logo
5 курс / Социальная медицина здравоохранение 5 / Лекции соцка 5 курс

2. Модели организации стационарной помощи

Исторически структура сети учреждений здравоохранения в стране формировалась по административно-территориальному принципу, который сохраняется до настоящего времени. Вместе с тем, современный лечебно-диагностический процесс вышел за границы отдельного учреждения и административной территории и осуществляется на основе единой многоуровневой сети взаимосвязанных между собой учреждений здравоохранения территории в целом и использовании новейших технологий, обеспечивающих высокое качество медицинской помощи.

  1. Больницы (отделения) с высоким уровнем интенсивности лечебно-диагностического процесса.

В основном это стационары, в которых оказывается экстренная медицинская помощь, например при травме, остром инфаркте миокарда и др.

Эти больничные учреждения оснащены соответствующим современным медицинским оборудованием, лучше обеспечены медицинскими кадрами, лекарственными средствами и др. Средний срок пребывания пациентов в этих больницах существенно ниже, поскольку пребывание пациента ограничено купированием острых состояний. В дальнейшем пациента переводят в другое лечебное учреждение.

Как правило, эти больничные учреждения имеют мощность не менее 300-400 коек, располагают мощной диагностической базой и круглосуточным блоком анестезиологии и реанимации.

Потребность в таких стационарах составляет в среднем 10% от общей коечной мощности. Доставка больных в такие больницы должна проводиться санитарным транспортом или при самостоятельном обращении пациента.

  1. Больницы (отделения), которые называют этапными стационарами,

ориентированными на лечение плановых больных среднесрочного пребывания определенного профиля. По своим параметрам приближаются к больницам интенсивного лечения, но не располагают развитой анестезиолого-реанимационной службой.

Эти стационары имеют свои стандарты кадрового обеспечения, оснащения оборудованием и медикаментами в зависимости от технологических требований и финансовых возможностей. Средний срок пребывания больного на койке и нагрузка персонала в этих стационарах зависят от патологии госпитализируемых.

Примерная потребность в больничных учреждениях этого типа составляет 50 – 60% от общей коечной мощности. Направлять в такие учреждения должны врачи первичного звена (участковые или семейные врачи).

  1. Больницы (отделения) для долечивания и осуществления медицинской реабилитации,

сеть которых в настоящее время развита во многих странах недостаточно. В связи с этим больные с последствиями травмы, инсульта и других заболеваний фактически не имеет возможности получать стационарную реабилитацию.

Потребность в этих видах медицинской помощи составляет примерно 20% от общей коечной мощности. Направлять в такие учреждения должны врачи первичного звена, врачи больниц интенсивного лечения, врачей-специалистов поликлинических отделений больниц планового лечения хронических больных, врачей учреждений третичного уровня по согласованию с врачом первичного звена.

  1. К стационарным учреждениям относят медико-социальные больницы (отделения) или больницы сестринского ухода (хосписы).

В такие учреждения направляют пациентов как органы и учреждения здравоохранения, так и социального обеспечения.

Потребность в таких учреждениях составляет примерно 10 - 20% от общей коечной мощности. Особое внимание в них должно быть уделено созданию лечебно-охранительного режима, обеспечению поддерживающего лечения и ухода.

Дифференциацию таких больничных учреждений следует осуществлять с учетом уровней иерархии организации медицинской помощи.

В стационарных учреждениях "местного" уровня (участковые больницы, небольшие городские и районные больницы) больничные койки дифференцируются на:

Койки, обеспечивающие высокий уровень интенсивности лечебно-диагностического процесса, развертываются, как правило, на базе учреждений районного, межрайонного (зонального) и областного уровней.

Главная роль отводится многопрофильным больницам для оказания интенсивной помощи, прежде всего экстренной медицинской помощи. Именно эти больницы в развитых странах мира составляют около 90% от всех стационаров. Для эффективной деятельности такие больницы должны обслуживать не менее чем 100 – 200 тыс. населения и выполнять не менее чем 3000 оперативных вмешательств и принимать не менее чем 400 родов в год.

Проведение указанных изменений может быть осуществлено при существующем административно-территориальном распределении ЛПУ путем создания госпитальных округов, что объединяет учреждения нескольких сельских районов или городов и районов в зависимости от плотности и характера расселения, с учетом состояния транспортных коммуникаций, материально-технического и кадрового потенциала стационаров, профилей их деятельности и структуры медицинских услуг.

Структура госпитального округа включает тот же набор учреждений:

Многопрофильная больница интенсивного лечения в госпитальном округе организуется на базе мощной ЦРБ или ГБ. Больницы для планового лечения хронических больных, для восстановительного лечения, хосписы и учреждения медико-социальной помощи в каждом сельском административном районе, городе без районного деления или в административном районе города организуются на базе ЦРБ, РБ или ГБ соответственно, которые не задействованы как больницы для интенсивного лечения. Диагностические исследования для первичного звена и плановая амбулаторная специализированная помощь будут оказываться поликлиническими отделениями больниц планового лечения или консультативно-диагностическими поликлиниками. В острых случаях амбулаторная специализированная помощь будет оказываться специалистами больниц для оказания интенсивной терапии.

Углубленное изучения лечебно-диагностических возможностей больничных учреждений разной мощности, проведенное на основе специального исследования показало, что отделения реанимации и интенсивной терапии, позволяющие вести круглосуточное интенсивное ведение больного, и тем самым обеспечить требование безопасности лечебного процесса, организуются преимущественно в крупных больницах, мощностью 400 коек и выше. Больничные учреждения небольшой мощности (до 200 коек) не всегда имеют возможности организовать круглосуточное интенсивное лечение больных, прежде всего, в отношении уровня и структуры хирургических вмешательств.

В нашей стране имеется достаточное число крупных центральных районных и городским больничных учреждений, которые могут быть использованы для развертывания центров специализированной помощи зонального уровня. Больницы небольшой мощности, входящие в медицинскую зону, целесообразно использовать для лечения контингентов, которым не требуется специализированное или интенсивное лечение, а также для длительного лечения хронических больных и престарелых, которым требуется в основном сестринский уход.

На основе "регионального подхода" в 70-х годах была реорганизована сеть стационарных учреждений в ряде зарубежных странах.

Крупные больничные комплексы стали основой национальных больничных служб во Франции, Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах.

Во Франции медицинское районирование было регламентировано законом от 1970 года "О сети больниц", которым численность населения первичного звена стационарной помощи ("сектора стационарного обслуживания") была определена в 150 тысяч человек. В Великобритании "медицинский район" охватывал 250 тысяч жителей.

В Швеции региональная больничная сеть представлена: 9 региональными больницами на 1000-1500 коек с зоной обслуживания около 1 млн. жителей, 25 окружными больницами мощностью 600-800 коек на 250 тысяч жителей, 77 районными больницами мощностью 200-300 коек на 75 тыс. жителей. Все небольшие больничные учреждения были преобразованы в больницы-коттеджи и сестринские дома для соматических больных.

Региональная больничная сеть Финляндии представлена учреждениями интенсивного обслуживания, которая при 5 млн. жителей в стране включает:

- 5 высокоспециализированных "университетских центральных больниц" со средней мощностью 1310 коек с зоной обслуживания около 750 тысяч человек;

- 16 центральных больниц мощностью 460 коек с зоной обслуживания в среднем 236 тыс. человек;

- 35 прочих специализированных больниц со средней мощностью 160 коек.

Переход на "региональную модель" и формирование межрайонных центров специализированной медицинской помощи позволяет обеспечить более высокий уровень качества предоставляемой медицинской помощи населению за счет повышения доступности всему населению новейших медицинских технологий и специализированных видов помощи.

Развитие межрайонных центров специализированной помощи является важным компонентом реструктуризации системы оказания медицинской помощи с учетом перехода в границах региона на многоуровневую (район, межрайонный центр, область) систему оказания медицинской помощи.

Однако сдерживающим фактором для перехода на региональные принципы построения сети больничных учреждений стало отсутствие адекватного механизма финансового обеспечения межрайонных центров.

Проведение дифференциации может быть проведено не только на уровне региона, но и на уровне отдельно взятого ЛПУ. В этом случае дифференциация больничных коек идет по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса на основе использования технологии поэтапного стационарного лечения больных с выделением этапов:

- интенсивного лечения,

- активного лечения,

- долечивания.

Эта организационная схема позволяет интенсифицировать использование больничных коек, значительно повысить качество стационарной медицинской помощи. Эта схема рассчитана на работу с хорошо организованной преемственностью ведения больного на этапах его пребывания в больничном учреждении.

Реструктуризация медицинской помощи региона и соответственно сети учреждений здравоохранения должна охватить все стороны и уровни лечебно-диагностического процесса. В этой связи роль органа здравоохранения в осуществлении реорганизации сети учреждений здравоохранения представляется определяющей как на стадии разработки рациональной модели сети ЛПУ, так и в проведении нормативных и плановых расчетов объемов помощи по уровням ее оказания и так же ресурсного и финансового ее обеспечения.

Необходимость обеспечения всесторонней юридической, организационной, финансовой и методической поддержки новых организационных моделей и технологий требует проведения реформы в масштабах всего региона (области, края, республики).

Реорганизация стационарной медицинской помощи как одного из направлений реформы здравоохранения должна осуществляться при параллельном осуществлении реформы первичной медико-санитарной помощи на принципе семейной медицины.