logo
0680439_C184B_goncharova_yu_a_vozrastnaya_anato

Принципы закаливания

Чтобы получить положительные результат от применения закаливающих процедур, обходимо соблюдать основные принципы:

  1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается, прежде всего, в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

  2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах – раньше, чем с ними не проведены обливания.

  3. Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.

  4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.п.) и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потреб­ность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается тепло­образование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того как ребенок привыкнет к воздуш­ным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время – с купанием.

  5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, составляется характеристика ребенка.

При проведении закаливающих мероприятий всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы.

Первая группа – практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.

Вторая группа – дети, с которыми закаливающие про­цедуры проводятся ограниченно. К ним относятся дети, пред­расположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.

Третья группа – дети, которым в условиях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны (имею­щие острые или хронические воспалительные процессы – отиты, пиелонефриты и т.д., с пороком сердца, страдающие желудочно-кишечными заболеваниями).

  1. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение де­тей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.