Подсистема — крупная составляющая сложной системы, сама являющаяся системой. Подсистемы — это отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.
Структурно-функциональными частями руководимой системы являются:
- субъект управления,
- объект управления,
- блок научного регулирования системы или службы информационно-аналитического обеспечения.
Субъектами управления в системе здравоохранения является министр здравоохранения и его помощники, на уровне лечебно-профилактических учреждений – главные врачи, их заместители, заведующие отделениями, заведующие кабинетами, на уровне конкретной территории обслуживания - обычные практические врачи.
Объектами управления выступают: финансовые, трудовые, материальные ресурсы самой системы здравоохранения, ее подсистем (лечебно-профилактическая или стационарная помощь, родовспоможение, санаторно-курортное лечение и т.п.), отдельные учреждения и их подразделения.
Чаще всего управлению в здравоохранении подлежат следующие объекты:
-
Технические (производственные). Для медицинских учреждений это диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, реабилитация и др.
-
Коммерческие - покупка, продажа, обмен. Для медицинских учреждений - это продажа отдельных видов медицинских услуг.
-
Страховые - страхование и охрана имущества и лиц. В системе здравоохранения – страхование здоровья.
-
Учетные - бухгалтерия, статистика и др. В лечебно-профилактическом учреждении – учет заболеваемости, инвалидности, состояния лечебно-профилактической работы и т.п.
Блок научного регулирования системы, как службы информационно-аналитического обеспечения, например, в областной или центральной районной больнице представлен информационно-аналитическим отделом (центром), информационно-методическим отделом, в городской больнице - статистическим кабинетом, группой научной информации и т.д.
По признаку объекта на уровне ЛПУ различают генеральный и функциональный менеджмент.
Генеральный (общий) менеджмент заключается в управлении медицинским учреждением в целом.
Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности ЛПУ и его звеньев. Это управление их инновационной, финансовой, профессиональной и маркетинговой деятельностью.
Управление здравоохранением в связи со специфичностью объекта делает управление чрезвычайно сложным. Сложность управления системой здравоохранения обусловлена тем, что:
- процесс осуществляется в рамках сложной организационной модели;
- влияет на сложные объекты, которые в свою очередь характеризуются разнообразными явлениями;
- слагается из множественных функциональных операций и процедур, которые выполняются структурными подразделениями со сложными управленческими взаимоотношениями.
Отличительными чертами управления в системе здравоохранения являются:
- особая ответственность принимаемых решений, от которых зависит жизнь и здоровье людей;
- трудности предсказуемости их последствий, которые нередко проявляются не сразу и часто не поддаются квантифицированным оценкам;
- трудности, а иногда и невозможность, исправления последствий ошибочных или неверных решений.
Основные функции управления связывают с тремя уровнями управления в здравоохранении:
1) стратегический уровень – это прогноз и планирование;
2) тактический уровень – это проектирование и организация;
3) оперативный уровень – это регулирование, учет, контроль и анализ.
Стратегический уровень управления, как правило, соответствует управлению здравоохранением в масштабах государства, тактический – территориальному и муниципальному уровню, оперативный – уровню учреждений и предприятий здравоохранения и их подразделений, отдельных специалистов.
В функции стратегического уровня входит разработка и принятие решений (стратегических) с учетом возможностей системы с целью совершенствования его деятельности. На стратегическом уровне разрабатывается прогноз развития системы, определяются приоритеты, формируются цели и задачи, разрабатываются модели конечных (прогнозируемых) результатов. Это самый сложный и ответственный уровень в системе управления здравоохранением. В функции стратегического уровня входит разработка и принятие решений с учетом реальных и потенциальных возможностей систем здравоохранения страны.
Тактический уровень несет ответственность за оптимальное распределение ресурсов в соответствии с выбранным на стратегическом уровне решением. Этот уровень отвечает за организацию работы по отдельным направлениям деятельности учреждения, отдельных служб и подразделений медицинской организации.
Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение принятых выше решений в своих подразделениях. Этот уровень отвечает за практическую реализацию принятых стратегий развития организации и включает регулирование (корректировку ситуации в случае сбоя), учет (регистрация текущих показателей), контроль (сравнение с плановыми показателями), анализ (определение отклонений, требующих исправлений).
Эти уровни управления, в полной мере, можно отнести и к конкретному лечебно-профилактическому учреждению (ЛПУ). В этом случае управление будет осуществляться следующими должностными лицами:
-
на стратегическом уровне – главным врачом ЛПУ;
-
на тактическом уровне – заместителями главного врача;
-
на оперативном уровне – руководителями подразделений, не имеющих в подчинении других руководителей или конкретные врачи, главные и старшие медицинские сестры.
Цель менеджмента в здравоохранении также связана с уровнем управления. При этом следует различать генеральную (для системы в целом) и промежуточные цели (для составляющих подсистем). Если для стратегического уровня генеральная цель состоит в снижение потерь общества от заболеваемости, инвалидности и смертности населения при имеющихся ресурсах, то для оперативного уровня – снижение потерь среди населения обслуживаемой территории, а для конкретного врача – снижение потерь только среди тех пациентов, которых наблюдает данный врач.
Задачи управления здравоохранением – это наиболее эффективное достижение цели путем повышения качества лечебно-профилактических мероприятий и рационального использования ресурсов здравоохранения.
Сущность менеджмента в здравоохранении заключается в его функциях, основными из которых являются:
- планирование,
- организация научного управления,
- мотивация персонала организации,
- контроль исполнения решений до конечной цели,
- координация.
-
Планирование – это один из способов, с помощью которого обеспечивается единое направление усилий всех членов организации в достижении целей. Планирование – это определение целей, постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов.
Направления планирования:
- планирование по содержанию – функциональное разделение обязанностей между отдельными членами организации и его подразделениями, определение их основных задач и содержания с общеорганизационными целями, нормами;
- планирование по времени – хронологическое распределение задач подразделений и отдельных исполнителей во времени, определение рациональной последовательности их выполнения.
Выполнение планирования завершается процессом принятия управленческого решения. Решение – это этап управления, который представляет собой вид умственного, эмоционального и организационно-правового акта, принимаемого руководителем самостоятельно или коллегиально. Для выполнения решения необходимо не только принять эффективный вариант, но и спланировать кто, когда, как, что именно, где, какими средствами и в какой последовательности будет выполнять данное решение.
-
Сущность организации научного управления состоит в том, чтобы обеспечить выполнение менеджерского решения с организационной стороны, т.е. создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечивали наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы.
Существует три основные структуры организации научного управления:
- линейная,
- функциональная,
- целевая.
Линейное управление – это передача приказаний непосредственно от начальника к подчиненному по цепи команд. У каждого руководителя много подчиненных, но каждый подчиненный имеет одного непосредственного руководителя. Такая форма характерна для маленьких организаций.
Для реализации специальных задач организуется функциональное управление. Для этой формы управления характерно разделение труда по руководству. В крупных больницах при главном враче создается медицинский совет, куда входят ответственные работники и специалисты: заместители главного врача, заведующий поликлиникой, ведущие специалисты по терапии, хирургии, родовспоможению и т.д. При больнице может функционировать больничный совет, совет медицинских сестер, секции научных медицинских обществ, общественный совет и т.д.
Советы (отделы) работают при линейном руководителе определенного уровня, используют его власть для ведения работы между функциональными подразделениями разного уровня.
Целевое управление выступает как вид деятельности, которая направлена на разработку и утверждение конкретных схем и структур управления, должностных инструкций, положений, других нормативных документов. Эта форма характерна для более высоких уровней управления (города, области). Экспертный орган существует при руководителе и готовит для него распоряжения, положения, приказы и др. материалы.
-
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленных целей.
Содержательные научные теории мотивации основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать согласно потребностям, мотивам. Большинство концепций мотивации указывает, что вознаграждение есть стимул.
Сущность функции мотивации персонала заключается в том, чтобы персонал организации выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.
-
Контроль исполнения решений в соответствии с конечной целью – это процесс активного слежения за обеспечением достижения организацией поставленных целей. Он представляет собой систему проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы, принятым решениям, а также выработки определяемых действий. Для этого могут быть использованы следующие виды контроля:
Предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Используется по отношению к человеческим, финансовым, материальным ресурсам.
- Текущий контроль (промежуточный). Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы.
- Заключительный контроль. Его функция состоит в том, что дает руководству информацию, необходимую для коррекции планирования. Он способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность
-
Координация
Это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т. д.
Таким образом, менеджмент в здравоохранении дает возможность рационально руководить органами и учреждениями здравоохранения, перейти к рыночным условиям функционирования учреждений здравоохранения.
- Организация здравоохранения
- Содержание
- Предисловие
- Раздел 1 Организация разных видов лпп населению. Амбулаторно-поликлиническая помощь городскому населению
- 1. Виды медицинской помощи и учреждения, их обеспечивающие
- Примерная структура цпмсп
- Поликлинические учреждения классифицируются на основе следующих принципов:
- 5. По спектру профилей:
- 6. По форме обслуживания:
- 7. По характеру собственности:
- 3. Организация работы поликлиники
- Организация записи пациентов на прием к врачу.
- Организация работы врача.
- Показатели деятельности поликлиники.
- 4. Направления развития амбулаторно-поликлинического обслуживания населения
- Контрольные вопросы:
- Раздел 2 организация стационарной, стационарозаменяющей и скорой медицинской помощи
- 1.Медицинские учреждения, обеспечивающие стационарную медицинскую помощь
- Как правило, малопрофильные
- - По системе организации:
- - По административно-территориальной принадлежности:
- - По объему деятельности
- По мощности эти больницы бывают следующих групп:
- - По режиму работы:
- - По типу собственности:
- 2. Модели организации стационарной помощи
- 3.Организация работы стационара больницы
- 3.1. Задачи, структура, штаты стационара больницы
- По рекомендациям воз предлагает следующие функции современной больницы:
- Основными структурными подразделениями стационара являются:
- Приемное отделение (санитарный пропускник) может быть централизованным или децентрализованным.
- 3.2. Порядок поступления, обслуживания и выписки больных
- Задачи приемного отделения:
- Существует 2 метода обслуживания:
- 3.3. Взаимосвязь и преемственность в лечении больных между поликлиникой и стационаром
- 3.4. Показатели, характеризующие работу стационара
- 4. Организация стационарозаменяющей помощи
- Дс организуется для оказания квалифицированной медицинской помощи больным путем их госпитализации в дневное время при отсутствии показаний к постоянному врачебному наблюдению. Основные задачи дс:
- В состав дс входят :
- Отчет о работе дс подается в установленном порядке и в установленный срок.
- 5. Организация скорой медицинской помощи
- Научные основы организации смп базируются на следующих принципах:
- Задачи смп:
- Организация смп в днр
- В настоящее время в структуру «рцэмПиМк» входят:
- Примечание:
- Структура вызовов по причинам за 2013-2015гг.
- Выводы:
- Категорийность станции смп:
- Системы работы станции смп:
- Структура станции смп:
- Штатный состав бригад:
- Основные функции бригады:
- Нормативы обеспечения своевременности оказания помощи:
- Категории подстанций определяется по количеству выездных бригад:
- Основные структурные подразделения больницы:
- Экстренная медицинская помощь предусматривает:
- Со службой сотрудничают:
- Порядок оказания экстренной медицинской помощи:
- 6. Проблемы и направления развития стационарной, стационарозаменяющей и скорой медицинской помощи
- Предложения:
- 3. Снижение удельного веса не экстренных вызовов.
- 5. Мероприятия по обеспечению своевременности времени прибытия бригад на место вызова.
- Контрольные вопросы:
- Раздел 3 медико-социальные проблемы охраны матери и ребенка. Репродуктивное здоровье
- 1.Охрана материнства и детства как медико-социальная проблема
- Состояние здоровья детей низкое, о чем свидетельствуют следующие данные:
- 2.Система охраны женщин и детей
- Система омид включает:
- В Донецкой области созданы:
- V и VI этапы проводят детские медицинские учреждения.
- Организация акушерско-гинекологической помощи женщинам, в том числе девочкам в условиях женской консультации
- Организация лпп помощи беременным
- Алгоритм организации диспансерного наблюдения за беременными в жк
- Организация лпп родильницам
- Организация лпп гинекологическим больным
- Медицинская учетная документация
- Организация акушерско-гинекологической помощи женщинам в условиях стационара роддома
- Структура стационара родильного дома должна иметь:
- 4.Организация педиатрической помощи детям
- Основные задачи детской поликлиники:
- Особенности структуры детской поликлиники
- Кабинет доврачебного приема предназначен для:
- Кабинет здорового ребенка.
- Кратность и объем медицинских профилактических осмотров среди детей разных возрастных групп
- 4.2. Организация педиатрической помощи детям в условиях стационара
- В структуре стационара имеются:
- Палатные лечебные отделения делятся:
- 5.Взаимосвязь в работе роддома и детской больницы и их взаимодействие с другими лпу
- 6.Мероприятия по улучшению организации работы и повышению эффективности акушерско-гинекологической и педиатрической помощи населению закрепленной территории
- Контрольные вопросы:
- Раздел 4 организация медико-санитарной помощи сельскому населению. Реализация принципа семейной медицины в сельской местности
- Особенности организации медицинской помощи сельскому населению
- Особенности сельского хозяйства и сельскохозяйственного труда
- Частные:
- Главной особенностью сельского здравоохранения является этапность оказания медицинской помощи.
- Виды медицинской помощи, оказываемые на этапах:
- 2.Характеристика сети медицинских учреждений, оказывающих помощь жителям сельской местности
- А) Фельдшерско-акушерский пункт (фап)
- Задачи:
- Структура рабочего времени
- Б) Самостоятельная врачебная амбулатория (сва).
- Структура амбулатории:
- Задачи амбулатории:
- Осуществление втэ.
- Задачи аоп-см
- Г) Сельская участковая больница (суб)
- По мощности суб бывают 4-х категорий:
- В стационар госпитализируются:
- По мощности црб бывает 6 категорий:
- Состав организационно-методического кабинета:
- Функции кабинета:
- В сельском районе развиты выездные и передвижные формы обслуживания населения:
- Выездные врачебные бригады:
- Областная больница
- Организационно-методический отдел
- 3. Особенности оказания отдельных видов лпп Хирургическая помощь
- Скорая медицинская помощь
- Акушерско-гинекологическая помощь
- 4.Семейная медицина в сельской местности
- Цель реформирования
- Центра первичной медико-санитарной помощи (цпмсп).
- Далее следуют учреждения здравоохранения, которые оказывают третичную помощь:
- 5.Проблемы и перспективы развития сельского здравоохранения на современном этапе
- Контрольные вопросы:
- Определение трудоспособности проводится путем проведения:
- Клинический прогноз
- Клинический прогноз бывает:
- Чаще трудовой прогноз:
- 2.Организация эвн в днр
- В соответствие с этими документами право проведения эвн имеют:
- Не имеют права осуществлять эвн:
- Функции документов, удостоверяющих вн
- Организация эвн в лпу Задачи эвн
- Уровни проведения эвн:
- Первый уровень - лечащий врач
- 4. Отражает в медицинских картах амбулаторного больного:
- Второй уровень - заведующий отделением
- Третий уровень – врачебно-консультативная комиссия (вкк)
- Порядок работы вкк:
- Функции вкк
- Четвертый уровень - заместитель главного врача по эвн или лицо, ответственное за организацию работы по эвн)
- Пятый уровень - ответственное лицо мз днр за организацию работы по эвн в республике
- Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и травмах в условиях амбулаторий, поликлиник, консультаций
- Исключения из этих правил – направление больных на мсэк в другие сроки:
- В условиях стационара
- Порядок выдачи документов при других причинах, не связанных с заболеванием или травмой при:
- Порядок выдачи документов
- Порядок выдачи документов при беременности и родах,
- Порядок выдачи документов по уходу за:
- Порядок выдачи документов при уходе за больным ребенком
- Порядок выдачи документов при уходе за ребенком в возрасте
- Порядок выдачи документов при уходе за ребенком инвалидом
- Порядок выдачи документов при карантине
- Порядок выдачи документов при санаторно-курортном лечении
- Особенности выдачи документов, удостоверяющих вн во время нахождения:
- Особенности выдачи документов, удостоверяющих вн во время нахождения в отпуске
- Особенности выдачи документов, удостоверяющих вн не по основному месту жительства
- Листок нетрудоспособности не выдается по уходу:
- 3.Экспертиза стойкой нетрудоспособности в днр
- Межрайонные мсэк общего и специализированного профиля:
- Республиканские мсэк общего и специализированного профиля:
- Республиканская расширенная экспертная комиссия:
- Основными документами по экспертизе сн в днр являются:
- Больной должен прибыть на мсэк с документами:
- На мсэКе
- 4. Особенности проведения временной и стойкой нетрудоспособности в Российской Федерации Выдача лн при вн
- Лн может быть выдан по прерывистому методу
- Порядок выдачи лн по уходу за больным членом семьи:
- 5. Порядок выдачи лн по беременности и родам
- Порядок выдачи лн при карантине
- Порядок выдачи лн при протезировании
- Порядок выдачи лн на период санаторно-курортного лечения
- Контрольные вопросы:
- Раздел 6 системы здравоохранения. Организационно-правовые принципы внедрения и функционирования медицинского страхования
- Системы здравоохранения
- Государственная система здравоохранения
- Страховая система здравоохранения.
- Частная система здравоохранения
- Многоукладные системы здравоохранения
- 2. Понятие о «страховой медицине», «страховании» и «медицинском страховании»
- Страховать – предохранять от чего-либо нежелательного, неприятного, защищать, оберегать, обеспечивать безопасность, а сам процесс страхования – это способ защиты имущественных интересов.
- 3. Место медицинского страхования в системе страхования. Основные отличия обязательного медицинского страхования от добровольного медицинского страхования.
- Дмс может осуществляться:
- Различия обязательного и добровольного медицинского страхования
- 4. Организационные основы обязательного и добровольного медицинского страхования
- Страхователь обязан:
- Страховая медицинская организация:
- Атрибуты медицинского страхования
- 5. Опыт страхования здоровья в развитых странах мира - Германии, Франции, сша
- Централизованная система страхового здравоохранения
- Децентрализованная страховая система здравоохранения
- Смешанная организационная система страховой медицины
- Соединенные Штаты Америки (сша)
- 6.Медицинское страхование в Российской Федерации
- Контрольные вопросы:
- Раздел 7 организация санитарно-эпидемиологического обеспечения населения. Правовые основы деятельности санэпидслужбы
- 1.Путь становления и направления деятельности отечественной санитарно-эпидемиологической службы
- 2. Структура, организация и принципы работы санитарно-эпидемиологической службы в днр
- Структура службы включает:
- Территориальные учреждения санэпиднадзора гсэс мз днр представлены:
- Территориальные лабораторные центры расположены на базе территориальных центров санэпиднадзора гсэс мз днр и представлены:
- Территориальное учреждение дезинфекции гсэс мз днр создано в Макеевке (Макеевский городской центр Республиканского центра дезинфекции).
- Учреждения Службы находятся в оперативном подчинении Министерства здравоохранения днр.
- В настоящее время Государственная санитарно-эпидемиологическая служба днр – это система, деятельность которой направлена на:
- Гигиеническое воспитание населения.
- 3.Понятие о государственном санитарном надзоре
- Государственный санитарный надзор осуществляется в двух основных формах:
- Санэпиднадзор включает в себя:
- Все проверяемые объекты делятся на 3 категории:
- В плане текущего санитарного надзора предусматриваются проверки:
- 4.Правовые основы деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы днр
- Должностные лица в ходе осуществления санэпиднадзора имеют право:
- Ответственность должностных лиц за нарушения санитарного законодательства днр:
- Постановления выдают:
- 5. Взаимодействие в работе санитарно-эпидемиологической службы и лпу
- Противоэпидемические мероприятия направлены на:
- 6. Пути совершенствования санитарно-эпидемиологической службы республики
- Дальнейшая задача повышения эффективности и качества работы санитарно-эпидемиологической службы связана с:
- Контрольные вопросы:
- Раздел 8 основы менеджмента в здравоохранении
- Менеджмент как наука и практика управления
- Система – это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих частей (элементов), имеющих единую цель и обладающих системными качествами.
- Типы систем:
- Подсистема — крупная составляющая сложной системы, сама являющаяся системой. Подсистемы — это отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.
- 3. Технология (алгоритм) управления в здравоохранении
- Следующий шаг - определение путей достижения выбранной цели и задач.
- 4.Квалификационные и личностные характеристики менеджера здравоохранения
- К его квалификационной характеристике следует отнести:
- 5.Полномочия, права, лидерство, стиль менеджера Субъекты управления (менеджеры) работают с людьми и с организациями.
- Менеджер имеет права (полномочия):
- Виды полномочий менеджера:
- 6. Традиция подчиняться должностному лицу передается людьми из поколения в поколение (пример – монархическая власть). Способы реализации власти:
- По отношению к субъекту:
- Контрольные вопросы:
- Раздел 9 экономика здравоохранения. Планирование и финансирование здравоохранения
- Экономика здравоохранения как наука: понятие, цель, задачи, методы
- При этом более конкретными целями являются:
- Задачи:
- Основными методами экономики здравоохранения являются:
- Методики экономического анализа.
- 1. Виды экономического анализа.
- 2. Методы экономического анализа.
- 3. Группы затрат на медобслуживание.
- 4. Понятие об эффективности здравоохранения.
- 2.Планирование здравоохранения: понятие, формы, принципы, методы
- Формы планирования:
- Методы планирования.
- Виды плановой деятельности здравоохранения
- Методы оценки потребности в медицинских кадрах
- 3.Финансирование системы здравоохранения – это процесс формирования (сбора), аккумуляции, распределения, использования средств для удовлетворения потребностей населения в укреплении и охране здоровья.
- Понятие о финансировании здравоохранения
- Бюджет.
- Цена и ценовая стратегия.
- Контрольные вопросы: