logo
0680439_C184B_goncharova_yu_a_vozrastnaya_anato

I.3. Здоровье и физическое развитие ребенка

По определению Всемирной организации здра­воохранения здоровье – это состояние полного телесного, душев­ного и социального благополучия, а не только отсутствие бо­лезней и повреждений. В здравоохранении принято более широкое определение здоровья, учитывающее и функцио­нальное состояние организма, степень его приспособленности к условиям биологической и социальной среды, дееспособность. Здоровьеестественное состояние организма, характеризую­щееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсут­ствием каких-либо болезненных состояний.

В настоящее время при ком­плексной оценке состояния здоровья детей и подростков используются 4 критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; 2) уровень функционального состояния ос­новных систем организма; 3) степень сопротивляемости организ­ма неблагоприятным воздействиям; 4) уровень достигнутого фи­зического и нервно-психического развития и степень его гар­моничности (для оценки состояния здоровья ребенка последний критерий имеет особенно большое значение, так как детский организм находится в процессе непрерывного роста и развития.)

Наличие или отсутствие заболеваний определяют при осмот­ре врачи-специалисты. Функциональное состояние органов и сис­тем выявляется клиническими методами с использованием в необ­ходимых случаях специальных проб. Степень сопротивляемости организма определяют по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обост­рений хронических болезней) за предыдущий год. Уровень пси­хического развития обычно устанавливает детский психолог, при­нимающий участие в осмотре. Уровень и степень гармонич­ности физического развития определяют с помощью антропо­метрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического разви­тия определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гар­моничности – использованием оценочных таблиц (шкал регрес­сии).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к одной из «групп здоровья». Такой подход позволяет проводить сопоставительную оценку со­стояния здоровья детей, как в момент обследования, так и при динамическом контроле, во время проверки эффективности про­водимых профилактических и лечебных мероприятий.

В зависимости от состояния здоровья, дети подразделяются на следующие группы.

  1. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Сюда относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, уве­чий и функциональных отклонений.

  2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые мор­фологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Сюда же следует относить детей, перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндо­кринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 и более раз в год) болеющих.

  3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.

  4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возмож­ностями.

  5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

Распределение детей по указанным группам в некоторой сте­пени условно. Однако многолетнее применение такого способа научными и практическими учреждениями здравоохранения по­казало его достаточную информативность и целесообразность как при однократном, так и при динамических наблюдениях.

Большое социальное значение имеет, в частности, выделение второй группы здоровья. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии свое­временного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоро­вительных мероприятий функциональные отклонения могут перей­ти в болезнь.