logo
5 курс / Социальная медицина здравоохранение 5 / Лекции соцка 5 курс

Менеджмент как наука и практика управления

В настоящее время понятия «управление» и «менеджмент» чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским словом «менеджмент».

Президент Американской ассоциации управления Экли сказал, что менеджмент – это управление не вещами, а воздействие на людей. Это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми или умение добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы. То есть управлением занимаются не ради управления, а ради достижения цели функционирования системы, увеличения ее эффективности.

Исходя из теоретических положений науки управления, обобщенно можно сказать, что менеджмент представляет собой совокупность научно обоснованных рациональных методов и организационных рычагов управления системой (организацией) через людей, находящихся в этой системе.

Эволюционный путь менеджмента, как научно обоснованного процесса управления, насчитывает более ста лет. Он зародился на рубеже ХIХ – ХХ ст. в недрах рыночной среды и капиталистического способа производства. На его формирование влияло множество факторов, в частности, государственное устройство, тип собственности, зрелость рынка и др.

Основоположником научного менеджмента, основателем «классической школы управления», «школы научного менеджмента» считается американский инженер Фридерик Тейлор. Он в самом начале ХХ ст. первым высказал мысль о том, что управление предприятием (организацией) должно стать системой, основанной на соответствующих научных принципах.

К выдающимся представителям «классической школы» относится также и французский инженер Анри Файоль (начало ХХ ст.), который стал создателем науки администрирования, научно обосновал функции управления. Американцы называют Фойоля отцом менеджмента.

В конце 20-х – начале 30-х годов ХХ ст. произошло зарождение школы человеческих отношений в управлении. Основателем этой школы стал американский социолог и психолог Е. Мейо. Это направление можно рассматривать как продолжение учений Тейлора и Фойоля, но с социализированной основой. Он высказал мысль о том, что менеджмент – это в первую очередь процесс управления людьми, создание мотивации для их эффективного труда. Именно в недрах этой школы и зародилось направление, которое в последствии получил название «психологические аспекты управления».

Последующие этапы развития менеджмента связаны с зарождением информационного обеспечения процесса управления, профессионализации самого управления, теории социальных систем, ситуационного подхода.

Главными эволюционными вехами науки управления (менеджмента) являются:

1. Появление компьютеров и кибернетики (50-60-е годы ХХ ст.), а в дальнейшем и крупный прорыв компьютерной технологии (90-е годы), что позволило исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития и др.

2. Построение математической модели управления и создание организационной структуры управления. Для принятия любого управленческого решения требуется огромное количество информации, которую обрабатывают с помощью математических приёмов. Ибо управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически (60-е годы).

3. Разработка системного подхода к менеджменту, поиск внутренних причин действия организации, взаимосвязи между средой и внутренними условиями организации (60-е – 80-е годы). Основоположником этого направления является Л. фон Берталанфи. Исходным положением системного подхода является определение цели, наличие которой — важнейший признак организации, по которому данная система отличается от других. Системный подход — это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организациям и управлению.

4. Дальнейшее развитие идей школы управления. Создание алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр. Разработка количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, в том числе моделей воспроизводства, моделей баланса затрат и выпуска, моделей прогнозирования научно-технического и экономического развития (70-е – 90-е годы).

5. Выход на международный характер управления, который включает в себя организационную культуру, демократизацию, различные формы изучения мотивации и поведения (конец 90-х годов).

Основой науки является совокупность дисциплин: философии, социологии, экономики, правоведения, психологии, кибернетики и др., которые изучают и обеспечивают ее практику и базируются на позициях теоретических управленческих подходов.

Управление - как научная дисциплина, имеет предмет, теорию, законы, принципы, функции и методы, использование которых позволяет конкретизировать и дополнить ее цель, задачи и содержание.

Общие законы: закон стоимости, производительности труда, распределения труда, интеграции, единства функции и структуры, обратной связи.

Организационные законы:

- закон обусловленности функций управления целям системы (со сменой цели управления меняются и функции управления);

- закон первичности функций по отношению к составу управленческих кадров;

- закон динамического соответствия управляемой системы функциональной структуре управления (структура управляемой системы создается и изменяется в соответствии со структурой управленческих функций и их изменениями);

- закон оптимального соотношения интра- и инфрафункций (на внутренние функции тратится 30% времени и усилий, а на внешние – 70%. При изменении этого соотношения система управления не достигнет поставленной цели);

- закон обусловленности управленческого обеспечения от состояния обслуживания (чем выше уровень управленческого обеспечения низов организационными услугами, тем выше коэффициент выполнения команд: приказов, распоряжений и т.п.);

- закон потенциальной имитации (каждый работник системы управления должен знать и имитировать функции не менее четырех других сотрудников: одного – более высокого в иерархической структуре, второго – более низкого и двух работников того же уровня).

Психологические законы:

- закон неопределенности самооценки (имеется зависимость уровня адекватности самооценки от соотношения в ней познавательного и защитного компонентов);

- закон распада содержания управленческой информации (в процессе движения управленческой информации по иерархической лестнице может происходить изменение ее содержания. Чтобы избежать этого, создают единый управленческий язык, в котором все понятия прописаны и т.п.);

- закон самосохранения (умение проведения коллективного обсуждения. На совещаниях руководителю необходимо создавать творческий климат и быть осторожным в оценке выступающих);

- закон прямой зависимости успехов в работе руководителя от его способностей (чем выше интеллектуальные и организаторские способности руководителя, тем значительней его успехи в работе);

- закон компенсации (дефицит определенных способностей человека может быть компенсирован другими способностями, навыками, умениями работать).

Организационные принципы направлены на постановку задач по усилению действия мотивации сотрудников. Эти принципы были разработаны А.Файолем. Среди них:

- разделение труда;

- централизация и единство руководства;

- иерархия и дисциплина;

- справедливость и порядок;

- инициатива и вознаграждение.

Принципы развития – это принципы, которые определяют взаимоотношения всех уровней управления (руководства и подчиненных), направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. К ним следует отнести: подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, вознаграждения и другие.

Принципы образа организации – это принципы, которые способствуют повышению имиджа, авторитета, представительства учреждения. Например, принцип дисциплины, справедливости.

Общие (универсальные) – функции планирования, организации, мотивации, координации и контроля. Пригодны для любого процесса управления, выражающие его сущность. Носителем общих функций является вся управляющая система в целом.

Конкретные (специфические), функции элементов управляющих систем, которые выражают содержание управления. Носителями конкретных функций являются части системы, имеющие локальный, специфический характер.

Организационно-распорядительные методы включают авторитарное управление на основе распоряжений, приказов, уставов, других регламентирующих документов. Как правило, эти методы лежат в основе формирования порядка деятельности учреждения (правила внутреннего распорядка, нормы и нормативы, технологические схемы и графики), его кадрового и материального обеспечения.

Экономико-математические методы используют для стимулирования деятельности персонала, воздействуя на заработную плату работника.

Социально-психологические методы управления основаны на изменении мотивационной деятельности сотрудников. Это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию и основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. При помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами. При помощи психологических методов – управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе.

Современное управление в связи с переходом на рыночные отношения требуют использования в большей степени экономико-математических и социально-психологических методов. Важнейшим элементом использования экономических методов в управлении, является стимулирование производственных коллективов, создание материальной заинтересованности отдельных членов коллектива в достижении поставленной цели. Причем без непосредственного постоянного вмешательства субъекта управления (то есть руководителя).

Дополняют предмет, теорию, законы, принципы, функции и методы управления, ее цель, задачи и основные научные подходы к содержанию менеджмента.

Итак, управление – это деятельность, а цель его – обеспечить эффективное функционирование системы.

Своими непосредственными задачами чаще всего управление ставит внесение определенной упорядоченности в процесс производства, умение организовать совместные усилия персонала для достижения согласованности, координации в работе, поскольку перечисленные действия являются необходимыми условиями эффективной деятельности любого производства (учреждения, организации).

Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности.

В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая и управляемая. Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления, а тех, чем управляют, - объектами управления.

Субъекты управления – это люди, в функции и задачи которых входит осуществление управления, т.е. руководители, начальники, организаторы, специалисты.

Объекты управления – это, прежде всего, ресурсы и производственные процессы, коллективы, отдельные работники. К ресурсам относят кадры, действующие согласно установкам, предписаниям субъекта управления, а также любые хозяйственные и экономические объекты, подвергаемые определенным трансформациям по воле субъекта управления.

Можно выделить основные научные подходы к управлению:

При традиционном подходе рассматриваются по отдельности работа, персонал, администрирование, мотивация, система управления и т.д.

При процессном подходе управление рассматривается как процесс, например: «постановка целей – планирование – организация работы – мотивация – контроль». Разработка процесса или алгоритма управления организацией выносится на первый план.

При системном подходе организация рассматривается как система со своим входом (цели, задачи), выходом (результаты работы по показателям), обратными связями (между персоналом и руководством, снабженцами и менеджерами и т.д.), внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д.).

При ситуационном подходе методы управления могут меняться в зависимости от ситуации. Результаты деятельности организации анализируются в различных практических ситуациях. Ведется поиск наиболее значимых ситуационных факторов, влияющих на показатели деятельности в динамике, прогнозируются последствия, а затем, на основании полученных данных, планируется будущая деятельность фирмы.

Таким образом, менеджмент ((от англ. «menegement» – управление заведование, организация)) это комплексная интердисциплинарная наука о закономерностях, методологии, принципах и технологии управления, обеспечивающих эффективное функционирование системы в определенных условиях при имеющихся ресурсах.

2. Особенности менеджмента в системе здравоохранения

Менеджмент – неотъемлемая часть человеческого общества и используется там, где работают люди. Все отрасли народного хозяйства на сегодняшний день уже перешли на принципы научного управления, использование пригодных универсальных положений мирового менеджмента. Особенно это характерно для таких сфер, как:

- политическая — необходимость установления и поддержания порядка в группах населения;

- экономическая — необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

- оборонительная — защита от врагов и диких зверей.

Опыт управления национальными медицинскими службами экономически развитых стран свидетельствует о целесообразности применения менеджмента и в системе здравоохранения, в основном, с использованием системного научного подхода (системно-компонентного, системно-функционального, системно-структурного и пр.). Системный подход, в отличие от традиционных методов исследования, разрешает более глубоко, масштабнее, с разных позиций и комплексно оценить то или другое явление в конкретной системе (организации), а также на разных уровнях: государственном, региональном, городском, районном или в отдельном учреждении.