1. Виды медицинской помощи и учреждения, их обеспечивающие
Система организации медицинской помощи населению включает санитарно-профилактическую, судебно-медицинскую, аптечную (фармацевтическую), оздоровительную и лечебно-профилактическую. Последняя из них обеспечивает население внебольничной (амбулаторно-поликлинической, скорой и неотложной, выездной экстренной, планово-консультативной), больничной (стационарной) и санаторно-курортной помощью. Как показывает анализ инфраструктуры высокоразвитых стран, на современном этапе развития общества ведущим видом медицинской помощи населению является внебольничная помощь. Это помощь, которая оказывается на догоспитальном этапе. Этот вид медицинской помощи способен выполнять более 60% всего спроса населения на медицинские услуги. Поэтому в странах Европейского Союза, высокоразвитых странах Азии и Америки активно развиваются различные формы внебольничной помощи населению. Это связано, прежде всего, с высоким спросом населения на внебольничные виды помощи, а спрос, в свою очередь, предопределяется высокой ее доступностью для населения. Высокий спрос и доступность внебольничной помощи обеспечиваются следующими факторами:
-
внебольничная помощь более дешевая (в 3-5 и более раз), чем стационарная;
-
достаточно проста в организации и управлении;
-
легко приближается к населению;
-
высоко динамична, поэтому легко поддается реорганизации;
-
способна легко расширять спектр медицинских услуг;
-
высоко оперативна;
-
достаточно эффективна (как текущая, плановая, так и, особенно, экстренная, неотложная).
В странах СНГ внебольничная помощь очень активно развивалась в течение второй половины ХХ столетия. В результате этого, сформировалась мощная и широко разветвленная инфраструктура медицинской внебольничной службы, которая способна обеспечивать медицинскую помощь населению на уровне более чем 800 посещений медицинских учреждений в смену, что составляет около 9-10 внебольничных посещений на человека в год. Инфраструктура внебольничных учреждений по количественному показателю почти в 2 раза превышает таковую по стационарной помощи.
Качественную основу инфраструктуры внебольничной сети составляют следующие учреждения: поликлиники, амбулатории, диспансеры, станции скорой помощи, медико-санитарные части, женские консультации, центры экстренной консультативной выездной или телевизионной медицинской помощи, функционально-диагностические центры, медицинские центры и объединения, медицинские пункты, фельдшерско-акушерские пункты, оздоровительные центры и некоторые другие учреждения.
Внебольничная помощь классифицируется по трем принципам: по организации деятельности, профилю и уровню медицинской помощи.
По организации деятельности:
-
амбулаторно-поликлиническая;
-
скорая и неотложная;
-
экстренная выездная и планово-консультативная;
-
плановая выездная и телевизионная, а также экстренная функционально-диагностическая;
-
санаторно-курортная.
По профилю медицинской помощи:
-
общепрофильная (первичная);
-
специализированная (вторичная);
-
узкоспециализированная (третичная).
По уровню медицинской помощи:
-
доврачебная;
-
врачебная.
Система внебольничной помощи формируется на основе следующих макро организационных уровней:
1. Первичный уровень или доврачебный.
Реализуется посредством среднего медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, здравпунктов, медицинских пунктов, домов сестринского ухода и пр.,
2. Местный уровень или первый врачебный.
Реализуется с помощью врачей амбулаторий, поликлиник, диспансеров, женских консультаций и пр. учреждений. Здесь оказывается общепрофильная поликлиническая помощь.
3. Районный уровень или второй врачебный.
Реализуется посредством поликлиник ЦРБ, диспансеров, районных больниц. Здесь оказываются все виды общепрофильной и отдельные виды специализированной помощи.
4. Межрайонный уровень или третий врачебный.
Реализуется посредством районных и городских диспансеров и поликлиник районных больниц, городских больниц, центральных районных и городских больниц, женских консультаций. На этом уровне оказываются отдельные виды специализированной помощи населению обычно двух смежных административных районов с соблюдением радиуса обслуживания.
5. Областной уровень или четвертый врачебный.
Реализуется посредством специализированных поликлиник или отделений многопрофильных поликлинических медицинских учреждений областного уровня (больниц, роддомов, диспансеров, медицинских центров и объединений). Здесь оказываются населению административной области различные виды специализированной помощи.
6. Региональный уровень или пятый врачебный.
Реализуется посредством специализированных поликлиник или отделений медицинских центров, НИИ и медицинских университетов. Здесь оказываются отдельные виды специализированной и узкоспециализированной помощи населению двух смежных административных областей.
7. Высший уровень или шестой врачебный.
Реализуется с помощью специализированных поликлиник или отделений медицинских центров, НИИ и университетов. Здесь оказываются отдельные виды узкоспециализированной медицинской помощи населению всей страны.
2. Основы организации амбулаторно-поликлинической помощи населению
Ключевым видом внебольничной помощи выступает врачебная амбулаторно-поликлиническая помощь, которая обеспечивает почти 90% спроса населения на общепрофильную и около 40-50% – на специализированную медицинскую помощь. В амбулаторно-поликлинических учреждениях начинают и заканчивают лечение 80% больных, а 20% больных подлежит госпитализации.
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП)рассматривается как вид традиционной лечебно-профилактической помощи (ЛПП), который оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и по месту жительства пациента.
Ведущей фигурой в системе первичной помощи являются врачи общей практики - участковый врач терапевт или педиатр, семейный врач, которые обеспечивают опеку здоровьем население обслуживаемой территории независимо от характера болезни, состояния органов и систем организма во все периоды жизни человека без учета пола, возраста и характера заболевания. При этом предусматриваются не только чисто медицинские действия (консультации, диагностика, лечение, реабилитация), но и профилактические (врачебный осмотр, диспансеризация, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, санитарно-просветительная работа). ПМСП - это первичная забота о здоровье, когда акцент делается на его укрепление и профилактику, а не только на контроль за болезнями.
Базовым учреждением оказания первичной амбулаторно-поликлинической помощи населению на до госпитального этапа в настоящее время является Центр первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП). Их появление относится к 2012 году, когда началось реформирование здравоохранения в нашей области. Важной структурной частью Центра является амбулатория, количество которых определяется их необходимостью и финансовыми возможностями.
Во взаимосвязи с ЦПМСП работают ЛПУ вторичного уровня – поликлиники самостоятельные или входящие в структуру городских больниц для взрослых и детей, диспансеров и т.п. Они предоставляют вторичную (специализированную) консультативную лечебно-профилактическую помощь населению. При необходимости ЦПМСП могут направлять больных на третичный (республиканский) уровень для получения больными узкоспециализированной или редко встречающейся медицинской помощи.
- Организация здравоохранения
- Содержание
- Предисловие
- Раздел 1 Организация разных видов лпп населению. Амбулаторно-поликлиническая помощь городскому населению
- 1. Виды медицинской помощи и учреждения, их обеспечивающие
- Примерная структура цпмсп
- Поликлинические учреждения классифицируются на основе следующих принципов:
- 5. По спектру профилей:
- 6. По форме обслуживания:
- 7. По характеру собственности:
- 3. Организация работы поликлиники
- Организация записи пациентов на прием к врачу.
- Организация работы врача.
- Показатели деятельности поликлиники.
- 4. Направления развития амбулаторно-поликлинического обслуживания населения
- Контрольные вопросы:
- Раздел 2 организация стационарной, стационарозаменяющей и скорой медицинской помощи
- 1.Медицинские учреждения, обеспечивающие стационарную медицинскую помощь
- Как правило, малопрофильные
- - По системе организации:
- - По административно-территориальной принадлежности:
- - По объему деятельности
- По мощности эти больницы бывают следующих групп:
- - По режиму работы:
- - По типу собственности:
- 2. Модели организации стационарной помощи
- 3.Организация работы стационара больницы
- 3.1. Задачи, структура, штаты стационара больницы
- По рекомендациям воз предлагает следующие функции современной больницы:
- Основными структурными подразделениями стационара являются:
- Приемное отделение (санитарный пропускник) может быть централизованным или децентрализованным.
- 3.2. Порядок поступления, обслуживания и выписки больных
- Задачи приемного отделения:
- Существует 2 метода обслуживания:
- 3.3. Взаимосвязь и преемственность в лечении больных между поликлиникой и стационаром
- 3.4. Показатели, характеризующие работу стационара
- 4. Организация стационарозаменяющей помощи
- Дс организуется для оказания квалифицированной медицинской помощи больным путем их госпитализации в дневное время при отсутствии показаний к постоянному врачебному наблюдению. Основные задачи дс:
- В состав дс входят :
- Отчет о работе дс подается в установленном порядке и в установленный срок.
- 5. Организация скорой медицинской помощи
- Научные основы организации смп базируются на следующих принципах:
- Задачи смп:
- Организация смп в днр
- В настоящее время в структуру «рцэмПиМк» входят:
- Примечание:
- Структура вызовов по причинам за 2013-2015гг.
- Выводы:
- Категорийность станции смп:
- Системы работы станции смп:
- Структура станции смп:
- Штатный состав бригад:
- Основные функции бригады:
- Нормативы обеспечения своевременности оказания помощи:
- Категории подстанций определяется по количеству выездных бригад:
- Основные структурные подразделения больницы:
- Экстренная медицинская помощь предусматривает:
- Со службой сотрудничают:
- Порядок оказания экстренной медицинской помощи:
- 6. Проблемы и направления развития стационарной, стационарозаменяющей и скорой медицинской помощи
- Предложения:
- 3. Снижение удельного веса не экстренных вызовов.
- 5. Мероприятия по обеспечению своевременности времени прибытия бригад на место вызова.
- Контрольные вопросы:
- Раздел 3 медико-социальные проблемы охраны матери и ребенка. Репродуктивное здоровье
- 1.Охрана материнства и детства как медико-социальная проблема
- Состояние здоровья детей низкое, о чем свидетельствуют следующие данные:
- 2.Система охраны женщин и детей
- Система омид включает:
- В Донецкой области созданы:
- V и VI этапы проводят детские медицинские учреждения.
- Организация акушерско-гинекологической помощи женщинам, в том числе девочкам в условиях женской консультации
- Организация лпп помощи беременным
- Алгоритм организации диспансерного наблюдения за беременными в жк
- Организация лпп родильницам
- Организация лпп гинекологическим больным
- Медицинская учетная документация
- Организация акушерско-гинекологической помощи женщинам в условиях стационара роддома
- Структура стационара родильного дома должна иметь:
- 4.Организация педиатрической помощи детям
- Основные задачи детской поликлиники:
- Особенности структуры детской поликлиники
- Кабинет доврачебного приема предназначен для:
- Кабинет здорового ребенка.
- Кратность и объем медицинских профилактических осмотров среди детей разных возрастных групп
- 4.2. Организация педиатрической помощи детям в условиях стационара
- В структуре стационара имеются:
- Палатные лечебные отделения делятся:
- 5.Взаимосвязь в работе роддома и детской больницы и их взаимодействие с другими лпу
- 6.Мероприятия по улучшению организации работы и повышению эффективности акушерско-гинекологической и педиатрической помощи населению закрепленной территории
- Контрольные вопросы:
- Раздел 4 организация медико-санитарной помощи сельскому населению. Реализация принципа семейной медицины в сельской местности
- Особенности организации медицинской помощи сельскому населению
- Особенности сельского хозяйства и сельскохозяйственного труда
- Частные:
- Главной особенностью сельского здравоохранения является этапность оказания медицинской помощи.
- Виды медицинской помощи, оказываемые на этапах:
- 2.Характеристика сети медицинских учреждений, оказывающих помощь жителям сельской местности
- А) Фельдшерско-акушерский пункт (фап)
- Задачи:
- Структура рабочего времени
- Б) Самостоятельная врачебная амбулатория (сва).
- Структура амбулатории:
- Задачи амбулатории:
- Осуществление втэ.
- Задачи аоп-см
- Г) Сельская участковая больница (суб)
- По мощности суб бывают 4-х категорий:
- В стационар госпитализируются:
- По мощности црб бывает 6 категорий:
- Состав организационно-методического кабинета:
- Функции кабинета:
- В сельском районе развиты выездные и передвижные формы обслуживания населения:
- Выездные врачебные бригады:
- Областная больница
- Организационно-методический отдел
- 3. Особенности оказания отдельных видов лпп Хирургическая помощь
- Скорая медицинская помощь
- Акушерско-гинекологическая помощь
- 4.Семейная медицина в сельской местности
- Цель реформирования
- Центра первичной медико-санитарной помощи (цпмсп).
- Далее следуют учреждения здравоохранения, которые оказывают третичную помощь:
- 5.Проблемы и перспективы развития сельского здравоохранения на современном этапе
- Контрольные вопросы:
- Определение трудоспособности проводится путем проведения:
- Клинический прогноз
- Клинический прогноз бывает:
- Чаще трудовой прогноз:
- 2.Организация эвн в днр
- В соответствие с этими документами право проведения эвн имеют:
- Не имеют права осуществлять эвн:
- Функции документов, удостоверяющих вн
- Организация эвн в лпу Задачи эвн
- Уровни проведения эвн:
- Первый уровень - лечащий врач
- 4. Отражает в медицинских картах амбулаторного больного:
- Второй уровень - заведующий отделением
- Третий уровень – врачебно-консультативная комиссия (вкк)
- Порядок работы вкк:
- Функции вкк
- Четвертый уровень - заместитель главного врача по эвн или лицо, ответственное за организацию работы по эвн)
- Пятый уровень - ответственное лицо мз днр за организацию работы по эвн в республике
- Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и травмах в условиях амбулаторий, поликлиник, консультаций
- Исключения из этих правил – направление больных на мсэк в другие сроки:
- В условиях стационара
- Порядок выдачи документов при других причинах, не связанных с заболеванием или травмой при:
- Порядок выдачи документов
- Порядок выдачи документов при беременности и родах,
- Порядок выдачи документов по уходу за:
- Порядок выдачи документов при уходе за больным ребенком
- Порядок выдачи документов при уходе за ребенком в возрасте
- Порядок выдачи документов при уходе за ребенком инвалидом
- Порядок выдачи документов при карантине
- Порядок выдачи документов при санаторно-курортном лечении
- Особенности выдачи документов, удостоверяющих вн во время нахождения:
- Особенности выдачи документов, удостоверяющих вн во время нахождения в отпуске
- Особенности выдачи документов, удостоверяющих вн не по основному месту жительства
- Листок нетрудоспособности не выдается по уходу:
- 3.Экспертиза стойкой нетрудоспособности в днр
- Межрайонные мсэк общего и специализированного профиля:
- Республиканские мсэк общего и специализированного профиля:
- Республиканская расширенная экспертная комиссия:
- Основными документами по экспертизе сн в днр являются:
- Больной должен прибыть на мсэк с документами:
- На мсэКе
- 4. Особенности проведения временной и стойкой нетрудоспособности в Российской Федерации Выдача лн при вн
- Лн может быть выдан по прерывистому методу
- Порядок выдачи лн по уходу за больным членом семьи:
- 5. Порядок выдачи лн по беременности и родам
- Порядок выдачи лн при карантине
- Порядок выдачи лн при протезировании
- Порядок выдачи лн на период санаторно-курортного лечения
- Контрольные вопросы:
- Раздел 6 системы здравоохранения. Организационно-правовые принципы внедрения и функционирования медицинского страхования
- Системы здравоохранения
- Государственная система здравоохранения
- Страховая система здравоохранения.
- Частная система здравоохранения
- Многоукладные системы здравоохранения
- 2. Понятие о «страховой медицине», «страховании» и «медицинском страховании»
- Страховать – предохранять от чего-либо нежелательного, неприятного, защищать, оберегать, обеспечивать безопасность, а сам процесс страхования – это способ защиты имущественных интересов.
- 3. Место медицинского страхования в системе страхования. Основные отличия обязательного медицинского страхования от добровольного медицинского страхования.
- Дмс может осуществляться:
- Различия обязательного и добровольного медицинского страхования
- 4. Организационные основы обязательного и добровольного медицинского страхования
- Страхователь обязан:
- Страховая медицинская организация:
- Атрибуты медицинского страхования
- 5. Опыт страхования здоровья в развитых странах мира - Германии, Франции, сша
- Централизованная система страхового здравоохранения
- Децентрализованная страховая система здравоохранения
- Смешанная организационная система страховой медицины
- Соединенные Штаты Америки (сша)
- 6.Медицинское страхование в Российской Федерации
- Контрольные вопросы:
- Раздел 7 организация санитарно-эпидемиологического обеспечения населения. Правовые основы деятельности санэпидслужбы
- 1.Путь становления и направления деятельности отечественной санитарно-эпидемиологической службы
- 2. Структура, организация и принципы работы санитарно-эпидемиологической службы в днр
- Структура службы включает:
- Территориальные учреждения санэпиднадзора гсэс мз днр представлены:
- Территориальные лабораторные центры расположены на базе территориальных центров санэпиднадзора гсэс мз днр и представлены:
- Территориальное учреждение дезинфекции гсэс мз днр создано в Макеевке (Макеевский городской центр Республиканского центра дезинфекции).
- Учреждения Службы находятся в оперативном подчинении Министерства здравоохранения днр.
- В настоящее время Государственная санитарно-эпидемиологическая служба днр – это система, деятельность которой направлена на:
- Гигиеническое воспитание населения.
- 3.Понятие о государственном санитарном надзоре
- Государственный санитарный надзор осуществляется в двух основных формах:
- Санэпиднадзор включает в себя:
- Все проверяемые объекты делятся на 3 категории:
- В плане текущего санитарного надзора предусматриваются проверки:
- 4.Правовые основы деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы днр
- Должностные лица в ходе осуществления санэпиднадзора имеют право:
- Ответственность должностных лиц за нарушения санитарного законодательства днр:
- Постановления выдают:
- 5. Взаимодействие в работе санитарно-эпидемиологической службы и лпу
- Противоэпидемические мероприятия направлены на:
- 6. Пути совершенствования санитарно-эпидемиологической службы республики
- Дальнейшая задача повышения эффективности и качества работы санитарно-эпидемиологической службы связана с:
- Контрольные вопросы:
- Раздел 8 основы менеджмента в здравоохранении
- Менеджмент как наука и практика управления
- Система – это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих частей (элементов), имеющих единую цель и обладающих системными качествами.
- Типы систем:
- Подсистема — крупная составляющая сложной системы, сама являющаяся системой. Подсистемы — это отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.
- 3. Технология (алгоритм) управления в здравоохранении
- Следующий шаг - определение путей достижения выбранной цели и задач.
- 4.Квалификационные и личностные характеристики менеджера здравоохранения
- К его квалификационной характеристике следует отнести:
- 5.Полномочия, права, лидерство, стиль менеджера Субъекты управления (менеджеры) работают с людьми и с организациями.
- Менеджер имеет права (полномочия):
- Виды полномочий менеджера:
- 6. Традиция подчиняться должностному лицу передается людьми из поколения в поколение (пример – монархическая власть). Способы реализации власти:
- По отношению к субъекту:
- Контрольные вопросы:
- Раздел 9 экономика здравоохранения. Планирование и финансирование здравоохранения
- Экономика здравоохранения как наука: понятие, цель, задачи, методы
- При этом более конкретными целями являются:
- Задачи:
- Основными методами экономики здравоохранения являются:
- Методики экономического анализа.
- 1. Виды экономического анализа.
- 2. Методы экономического анализа.
- 3. Группы затрат на медобслуживание.
- 4. Понятие об эффективности здравоохранения.
- 2.Планирование здравоохранения: понятие, формы, принципы, методы
- Формы планирования:
- Методы планирования.
- Виды плановой деятельности здравоохранения
- Методы оценки потребности в медицинских кадрах
- 3.Финансирование системы здравоохранения – это процесс формирования (сбора), аккумуляции, распределения, использования средств для удовлетворения потребностей населения в укреплении и охране здоровья.
- Понятие о финансировании здравоохранения
- Бюджет.
- Цена и ценовая стратегия.
- Контрольные вопросы: