздуха 30°С и выше, маленьких детей лучше держать в помещениях с открытыми окнами, так как в это время температура в помещении несколько ниже, чем на открытом воздухе.
В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе зависит от погоды, но в среднем, включая сон для детей 2 – 3 месяцев, должна продолжаться не менее 2 – 3 ч, для детей 4 – 5 месяцев – 4 ч и для детей от 6 месяцев до 7 лет – 5 – 6 ч (с 2 – 3 перерывами).
Зимой, при температуре воздуха ниже –10°С, детей первых 2 – 3 месяцев жизни на свежий воздух выносить не рекомендуется. С детьми от 3 до 6 месяцев можно совершать прогулки при температуре воздуха не ниже –12°С, а с детьми от года до полутора лет не ниже –16°С.
Детей 3 – 7 лет не стоит лишать прогулки (до 30 мин) даже при температуре воздуха – 20 – 25°С. В холодную погоду всем детям перед прогулкой следует смазывать лицо гусиным жиром или детским кремом. Во время прогулок надо следить, чтобы одежда хорошо предохраняла от холода, не мешала при этом их дыханию и движениям.
На свежем воздухе дети всех возрастных групп спят во все сезоны года: в теплое время года – весь день, в холодное время малыши спят в безветренную погоду (дети 2 – 3 месяцев при температуре не ниже – 5°С, 4 – 12 месяцев – 10°С, от года до 7 лет –15°С).
Длительность сна на воздухе для детей первого года жизни постепенно увеличивается с 15 – 20 мин. (дети засыпают па воздухе, а затем их уносят в помещение) до 1 ч 30 мин. Дети от года до 7 лет спят на свежем воздухе в течение всего дневного сна, полагающегося им по режиму. Для проведения дневного сна на воздухе можно использовать застекленные и открытые веранды и навесы на участке.
Воздушные ванны начинают проводить с детьми двухмесячного возраста. В теплую погоду их проводят в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей: на открытых верандах, террасах, специально оборудованных площадках под навесом пли в тени деревьев, в лесу, на берегу реки или моря. В ненастное время и зимой – на верандах или в комнатах при открытых фрамугах и форточках.
Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период – еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи.
С детьми первого года жизни воздушные ванны можно проводить спустя 30 – 40 мин. после приема пищи, а старше года – через 1 – 1,5 ч.
Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой (дети первого года жизни), подвижными играми, работой в саду и на огороде (старшие дошкольники). Образующееся в организме ребенка при движениях и трудовой деятельности тепло предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний.
Маленьких детей (первый год жизни) во время воздушной ванны на несколько минут оставляют в одних распашонках, а затем и полностью обнажают. Дети старше года вначале принимают воздушные ванны в майках, трусах и легкой обуви, по мере закаливания – в трусах и, если позволяют условия, босыми. Минимальная и максимальная продолжительность воздушных ванн, а также минимально допустимая температура воздуха зависят от возраста, индивидуальных особенностей и степени закаленности ребенка.
Продолжительность воздушных ванн каждые 3 – 4 дня увеличивают на 2 – 3 мин. и постепенно доводят до максимально допустимой. Дети, относящиеся по состоянию здоровья ко второй группе, в течение всего осенне-зимнего времени принимают воздушные ванны в майках и трусах или бумажных комбинезонах. Температура воздуха при этом снижается медленно (через 5 – 6 дней на 1°С).
- Пояснительная записка
- Глава I общие закономерности роста и развития детей и подростков
- I.1. Закономерности роста и развития организма ребенка
- I .2. Возрастные периоды развития ребенка. Характеристика возрастных периодов
- I.3. Здоровье и физическое развитие ребенка
- Методы исследования показателей здоровья
- Глава II анатомо-физиологические особенности систем органов
- II.1. Опорно-двигательная система
- II.2. Система крови
- II.3. Органы кровообращения
- II.4. Органы дыхания
- II.5. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии
- Обмен веществ и энергии
- II.6. Кожа. Выделительная система Возрастные особенности строения кожи
- II.7. Нервная система высшая нервная деятельность
- II.8. Анализаторы
- II.9. Эндокринная система
- Глава III. Гигиенические основы здорового образа жизни
- III.1. Гигиена отдельных органов и систем
- Гигиена нервной системы. Режим дня
- Гигиена зрения
- Гигиена органов дыхания и голосового аппарата
- Гигиена органов пищеварения и мочевыделения
- Гигиена кожи
- III.2. Гигиеническая организация физических упражнений Физкультурные занятия. Подвижные игры
- Спортивные виды физических упражнений
- Воспитание осанки и предупреждение плоскостопия
- III.3. Закаливание Сущность закаливания
- Принципы закаливания
- Закаливание воздухом
- Закаливание солнцем
- Водные процедуры
- III.4. Гигиена питания детей Вскармливание детей первого года жизни Естественное вскармливание
- Смешанное и искусственное вскармливание
- Питание детей от года до 7 лет
- III.5. Гигиенические требования к детской одежде Назначение одежды
- Одежда детей первого года жизни
- Одежда и обувь дошкольника
- Рекомендуемая литература