6. Традиция подчиняться должностному лицу передается людьми из поколения в поколение (пример – монархическая власть). Способы реализации власти:
Распорядительская деятельность – прямое руководство, осуществляемое за счет распоряжений.
Распоряжения (по способу отдачи):
-
устные;
-
письменные;
-
смешанные.
Распоряжения (по форме):
-
приказы;
-
указания;
-
распоряжения;
-
советы.
Виды приказов:
-
по содержанию (предписывающие, запрещающие, инструктирующие);
-
по направленности (по основной деятельности, по кадрам).
Понятие власти тесно связано с лидерством.
Лидерство — это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для направления усилий отдельных личностей или группы на достижение целей организации. Лидеры используют власть как средство для ускорения этого достижения. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой лидером позиции в организации.
Основы лидерства:
Лидер в своей деятельности:
- выдвигается стихийно;
- не обладает определенной системой официально признанных санкций;
- принимает решения, касающиеся непосредственно групповой деятельности;
- регулирует межличностные отношения (психологические, личностно-эмоциональные).
Выбор лидера в значительной степени определяется настроениями группы.
Лидерство проявляется в условиях микросферы, к которой относится малая группа. Оно характеризуется меньшей стабильностью.
Типы лидеров:
1. «Эмоциональный» лидер («сердце группы»). Это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».
2. «Деловой» лидер («руки группы»). С ним хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые связи, обеспечить успех дела.
3. «Информационный» лидер («мозг группы»). Все обращаются к нему с вопросами, потому что он – эрудит: все знает, может объяснить, помочь найти нужную информацию.
Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления).
Существует 6 основных стилей лидерства:
-
Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.
-
Лидер-организатор – это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений.
-
Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело – потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.
-
Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один человек – один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям.
-
Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.
-
Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.
Успешное лидерство руководителя возможно при использовании различных стилей руководства. В системе практического здравоохранения наиболее часто используется демократический стиль.
Процесс управления любым учреждением протекает в определенной политической, социальной, экономической обстановке и изменения этих условиях влечет за собой изменений стиля управления.
Стиль управления – это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент необходимо. Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить:
- «одномерные», обусловленные каким-то одним обстоятельством,
- «многомерные», т.е. учитывающие два и более обстоятельств при построении взаимоотношений «руководитель - подчиненные» стили управления.
Различают:
-
Авторитарный стиль управления
Форма: деловые краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон с подчиненными, полное их подавление. Основной метод стимулирования - наказание, позиция руководителя – вне, выше группы.
Содержание: дела в группе планируются руководителем заранее, решения принимаются единолично, голос руководителя решающий, определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны.
-
Демократический стиль управления
Форма: инструкции даются в форме предложений, товарищеский тон, уважение к подчиненным, распоряжения и запреты с дискуссиями, похвала и порицание - с советами, позиция руководителя – внутри группы.
Содержание: мероприятия планируются в группе, решения принимаются на основе коллегиального обсуждения, за реализацию предложений отвечают и руководитель и подчиненные.
-
Делегирующий стиль управления
Форма: поручает принятие решений коллективу, делегирует полномочия, поощряет и развивает инициативу подчиненных, полностью им доверяет, доброжелательный и внимательный к сотрудникам.
Содержание: дела в группе контролируются коллективом, новых сотрудников подбирает группа, разумно относится к дисциплине, команда определяет способы поощрения и наказания сотрудников.
-
Либеральный стиль управления
Форма: отсутствие похвалы и порицаний, полная отстранённость руководителя от дел коллектива, боязнь подчиненных, требования формальной дисциплины, никакого сотрудничества, частые поощрения.
Содержание: дела в группе идут сами по себе, руководитель не дает указаний, распределение работы происходит на основе отдельных интересов лидеров подгрупп.
Использование стилей управления:
Авторитарный стиль предпочтительнее для руководства простыми видами деятельности, ориентированной на количественные результаты.
Демократический стиль предпочтительнее для руководства сложными видами деятельности, где на первом месте выступает качество.
Делегирующий стиль может быть использован в коллективах, где сотрудники обладают высоким уровнем интеллекта, профессионализмом, желанием и готовностью брать на себя ответственность за дела организации.
Либеральный стиль нежелателен.
Современные процессы, происходящие в обществе, деловые взаимоотношения порождают большое число проблем, требующих немедленного решения. В противном случае это приводит к недостатку взаимопонимания между людьми, а чаще всего – к возникновению конфликтов.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, непримиримых интересов на почве соперничества, сопереживания, противоборства.
Причины конфликтов:
1) возникающие в процессе работы (непосредственная взаимосвязь работников, негативно влияющих друг на друга в технологической цепочке; невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководитель – подчиненный»),
2) вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений (взаимные симпатии и антипатии людей),
3) обусловленные личностными особенностями сотрудников организации (агрессивность, излишняя тревожность, возрастные, этнические и половые различия).
Виды конфликтов:
- Организация здравоохранения
- Содержание
- Предисловие
- Раздел 1 Организация разных видов лпп населению. Амбулаторно-поликлиническая помощь городскому населению
- 1. Виды медицинской помощи и учреждения, их обеспечивающие
- Примерная структура цпмсп
- Поликлинические учреждения классифицируются на основе следующих принципов:
- 5. По спектру профилей:
- 6. По форме обслуживания:
- 7. По характеру собственности:
- 3. Организация работы поликлиники
- Организация записи пациентов на прием к врачу.
- Организация работы врача.
- Показатели деятельности поликлиники.
- 4. Направления развития амбулаторно-поликлинического обслуживания населения
- Контрольные вопросы:
- Раздел 2 организация стационарной, стационарозаменяющей и скорой медицинской помощи
- 1.Медицинские учреждения, обеспечивающие стационарную медицинскую помощь
- Как правило, малопрофильные
- - По системе организации:
- - По административно-территориальной принадлежности:
- - По объему деятельности
- По мощности эти больницы бывают следующих групп:
- - По режиму работы:
- - По типу собственности:
- 2. Модели организации стационарной помощи
- 3.Организация работы стационара больницы
- 3.1. Задачи, структура, штаты стационара больницы
- По рекомендациям воз предлагает следующие функции современной больницы:
- Основными структурными подразделениями стационара являются:
- Приемное отделение (санитарный пропускник) может быть централизованным или децентрализованным.
- 3.2. Порядок поступления, обслуживания и выписки больных
- Задачи приемного отделения:
- Существует 2 метода обслуживания:
- 3.3. Взаимосвязь и преемственность в лечении больных между поликлиникой и стационаром
- 3.4. Показатели, характеризующие работу стационара
- 4. Организация стационарозаменяющей помощи
- Дс организуется для оказания квалифицированной медицинской помощи больным путем их госпитализации в дневное время при отсутствии показаний к постоянному врачебному наблюдению. Основные задачи дс:
- В состав дс входят :
- Отчет о работе дс подается в установленном порядке и в установленный срок.
- 5. Организация скорой медицинской помощи
- Научные основы организации смп базируются на следующих принципах:
- Задачи смп:
- Организация смп в днр
- В настоящее время в структуру «рцэмПиМк» входят:
- Примечание:
- Структура вызовов по причинам за 2013-2015гг.
- Выводы:
- Категорийность станции смп:
- Системы работы станции смп:
- Структура станции смп:
- Штатный состав бригад:
- Основные функции бригады:
- Нормативы обеспечения своевременности оказания помощи:
- Категории подстанций определяется по количеству выездных бригад:
- Основные структурные подразделения больницы:
- Экстренная медицинская помощь предусматривает:
- Со службой сотрудничают:
- Порядок оказания экстренной медицинской помощи:
- 6. Проблемы и направления развития стационарной, стационарозаменяющей и скорой медицинской помощи
- Предложения:
- 3. Снижение удельного веса не экстренных вызовов.
- 5. Мероприятия по обеспечению своевременности времени прибытия бригад на место вызова.
- Контрольные вопросы:
- Раздел 3 медико-социальные проблемы охраны матери и ребенка. Репродуктивное здоровье
- 1.Охрана материнства и детства как медико-социальная проблема
- Состояние здоровья детей низкое, о чем свидетельствуют следующие данные:
- 2.Система охраны женщин и детей
- Система омид включает:
- В Донецкой области созданы:
- V и VI этапы проводят детские медицинские учреждения.
- Организация акушерско-гинекологической помощи женщинам, в том числе девочкам в условиях женской консультации
- Организация лпп помощи беременным
- Алгоритм организации диспансерного наблюдения за беременными в жк
- Организация лпп родильницам
- Организация лпп гинекологическим больным
- Медицинская учетная документация
- Организация акушерско-гинекологической помощи женщинам в условиях стационара роддома
- Структура стационара родильного дома должна иметь:
- 4.Организация педиатрической помощи детям
- Основные задачи детской поликлиники:
- Особенности структуры детской поликлиники
- Кабинет доврачебного приема предназначен для:
- Кабинет здорового ребенка.
- Кратность и объем медицинских профилактических осмотров среди детей разных возрастных групп
- 4.2. Организация педиатрической помощи детям в условиях стационара
- В структуре стационара имеются:
- Палатные лечебные отделения делятся:
- 5.Взаимосвязь в работе роддома и детской больницы и их взаимодействие с другими лпу
- 6.Мероприятия по улучшению организации работы и повышению эффективности акушерско-гинекологической и педиатрической помощи населению закрепленной территории
- Контрольные вопросы:
- Раздел 4 организация медико-санитарной помощи сельскому населению. Реализация принципа семейной медицины в сельской местности
- Особенности организации медицинской помощи сельскому населению
- Особенности сельского хозяйства и сельскохозяйственного труда
- Частные:
- Главной особенностью сельского здравоохранения является этапность оказания медицинской помощи.
- Виды медицинской помощи, оказываемые на этапах:
- 2.Характеристика сети медицинских учреждений, оказывающих помощь жителям сельской местности
- А) Фельдшерско-акушерский пункт (фап)
- Задачи:
- Структура рабочего времени
- Б) Самостоятельная врачебная амбулатория (сва).
- Структура амбулатории:
- Задачи амбулатории:
- Осуществление втэ.
- Задачи аоп-см
- Г) Сельская участковая больница (суб)
- По мощности суб бывают 4-х категорий:
- В стационар госпитализируются:
- По мощности црб бывает 6 категорий:
- Состав организационно-методического кабинета:
- Функции кабинета:
- В сельском районе развиты выездные и передвижные формы обслуживания населения:
- Выездные врачебные бригады:
- Областная больница
- Организационно-методический отдел
- 3. Особенности оказания отдельных видов лпп Хирургическая помощь
- Скорая медицинская помощь
- Акушерско-гинекологическая помощь
- 4.Семейная медицина в сельской местности
- Цель реформирования
- Центра первичной медико-санитарной помощи (цпмсп).
- Далее следуют учреждения здравоохранения, которые оказывают третичную помощь:
- 5.Проблемы и перспективы развития сельского здравоохранения на современном этапе
- Контрольные вопросы:
- Определение трудоспособности проводится путем проведения:
- Клинический прогноз
- Клинический прогноз бывает:
- Чаще трудовой прогноз:
- 2.Организация эвн в днр
- В соответствие с этими документами право проведения эвн имеют:
- Не имеют права осуществлять эвн:
- Функции документов, удостоверяющих вн
- Организация эвн в лпу Задачи эвн
- Уровни проведения эвн:
- Первый уровень - лечащий врач
- 4. Отражает в медицинских картах амбулаторного больного:
- Второй уровень - заведующий отделением
- Третий уровень – врачебно-консультативная комиссия (вкк)
- Порядок работы вкк:
- Функции вкк
- Четвертый уровень - заместитель главного врача по эвн или лицо, ответственное за организацию работы по эвн)
- Пятый уровень - ответственное лицо мз днр за организацию работы по эвн в республике
- Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и травмах в условиях амбулаторий, поликлиник, консультаций
- Исключения из этих правил – направление больных на мсэк в другие сроки:
- В условиях стационара
- Порядок выдачи документов при других причинах, не связанных с заболеванием или травмой при:
- Порядок выдачи документов
- Порядок выдачи документов при беременности и родах,
- Порядок выдачи документов по уходу за:
- Порядок выдачи документов при уходе за больным ребенком
- Порядок выдачи документов при уходе за ребенком в возрасте
- Порядок выдачи документов при уходе за ребенком инвалидом
- Порядок выдачи документов при карантине
- Порядок выдачи документов при санаторно-курортном лечении
- Особенности выдачи документов, удостоверяющих вн во время нахождения:
- Особенности выдачи документов, удостоверяющих вн во время нахождения в отпуске
- Особенности выдачи документов, удостоверяющих вн не по основному месту жительства
- Листок нетрудоспособности не выдается по уходу:
- 3.Экспертиза стойкой нетрудоспособности в днр
- Межрайонные мсэк общего и специализированного профиля:
- Республиканские мсэк общего и специализированного профиля:
- Республиканская расширенная экспертная комиссия:
- Основными документами по экспертизе сн в днр являются:
- Больной должен прибыть на мсэк с документами:
- На мсэКе
- 4. Особенности проведения временной и стойкой нетрудоспособности в Российской Федерации Выдача лн при вн
- Лн может быть выдан по прерывистому методу
- Порядок выдачи лн по уходу за больным членом семьи:
- 5. Порядок выдачи лн по беременности и родам
- Порядок выдачи лн при карантине
- Порядок выдачи лн при протезировании
- Порядок выдачи лн на период санаторно-курортного лечения
- Контрольные вопросы:
- Раздел 6 системы здравоохранения. Организационно-правовые принципы внедрения и функционирования медицинского страхования
- Системы здравоохранения
- Государственная система здравоохранения
- Страховая система здравоохранения.
- Частная система здравоохранения
- Многоукладные системы здравоохранения
- 2. Понятие о «страховой медицине», «страховании» и «медицинском страховании»
- Страховать – предохранять от чего-либо нежелательного, неприятного, защищать, оберегать, обеспечивать безопасность, а сам процесс страхования – это способ защиты имущественных интересов.
- 3. Место медицинского страхования в системе страхования. Основные отличия обязательного медицинского страхования от добровольного медицинского страхования.
- Дмс может осуществляться:
- Различия обязательного и добровольного медицинского страхования
- 4. Организационные основы обязательного и добровольного медицинского страхования
- Страхователь обязан:
- Страховая медицинская организация:
- Атрибуты медицинского страхования
- 5. Опыт страхования здоровья в развитых странах мира - Германии, Франции, сша
- Централизованная система страхового здравоохранения
- Децентрализованная страховая система здравоохранения
- Смешанная организационная система страховой медицины
- Соединенные Штаты Америки (сша)
- 6.Медицинское страхование в Российской Федерации
- Контрольные вопросы:
- Раздел 7 организация санитарно-эпидемиологического обеспечения населения. Правовые основы деятельности санэпидслужбы
- 1.Путь становления и направления деятельности отечественной санитарно-эпидемиологической службы
- 2. Структура, организация и принципы работы санитарно-эпидемиологической службы в днр
- Структура службы включает:
- Территориальные учреждения санэпиднадзора гсэс мз днр представлены:
- Территориальные лабораторные центры расположены на базе территориальных центров санэпиднадзора гсэс мз днр и представлены:
- Территориальное учреждение дезинфекции гсэс мз днр создано в Макеевке (Макеевский городской центр Республиканского центра дезинфекции).
- Учреждения Службы находятся в оперативном подчинении Министерства здравоохранения днр.
- В настоящее время Государственная санитарно-эпидемиологическая служба днр – это система, деятельность которой направлена на:
- Гигиеническое воспитание населения.
- 3.Понятие о государственном санитарном надзоре
- Государственный санитарный надзор осуществляется в двух основных формах:
- Санэпиднадзор включает в себя:
- Все проверяемые объекты делятся на 3 категории:
- В плане текущего санитарного надзора предусматриваются проверки:
- 4.Правовые основы деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы днр
- Должностные лица в ходе осуществления санэпиднадзора имеют право:
- Ответственность должностных лиц за нарушения санитарного законодательства днр:
- Постановления выдают:
- 5. Взаимодействие в работе санитарно-эпидемиологической службы и лпу
- Противоэпидемические мероприятия направлены на:
- 6. Пути совершенствования санитарно-эпидемиологической службы республики
- Дальнейшая задача повышения эффективности и качества работы санитарно-эпидемиологической службы связана с:
- Контрольные вопросы:
- Раздел 8 основы менеджмента в здравоохранении
- Менеджмент как наука и практика управления
- Система – это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих частей (элементов), имеющих единую цель и обладающих системными качествами.
- Типы систем:
- Подсистема — крупная составляющая сложной системы, сама являющаяся системой. Подсистемы — это отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.
- 3. Технология (алгоритм) управления в здравоохранении
- Следующий шаг - определение путей достижения выбранной цели и задач.
- 4.Квалификационные и личностные характеристики менеджера здравоохранения
- К его квалификационной характеристике следует отнести:
- 5.Полномочия, права, лидерство, стиль менеджера Субъекты управления (менеджеры) работают с людьми и с организациями.
- Менеджер имеет права (полномочия):
- Виды полномочий менеджера:
- 6. Традиция подчиняться должностному лицу передается людьми из поколения в поколение (пример – монархическая власть). Способы реализации власти:
- По отношению к субъекту:
- Контрольные вопросы:
- Раздел 9 экономика здравоохранения. Планирование и финансирование здравоохранения
- Экономика здравоохранения как наука: понятие, цель, задачи, методы
- При этом более конкретными целями являются:
- Задачи:
- Основными методами экономики здравоохранения являются:
- Методики экономического анализа.
- 1. Виды экономического анализа.
- 2. Методы экономического анализа.
- 3. Группы затрат на медобслуживание.
- 4. Понятие об эффективности здравоохранения.
- 2.Планирование здравоохранения: понятие, формы, принципы, методы
- Формы планирования:
- Методы планирования.
- Виды плановой деятельности здравоохранения
- Методы оценки потребности в медицинских кадрах
- 3.Финансирование системы здравоохранения – это процесс формирования (сбора), аккумуляции, распределения, использования средств для удовлетворения потребностей населения в укреплении и охране здоровья.
- Понятие о финансировании здравоохранения
- Бюджет.
- Цена и ценовая стратегия.
- Контрольные вопросы: