logo search
5 курс / Социальная медицина здравоохранение 5 / Лекции соцка 5 курс

6. Традиция подчиняться должностному лицу передается людьми из поколения в поколение (пример – монархическая власть). Способы реализации власти:

Распорядительская деятельность – прямое руководство, осуществляемое за счет распоряжений.

Распоряжения (по способу отдачи):

Распоряжения (по форме):

Виды приказов:

Понятие власти тесно связано с лидерством.

Лидерство — это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для направления усилий отдельных личностей или группы на достижение целей организации. Лидеры используют власть как средство для ускорения этого достижения. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой лидером позиции в организации.

Основы лидерства:

Лидер в своей деятельности:

- выдвигается стихийно;

- не обладает определенной системой официально признанных санкций;

- принимает решения, касающиеся непосредственно групповой деятельности;

- регулирует межличностные отношения (психологические, личностно-эмоциональные).

Выбор лидера в значительной степени определяется настроениями группы.

Лидерство проявляется в условиях микросферы, к которой относится малая группа. Оно характеризуется меньшей стабильностью.

Типы лидеров:

1. «Эмоциональный» лидер («сердце группы»). Это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».

2. «Деловой» лидер («руки группы»). С ним хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые связи, обеспечить успех дела.

3. «Информационный» лидер («мозг группы»). Все обращаются к нему с вопросами, потому что он – эрудит: все знает, может объяснить, помочь найти нужную информацию.

Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления).

Существует 6 основных стилей лидерства:

  1. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.

  2. Лидер-организатор – это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений.

  3. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело – потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.

  4. Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один человек – один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям.

  5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.

  6. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.

Успешное лидерство руководителя возможно при использовании различных стилей руководства. В системе практического здравоохранения наиболее часто используется демократический стиль.

Процесс управления любым учреждением протекает в определенной политической, социальной, экономической обстановке и изменения этих условиях влечет за собой изменений стиля управления.

Стиль управления это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент необходимо. Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить:

- «одномерные», обусловленные каким-то одним обстоятельством,

- «многомерные», т.е. учитывающие два и более обстоятельств при построении взаимоотношений «руководитель - подчиненные» стили управления.

Различают:

Форма: деловые краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон с подчиненными, полное их подавление. Основной метод стимулирования - наказание, позиция руководителя – вне, выше группы.

Содержание: дела в группе планируются руководителем заранее, решения принимаются единолично, голос руководителя решающий, определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны.

Форма: инструкции даются в форме предложений, товарищеский тон, уважение к подчиненным, распоряжения и запреты с дискуссиями, похвала и порицание - с советами, позиция руководителя – внутри группы.

Содержание: мероприятия планируются в группе, решения принимаются на основе коллегиального обсуждения, за реализацию предложений отвечают и руководитель и подчиненные.

Форма: поручает принятие решений коллективу, делегирует полномочия, поощряет и развивает инициативу подчиненных, полностью им доверяет, доброжелательный и внимательный к сотрудникам.

Содержание: дела в группе контролируются коллективом, новых сотрудников подбирает группа, разумно относится к дисциплине, команда определяет способы поощрения и наказания сотрудников.

Форма: отсутствие похвалы и порицаний, полная отстранённость руководителя от дел коллектива, боязнь подчиненных, требования формальной дисциплины, никакого сотрудничества, частые поощрения.

Содержание: дела в группе идут сами по себе, руководитель не дает указаний, распределение работы происходит на основе отдельных интересов лидеров подгрупп.

Использование стилей управления:

Авторитарный стиль предпочтительнее для руководства простыми видами деятельности, ориентированной на количественные результаты.

Демократический стиль предпочтительнее для руководства сложными видами деятельности, где на первом месте выступает качество.

Делегирующий стиль может быть использован в коллективах, где сотрудники обладают высоким уровнем интеллекта, профессионализмом, желанием и готовностью брать на себя ответственность за дела организации.

Либеральный стиль нежелателен.

Современные процессы, происходящие в обществе, деловые взаимоотношения порождают большое число проблем, требующих немедленного решения. В противном случае это приводит к недостатку взаимопонимания между людьми, а чаще всего – к возникновению конфликтов.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных, непримиримых интересов на почве соперничества, сопереживания, противоборства.

Причины конфликтов:

1) возникающие в процессе работы (непосредственная взаимосвязь работников, негативно влияющих друг на друга в технологической цепочке; невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководитель – подчиненный»),

2) вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений (взаимные симпатии и антипатии людей),

3) обусловленные личностными особенностями сотрудников организации (агрессивность, излишняя тревожность, возрастные, этнические и половые различия).

Виды конфликтов: