3.4. Показатели, характеризующие работу стационара
Разнообразная деятельность стационарных учреждений требует оперативной коррекции и планирования на основе текущего учета и анализа работы учреждений в целом, отдельных подразделений и медицинского персонала.
Данные учетных документов являются основой для анализа деятельности учреждения, отдельного его подразделения, отдельного специалиста за определенный отчетный период. Разработка и анализ статистической информации позволяет оценивать объем деятельности, качество и эффективность лечения больных и оперативно руководить работой.
Оценка деятельности стационара проводится по такой схеме:
- общие данные о больнице и ее подразделениях,
- организация работы стационара,
- качество и эффективность работы.
Основные показатели, которые используют для оценки:
-
Организации работы стационара:
1. Обеспеченность населения койками.
2. Среднегодовая занятость койки.
3. Уровень госпитализации населения.
4. Оборот койки.
5. Среднее время простоя койки.
-
Качества и эффективности стационарной помощи:
1. Средняя длительность пребывания больного на койке.
2. Удельный вес несовпадений клинических и патологоанатомических диагнозов.
3. Структура оперативных вмешательств.
4. Удельный вес неправильных диагнозов.
5. Удельный вес выписанных из стационара с улучшением (выздоровлением, ухудшением, без перемен).
6. Летальность в целом и по нозологическим формам.
7. Послеоперационная летальность.
8. Удельный вес умерших в первые сутки (летальность в первые сутки).
9. Частота послеоперационных осложнений.
10. Показатель хирургической активности.
Ниже приводятся данные специальных научных исследований, которые отражают современный уровень организации стационарной помощи в стране.
Потребность населения в стационарной помощи определяется научно обоснованными нормативами. это количество коек на 10 000 населения. оценочная шкала обеспеченности населения стационарной помощью по данным всемирной организации здравоохранения (воз) следующая:
минимальная – до 40 коек на 10 тыс. населения,
среднего уровня – от 40 до 70 коек,
высокая – от 70 до 100 коек,
очень высокая – более 100 коек.
Обеспеченность койками в странах СНГ на протяжении длительного времени была высокой (до 140 коек на 10 тыс. населения) и превышала уровни во многих развитых странах. Но неэффективность работы коек требовали уменьшения их количества. Постепенно показатель обеспеченности снижался и в начале ХХI века был на уровне 85 - 87 коек на 10 тыс. населения. (Для сравнения - в странах ЕС этот показатель равен 55,0).
Еще недавно наиболее высокими были показатели обеспеченности населения терапевтическими и хирургическими койками – примерно 20 и 15 на 10 тыс. соответственно. По другим профилям этот показатель был на уровне 1,5 – 5,5 на 10 тыс. населения. На начало ХХI века терапевтических и хирургических коек стало меньше на 40% и 35% соответственно. Снижение обеспеченности другими профилями коек также достаточно ощутимо. На треть меньше стало офтальмологических, отоларингологических, дерматовенерологических, инфекционных, на 22% - неврологических коек.
Ориентировочными нормативами предусмотрено доведение показателя обеспеченности койками в Украине до 80 на 10 тыс. населения. Но значительней снизить количество коек на фоне высокой и растущей распространенности заболеваний, постарения населения и приблизить к станам ЕС, проблематично. Поэтому существенную роль в снижении потребности и уменьшения уровня госпитализации стали играть разные стационарозамещающие формы медицинской помощи, к которым относятся дневные и домашние стационары, приближающиеся по объему и качеству к стационарной.
Еще один из важных показателей – показатель обеспеченности населения койками интенсивной терапии. В странах Европы удельный вес таких коек составляет не менее 5%, Этот показатель является одним из мерил эффективности медицинской помощи пациентам с острыми состояниями и высоким уровнем госпитальной летальности и общей смертности населения.
Занятость койки в году - ниже нормативной (340 дней) на 15 – 20%. большой процент пациентов не требуют госпитального лечения и могли бы получать необходимое обследование и лечение на догоспитальном этапе при условии достаточной оснащенности амбулаторно-поликлинических учреждений. стационарные учреждения местного уровня (участковые больницы и городские больницы небольших поселений) практически исчерпали себя как этап больничной помощи. маломощные центральные районные больницы оказываются не в состоянии на уровне современных требований обеспечить населению специализированные виды помощи. в результате этого снижается доступность квалифицированной стационарной помощи для населения, проживающего в небольших городских поселениях и сельской местности.
Вместе с тем, до 70% финансовых и материально-технических ресурсов до сих пор вкладываются в развитие стационарной медицинской помощи, и она остается дорогостоящим сектором отечественного здравоохранения.
Пребывание больных на койке – это один из весомых показателей оценивания доступности, качества и эффективности диагностической и лечебной работы стационарных отделений ЛПУ и рациональности использования их ресурсов. В среднем длительность пребывания больного в больнице составляет 12,7 дня, при 9,2 дня в странах ЕС. Это свидетельствует о большой затрате времени на диагностику заболеваний и недостаточном использовании новейших технологий в лечебном процессе и о неэффективном использовании коечного фонда в стационарах ЛПУ.
Уровни госпитализации населения в сравнении со странами ЕС и странами Европы остаются высокими. Необоснованная госпитализация в стационары составляет 32%, то есть треть от всей госпитализации, а это влияет на показатели обеспеченности госпитальными койками, количество дней работы койки, средней длительности пребывания пациентов в стационаре, уровня госпитализации населения.
Одной из причин сохранения такого положения в стране остается недостаточная реализация принципа дифференциации коечного фонда по степени интенсивности лечения и ухода. В Украине, по сравнению со многими экономически развитыми странами, уровень развития социальных служб не достаточен. Вследствие этого определенная часть больных находится в стационаре не столько по медицинским показаниям, сколько из социальных причин. Особенно это характерно для сельских участковых больниц, где примерно 60% коечного фонда – это социальные койки для одиноких и престарелых жителей.
Значительное количество больных (до 15%) не имели достаточных показаний для стационарного лечения. Каждый пятый пациент, который лечился в поликлинике на протяжении 5 – 10 дней, направлялся на госпитализацию без достаточного обследования, что привело к увеличению сроков пребывания в стационаре.
Пребывание в стационаре начиналось с проведения обследований с частым их дублированием.
Установлен значительный удельный вес расхождений поликлинических и стационарных диагнозов.
Анализ приведенных данных свидетельствует о наличии резервов для улучшения качества стационарной помощи и эффективности использования коечного фонда.
- Организация здравоохранения
- Содержание
- Предисловие
- Раздел 1 Организация разных видов лпп населению. Амбулаторно-поликлиническая помощь городскому населению
- 1. Виды медицинской помощи и учреждения, их обеспечивающие
- Примерная структура цпмсп
- Поликлинические учреждения классифицируются на основе следующих принципов:
- 5. По спектру профилей:
- 6. По форме обслуживания:
- 7. По характеру собственности:
- 3. Организация работы поликлиники
- Организация записи пациентов на прием к врачу.
- Организация работы врача.
- Показатели деятельности поликлиники.
- 4. Направления развития амбулаторно-поликлинического обслуживания населения
- Контрольные вопросы:
- Раздел 2 организация стационарной, стационарозаменяющей и скорой медицинской помощи
- 1.Медицинские учреждения, обеспечивающие стационарную медицинскую помощь
- Как правило, малопрофильные
- - По системе организации:
- - По административно-территориальной принадлежности:
- - По объему деятельности
- По мощности эти больницы бывают следующих групп:
- - По режиму работы:
- - По типу собственности:
- 2. Модели организации стационарной помощи
- 3.Организация работы стационара больницы
- 3.1. Задачи, структура, штаты стационара больницы
- По рекомендациям воз предлагает следующие функции современной больницы:
- Основными структурными подразделениями стационара являются:
- Приемное отделение (санитарный пропускник) может быть централизованным или децентрализованным.
- 3.2. Порядок поступления, обслуживания и выписки больных
- Задачи приемного отделения:
- Существует 2 метода обслуживания:
- 3.3. Взаимосвязь и преемственность в лечении больных между поликлиникой и стационаром
- 3.4. Показатели, характеризующие работу стационара
- 4. Организация стационарозаменяющей помощи
- Дс организуется для оказания квалифицированной медицинской помощи больным путем их госпитализации в дневное время при отсутствии показаний к постоянному врачебному наблюдению. Основные задачи дс:
- В состав дс входят :
- Отчет о работе дс подается в установленном порядке и в установленный срок.
- 5. Организация скорой медицинской помощи
- Научные основы организации смп базируются на следующих принципах:
- Задачи смп:
- Организация смп в днр
- В настоящее время в структуру «рцэмПиМк» входят:
- Примечание:
- Структура вызовов по причинам за 2013-2015гг.
- Выводы:
- Категорийность станции смп:
- Системы работы станции смп:
- Структура станции смп:
- Штатный состав бригад:
- Основные функции бригады:
- Нормативы обеспечения своевременности оказания помощи:
- Категории подстанций определяется по количеству выездных бригад:
- Основные структурные подразделения больницы:
- Экстренная медицинская помощь предусматривает:
- Со службой сотрудничают:
- Порядок оказания экстренной медицинской помощи:
- 6. Проблемы и направления развития стационарной, стационарозаменяющей и скорой медицинской помощи
- Предложения:
- 3. Снижение удельного веса не экстренных вызовов.
- 5. Мероприятия по обеспечению своевременности времени прибытия бригад на место вызова.
- Контрольные вопросы:
- Раздел 3 медико-социальные проблемы охраны матери и ребенка. Репродуктивное здоровье
- 1.Охрана материнства и детства как медико-социальная проблема
- Состояние здоровья детей низкое, о чем свидетельствуют следующие данные:
- 2.Система охраны женщин и детей
- Система омид включает:
- В Донецкой области созданы:
- V и VI этапы проводят детские медицинские учреждения.
- Организация акушерско-гинекологической помощи женщинам, в том числе девочкам в условиях женской консультации
- Организация лпп помощи беременным
- Алгоритм организации диспансерного наблюдения за беременными в жк
- Организация лпп родильницам
- Организация лпп гинекологическим больным
- Медицинская учетная документация
- Организация акушерско-гинекологической помощи женщинам в условиях стационара роддома
- Структура стационара родильного дома должна иметь:
- 4.Организация педиатрической помощи детям
- Основные задачи детской поликлиники:
- Особенности структуры детской поликлиники
- Кабинет доврачебного приема предназначен для:
- Кабинет здорового ребенка.
- Кратность и объем медицинских профилактических осмотров среди детей разных возрастных групп
- 4.2. Организация педиатрической помощи детям в условиях стационара
- В структуре стационара имеются:
- Палатные лечебные отделения делятся:
- 5.Взаимосвязь в работе роддома и детской больницы и их взаимодействие с другими лпу
- 6.Мероприятия по улучшению организации работы и повышению эффективности акушерско-гинекологической и педиатрической помощи населению закрепленной территории
- Контрольные вопросы:
- Раздел 4 организация медико-санитарной помощи сельскому населению. Реализация принципа семейной медицины в сельской местности
- Особенности организации медицинской помощи сельскому населению
- Особенности сельского хозяйства и сельскохозяйственного труда
- Частные:
- Главной особенностью сельского здравоохранения является этапность оказания медицинской помощи.
- Виды медицинской помощи, оказываемые на этапах:
- 2.Характеристика сети медицинских учреждений, оказывающих помощь жителям сельской местности
- А) Фельдшерско-акушерский пункт (фап)
- Задачи:
- Структура рабочего времени
- Б) Самостоятельная врачебная амбулатория (сва).
- Структура амбулатории:
- Задачи амбулатории:
- Осуществление втэ.
- Задачи аоп-см
- Г) Сельская участковая больница (суб)
- По мощности суб бывают 4-х категорий:
- В стационар госпитализируются:
- По мощности црб бывает 6 категорий:
- Состав организационно-методического кабинета:
- Функции кабинета:
- В сельском районе развиты выездные и передвижные формы обслуживания населения:
- Выездные врачебные бригады:
- Областная больница
- Организационно-методический отдел
- 3. Особенности оказания отдельных видов лпп Хирургическая помощь
- Скорая медицинская помощь
- Акушерско-гинекологическая помощь
- 4.Семейная медицина в сельской местности
- Цель реформирования
- Центра первичной медико-санитарной помощи (цпмсп).
- Далее следуют учреждения здравоохранения, которые оказывают третичную помощь:
- 5.Проблемы и перспективы развития сельского здравоохранения на современном этапе
- Контрольные вопросы:
- Определение трудоспособности проводится путем проведения:
- Клинический прогноз
- Клинический прогноз бывает:
- Чаще трудовой прогноз:
- 2.Организация эвн в днр
- В соответствие с этими документами право проведения эвн имеют:
- Не имеют права осуществлять эвн:
- Функции документов, удостоверяющих вн
- Организация эвн в лпу Задачи эвн
- Уровни проведения эвн:
- Первый уровень - лечащий врач
- 4. Отражает в медицинских картах амбулаторного больного:
- Второй уровень - заведующий отделением
- Третий уровень – врачебно-консультативная комиссия (вкк)
- Порядок работы вкк:
- Функции вкк
- Четвертый уровень - заместитель главного врача по эвн или лицо, ответственное за организацию работы по эвн)
- Пятый уровень - ответственное лицо мз днр за организацию работы по эвн в республике
- Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и травмах в условиях амбулаторий, поликлиник, консультаций
- Исключения из этих правил – направление больных на мсэк в другие сроки:
- В условиях стационара
- Порядок выдачи документов при других причинах, не связанных с заболеванием или травмой при:
- Порядок выдачи документов
- Порядок выдачи документов при беременности и родах,
- Порядок выдачи документов по уходу за:
- Порядок выдачи документов при уходе за больным ребенком
- Порядок выдачи документов при уходе за ребенком в возрасте
- Порядок выдачи документов при уходе за ребенком инвалидом
- Порядок выдачи документов при карантине
- Порядок выдачи документов при санаторно-курортном лечении
- Особенности выдачи документов, удостоверяющих вн во время нахождения:
- Особенности выдачи документов, удостоверяющих вн во время нахождения в отпуске
- Особенности выдачи документов, удостоверяющих вн не по основному месту жительства
- Листок нетрудоспособности не выдается по уходу:
- 3.Экспертиза стойкой нетрудоспособности в днр
- Межрайонные мсэк общего и специализированного профиля:
- Республиканские мсэк общего и специализированного профиля:
- Республиканская расширенная экспертная комиссия:
- Основными документами по экспертизе сн в днр являются:
- Больной должен прибыть на мсэк с документами:
- На мсэКе
- 4. Особенности проведения временной и стойкой нетрудоспособности в Российской Федерации Выдача лн при вн
- Лн может быть выдан по прерывистому методу
- Порядок выдачи лн по уходу за больным членом семьи:
- 5. Порядок выдачи лн по беременности и родам
- Порядок выдачи лн при карантине
- Порядок выдачи лн при протезировании
- Порядок выдачи лн на период санаторно-курортного лечения
- Контрольные вопросы:
- Раздел 6 системы здравоохранения. Организационно-правовые принципы внедрения и функционирования медицинского страхования
- Системы здравоохранения
- Государственная система здравоохранения
- Страховая система здравоохранения.
- Частная система здравоохранения
- Многоукладные системы здравоохранения
- 2. Понятие о «страховой медицине», «страховании» и «медицинском страховании»
- Страховать – предохранять от чего-либо нежелательного, неприятного, защищать, оберегать, обеспечивать безопасность, а сам процесс страхования – это способ защиты имущественных интересов.
- 3. Место медицинского страхования в системе страхования. Основные отличия обязательного медицинского страхования от добровольного медицинского страхования.
- Дмс может осуществляться:
- Различия обязательного и добровольного медицинского страхования
- 4. Организационные основы обязательного и добровольного медицинского страхования
- Страхователь обязан:
- Страховая медицинская организация:
- Атрибуты медицинского страхования
- 5. Опыт страхования здоровья в развитых странах мира - Германии, Франции, сша
- Централизованная система страхового здравоохранения
- Децентрализованная страховая система здравоохранения
- Смешанная организационная система страховой медицины
- Соединенные Штаты Америки (сша)
- 6.Медицинское страхование в Российской Федерации
- Контрольные вопросы:
- Раздел 7 организация санитарно-эпидемиологического обеспечения населения. Правовые основы деятельности санэпидслужбы
- 1.Путь становления и направления деятельности отечественной санитарно-эпидемиологической службы
- 2. Структура, организация и принципы работы санитарно-эпидемиологической службы в днр
- Структура службы включает:
- Территориальные учреждения санэпиднадзора гсэс мз днр представлены:
- Территориальные лабораторные центры расположены на базе территориальных центров санэпиднадзора гсэс мз днр и представлены:
- Территориальное учреждение дезинфекции гсэс мз днр создано в Макеевке (Макеевский городской центр Республиканского центра дезинфекции).
- Учреждения Службы находятся в оперативном подчинении Министерства здравоохранения днр.
- В настоящее время Государственная санитарно-эпидемиологическая служба днр – это система, деятельность которой направлена на:
- Гигиеническое воспитание населения.
- 3.Понятие о государственном санитарном надзоре
- Государственный санитарный надзор осуществляется в двух основных формах:
- Санэпиднадзор включает в себя:
- Все проверяемые объекты делятся на 3 категории:
- В плане текущего санитарного надзора предусматриваются проверки:
- 4.Правовые основы деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы днр
- Должностные лица в ходе осуществления санэпиднадзора имеют право:
- Ответственность должностных лиц за нарушения санитарного законодательства днр:
- Постановления выдают:
- 5. Взаимодействие в работе санитарно-эпидемиологической службы и лпу
- Противоэпидемические мероприятия направлены на:
- 6. Пути совершенствования санитарно-эпидемиологической службы республики
- Дальнейшая задача повышения эффективности и качества работы санитарно-эпидемиологической службы связана с:
- Контрольные вопросы:
- Раздел 8 основы менеджмента в здравоохранении
- Менеджмент как наука и практика управления
- Система – это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих частей (элементов), имеющих единую цель и обладающих системными качествами.
- Типы систем:
- Подсистема — крупная составляющая сложной системы, сама являющаяся системой. Подсистемы — это отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.
- 3. Технология (алгоритм) управления в здравоохранении
- Следующий шаг - определение путей достижения выбранной цели и задач.
- 4.Квалификационные и личностные характеристики менеджера здравоохранения
- К его квалификационной характеристике следует отнести:
- 5.Полномочия, права, лидерство, стиль менеджера Субъекты управления (менеджеры) работают с людьми и с организациями.
- Менеджер имеет права (полномочия):
- Виды полномочий менеджера:
- 6. Традиция подчиняться должностному лицу передается людьми из поколения в поколение (пример – монархическая власть). Способы реализации власти:
- По отношению к субъекту:
- Контрольные вопросы:
- Раздел 9 экономика здравоохранения. Планирование и финансирование здравоохранения
- Экономика здравоохранения как наука: понятие, цель, задачи, методы
- При этом более конкретными целями являются:
- Задачи:
- Основными методами экономики здравоохранения являются:
- Методики экономического анализа.
- 1. Виды экономического анализа.
- 2. Методы экономического анализа.
- 3. Группы затрат на медобслуживание.
- 4. Понятие об эффективности здравоохранения.
- 2.Планирование здравоохранения: понятие, формы, принципы, методы
- Формы планирования:
- Методы планирования.
- Виды плановой деятельности здравоохранения
- Методы оценки потребности в медицинских кадрах
- 3.Финансирование системы здравоохранения – это процесс формирования (сбора), аккумуляции, распределения, использования средств для удовлетворения потребностей населения в укреплении и охране здоровья.
- Понятие о финансировании здравоохранения
- Бюджет.
- Цена и ценовая стратегия.
- Контрольные вопросы: