Менеджмент как наука и практика управления
В настоящее время понятия «управление» и «менеджмент» чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским словом «менеджмент».
Президент Американской ассоциации управления Экли сказал, что менеджмент – это управление не вещами, а воздействие на людей. Это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми или умение добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы. То есть управлением занимаются не ради управления, а ради достижения цели функционирования системы, увеличения ее эффективности.
Исходя из теоретических положений науки управления, обобщенно можно сказать, что менеджмент представляет собой совокупность научно обоснованных рациональных методов и организационных рычагов управления системой (организацией) через людей, находящихся в этой системе.
Эволюционный путь менеджмента, как научно обоснованного процесса управления, насчитывает более ста лет. Он зародился на рубеже ХIХ – ХХ ст. в недрах рыночной среды и капиталистического способа производства. На его формирование влияло множество факторов, в частности, государственное устройство, тип собственности, зрелость рынка и др.
Основоположником научного менеджмента, основателем «классической школы управления», «школы научного менеджмента» считается американский инженер Фридерик Тейлор. Он в самом начале ХХ ст. первым высказал мысль о том, что управление предприятием (организацией) должно стать системой, основанной на соответствующих научных принципах.
К выдающимся представителям «классической школы» относится также и французский инженер Анри Файоль (начало ХХ ст.), который стал создателем науки администрирования, научно обосновал функции управления. Американцы называют Фойоля отцом менеджмента.
В конце 20-х – начале 30-х годов ХХ ст. произошло зарождение школы человеческих отношений в управлении. Основателем этой школы стал американский социолог и психолог Е. Мейо. Это направление можно рассматривать как продолжение учений Тейлора и Фойоля, но с социализированной основой. Он высказал мысль о том, что менеджмент – это в первую очередь процесс управления людьми, создание мотивации для их эффективного труда. Именно в недрах этой школы и зародилось направление, которое в последствии получил название «психологические аспекты управления».
Последующие этапы развития менеджмента связаны с зарождением информационного обеспечения процесса управления, профессионализации самого управления, теории социальных систем, ситуационного подхода.
Главными эволюционными вехами науки управления (менеджмента) являются:
1. Появление компьютеров и кибернетики (50-60-е годы ХХ ст.), а в дальнейшем и крупный прорыв компьютерной технологии (90-е годы), что позволило исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития и др.
2. Построение математической модели управления и создание организационной структуры управления. Для принятия любого управленческого решения требуется огромное количество информации, которую обрабатывают с помощью математических приёмов. Ибо управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически (60-е годы).
3. Разработка системного подхода к менеджменту, поиск внутренних причин действия организации, взаимосвязи между средой и внутренними условиями организации (60-е – 80-е годы). Основоположником этого направления является Л. фон Берталанфи. Исходным положением системного подхода является определение цели, наличие которой — важнейший признак организации, по которому данная система отличается от других. Системный подход — это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организациям и управлению.
4. Дальнейшее развитие идей школы управления. Создание алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр. Разработка количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, в том числе моделей воспроизводства, моделей баланса затрат и выпуска, моделей прогнозирования научно-технического и экономического развития (70-е – 90-е годы).
5. Выход на международный характер управления, который включает в себя организационную культуру, демократизацию, различные формы изучения мотивации и поведения (конец 90-х годов).
Основой науки является совокупность дисциплин: философии, социологии, экономики, правоведения, психологии, кибернетики и др., которые изучают и обеспечивают ее практику и базируются на позициях теоретических управленческих подходов.
Управление - как научная дисциплина, имеет предмет, теорию, законы, принципы, функции и методы, использование которых позволяет конкретизировать и дополнить ее цель, задачи и содержание.
-
Предмет науки управления – это организация систем и их составных частей, обоснование схем-моделей и процесса их управления, т.е. определение сущности и сферы использования управления.
-
Теория управления - это исследование и определение закономерностей протекания процессов и явлений в данной области.
-
Управленческая деятельность осуществляется в соответствии с законами науки управления. Существуют общие законы, класс организационных законов и класс психологических законов.
Общие законы: закон стоимости, производительности труда, распределения труда, интеграции, единства функции и структуры, обратной связи.
Организационные законы:
- закон обусловленности функций управления целям системы (со сменой цели управления меняются и функции управления);
- закон первичности функций по отношению к составу управленческих кадров;
- закон динамического соответствия управляемой системы функциональной структуре управления (структура управляемой системы создается и изменяется в соответствии со структурой управленческих функций и их изменениями);
- закон оптимального соотношения интра- и инфрафункций (на внутренние функции тратится 30% времени и усилий, а на внешние – 70%. При изменении этого соотношения система управления не достигнет поставленной цели);
- закон обусловленности управленческого обеспечения от состояния обслуживания (чем выше уровень управленческого обеспечения низов организационными услугами, тем выше коэффициент выполнения команд: приказов, распоряжений и т.п.);
- закон потенциальной имитации (каждый работник системы управления должен знать и имитировать функции не менее четырех других сотрудников: одного – более высокого в иерархической структуре, второго – более низкого и двух работников того же уровня).
Психологические законы:
- закон неопределенности самооценки (имеется зависимость уровня адекватности самооценки от соотношения в ней познавательного и защитного компонентов);
- закон распада содержания управленческой информации (в процессе движения управленческой информации по иерархической лестнице может происходить изменение ее содержания. Чтобы избежать этого, создают единый управленческий язык, в котором все понятия прописаны и т.п.);
- закон самосохранения (умение проведения коллективного обсуждения. На совещаниях руководителю необходимо создавать творческий климат и быть осторожным в оценке выступающих);
- закон прямой зависимости успехов в работе руководителя от его способностей (чем выше интеллектуальные и организаторские способности руководителя, тем значительней его успехи в работе);
- закон компенсации (дефицит определенных способностей человека может быть компенсирован другими способностями, навыками, умениями работать).
-
Объективные правила управленческого поведения определяют принципы управления. Количество принципов (по данным различных авторов) колеблется от 11 до 40. Среди них можно выделить наиболее значимые: организационные, развития, образа организации.
Организационные принципы направлены на постановку задач по усилению действия мотивации сотрудников. Эти принципы были разработаны А.Файолем. Среди них:
- разделение труда;
- централизация и единство руководства;
- иерархия и дисциплина;
- справедливость и порядок;
- инициатива и вознаграждение.
Принципы развития – это принципы, которые определяют взаимоотношения всех уровней управления (руководства и подчиненных), направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. К ним следует отнести: подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, вознаграждения и другие.
Принципы образа организации – это принципы, которые способствуют повышению имиджа, авторитета, представительства учреждения. Например, принцип дисциплины, справедливости.
-
Функция управления – это комплекс взаимосвязанных организационных воздействий субъекта, которые направлены на достижение цели, стоящей перед системой управления. Суть функций управления заключается в том, чтобы создать управленческие эффективные связи между всеми элементами управляемой системы. Функции управления бывают: общие (универсальные) и конкретные (специфические).
Общие (универсальные) – функции планирования, организации, мотивации, координации и контроля. Пригодны для любого процесса управления, выражающие его сущность. Носителем общих функций является вся управляющая система в целом.
Конкретные (специфические), функции элементов управляющих систем, которые выражают содержание управления. Носителями конкретных функций являются части системы, имеющие локальный, специфический характер.
-
Как и любая наука, менеджмент имеет свои методы. К методам управления относят: организационно-распорядительные, экономико-математические, социально-психологические и другие.
Организационно-распорядительные методы включают авторитарное управление на основе распоряжений, приказов, уставов, других регламентирующих документов. Как правило, эти методы лежат в основе формирования порядка деятельности учреждения (правила внутреннего распорядка, нормы и нормативы, технологические схемы и графики), его кадрового и материального обеспечения.
Экономико-математические методы используют для стимулирования деятельности персонала, воздействуя на заработную плату работника.
Социально-психологические методы управления основаны на изменении мотивационной деятельности сотрудников. Это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию и основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. При помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами. При помощи психологических методов – управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе.
Современное управление в связи с переходом на рыночные отношения требуют использования в большей степени экономико-математических и социально-психологических методов. Важнейшим элементом использования экономических методов в управлении, является стимулирование производственных коллективов, создание материальной заинтересованности отдельных членов коллектива в достижении поставленной цели. Причем без непосредственного постоянного вмешательства субъекта управления (то есть руководителя).
Дополняют предмет, теорию, законы, принципы, функции и методы управления, ее цель, задачи и основные научные подходы к содержанию менеджмента.
Итак, управление – это деятельность, а цель его – обеспечить эффективное функционирование системы.
Своими непосредственными задачами чаще всего управление ставит внесение определенной упорядоченности в процесс производства, умение организовать совместные усилия персонала для достижения согласованности, координации в работе, поскольку перечисленные действия являются необходимыми условиями эффективной деятельности любого производства (учреждения, организации).
Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности.
В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая и управляемая. Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления, а тех, чем управляют, - объектами управления.
Субъекты управления – это люди, в функции и задачи которых входит осуществление управления, т.е. руководители, начальники, организаторы, специалисты.
Объекты управления – это, прежде всего, ресурсы и производственные процессы, коллективы, отдельные работники. К ресурсам относят кадры, действующие согласно установкам, предписаниям субъекта управления, а также любые хозяйственные и экономические объекты, подвергаемые определенным трансформациям по воле субъекта управления.
Можно выделить основные научные подходы к управлению:
-
традиционный,
-
процессный,
-
системный,
-
ситуационный.
При традиционном подходе рассматриваются по отдельности работа, персонал, администрирование, мотивация, система управления и т.д.
При процессном подходе управление рассматривается как процесс, например: «постановка целей – планирование – организация работы – мотивация – контроль». Разработка процесса или алгоритма управления организацией выносится на первый план.
При системном подходе организация рассматривается как система со своим входом (цели, задачи), выходом (результаты работы по показателям), обратными связями (между персоналом и руководством, снабженцами и менеджерами и т.д.), внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д.).
При ситуационном подходе методы управления могут меняться в зависимости от ситуации. Результаты деятельности организации анализируются в различных практических ситуациях. Ведется поиск наиболее значимых ситуационных факторов, влияющих на показатели деятельности в динамике, прогнозируются последствия, а затем, на основании полученных данных, планируется будущая деятельность фирмы.
Таким образом, менеджмент ((от англ. «menegement» – управление заведование, организация)) это комплексная интердисциплинарная наука о закономерностях, методологии, принципах и технологии управления, обеспечивающих эффективное функционирование системы в определенных условиях при имеющихся ресурсах.
2. Особенности менеджмента в системе здравоохранения
Менеджмент – неотъемлемая часть человеческого общества и используется там, где работают люди. Все отрасли народного хозяйства на сегодняшний день уже перешли на принципы научного управления, использование пригодных универсальных положений мирового менеджмента. Особенно это характерно для таких сфер, как:
- политическая — необходимость установления и поддержания порядка в группах населения;
- экономическая — необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
- оборонительная — защита от врагов и диких зверей.
Опыт управления национальными медицинскими службами экономически развитых стран свидетельствует о целесообразности применения менеджмента и в системе здравоохранения, в основном, с использованием системного научного подхода (системно-компонентного, системно-функционального, системно-структурного и пр.). Системный подход, в отличие от традиционных методов исследования, разрешает более глубоко, масштабнее, с разных позиций и комплексно оценить то или другое явление в конкретной системе (организации), а также на разных уровнях: государственном, региональном, городском, районном или в отдельном учреждении.
- Организация здравоохранения
- Содержание
- Предисловие
- Раздел 1 Организация разных видов лпп населению. Амбулаторно-поликлиническая помощь городскому населению
- 1. Виды медицинской помощи и учреждения, их обеспечивающие
- Примерная структура цпмсп
- Поликлинические учреждения классифицируются на основе следующих принципов:
- 5. По спектру профилей:
- 6. По форме обслуживания:
- 7. По характеру собственности:
- 3. Организация работы поликлиники
- Организация записи пациентов на прием к врачу.
- Организация работы врача.
- Показатели деятельности поликлиники.
- 4. Направления развития амбулаторно-поликлинического обслуживания населения
- Контрольные вопросы:
- Раздел 2 организация стационарной, стационарозаменяющей и скорой медицинской помощи
- 1.Медицинские учреждения, обеспечивающие стационарную медицинскую помощь
- Как правило, малопрофильные
- - По системе организации:
- - По административно-территориальной принадлежности:
- - По объему деятельности
- По мощности эти больницы бывают следующих групп:
- - По режиму работы:
- - По типу собственности:
- 2. Модели организации стационарной помощи
- 3.Организация работы стационара больницы
- 3.1. Задачи, структура, штаты стационара больницы
- По рекомендациям воз предлагает следующие функции современной больницы:
- Основными структурными подразделениями стационара являются:
- Приемное отделение (санитарный пропускник) может быть централизованным или децентрализованным.
- 3.2. Порядок поступления, обслуживания и выписки больных
- Задачи приемного отделения:
- Существует 2 метода обслуживания:
- 3.3. Взаимосвязь и преемственность в лечении больных между поликлиникой и стационаром
- 3.4. Показатели, характеризующие работу стационара
- 4. Организация стационарозаменяющей помощи
- Дс организуется для оказания квалифицированной медицинской помощи больным путем их госпитализации в дневное время при отсутствии показаний к постоянному врачебному наблюдению. Основные задачи дс:
- В состав дс входят :
- Отчет о работе дс подается в установленном порядке и в установленный срок.
- 5. Организация скорой медицинской помощи
- Научные основы организации смп базируются на следующих принципах:
- Задачи смп:
- Организация смп в днр
- В настоящее время в структуру «рцэмПиМк» входят:
- Примечание:
- Структура вызовов по причинам за 2013-2015гг.
- Выводы:
- Категорийность станции смп:
- Системы работы станции смп:
- Структура станции смп:
- Штатный состав бригад:
- Основные функции бригады:
- Нормативы обеспечения своевременности оказания помощи:
- Категории подстанций определяется по количеству выездных бригад:
- Основные структурные подразделения больницы:
- Экстренная медицинская помощь предусматривает:
- Со службой сотрудничают:
- Порядок оказания экстренной медицинской помощи:
- 6. Проблемы и направления развития стационарной, стационарозаменяющей и скорой медицинской помощи
- Предложения:
- 3. Снижение удельного веса не экстренных вызовов.
- 5. Мероприятия по обеспечению своевременности времени прибытия бригад на место вызова.
- Контрольные вопросы:
- Раздел 3 медико-социальные проблемы охраны матери и ребенка. Репродуктивное здоровье
- 1.Охрана материнства и детства как медико-социальная проблема
- Состояние здоровья детей низкое, о чем свидетельствуют следующие данные:
- 2.Система охраны женщин и детей
- Система омид включает:
- В Донецкой области созданы:
- V и VI этапы проводят детские медицинские учреждения.
- Организация акушерско-гинекологической помощи женщинам, в том числе девочкам в условиях женской консультации
- Организация лпп помощи беременным
- Алгоритм организации диспансерного наблюдения за беременными в жк
- Организация лпп родильницам
- Организация лпп гинекологическим больным
- Медицинская учетная документация
- Организация акушерско-гинекологической помощи женщинам в условиях стационара роддома
- Структура стационара родильного дома должна иметь:
- 4.Организация педиатрической помощи детям
- Основные задачи детской поликлиники:
- Особенности структуры детской поликлиники
- Кабинет доврачебного приема предназначен для:
- Кабинет здорового ребенка.
- Кратность и объем медицинских профилактических осмотров среди детей разных возрастных групп
- 4.2. Организация педиатрической помощи детям в условиях стационара
- В структуре стационара имеются:
- Палатные лечебные отделения делятся:
- 5.Взаимосвязь в работе роддома и детской больницы и их взаимодействие с другими лпу
- 6.Мероприятия по улучшению организации работы и повышению эффективности акушерско-гинекологической и педиатрической помощи населению закрепленной территории
- Контрольные вопросы:
- Раздел 4 организация медико-санитарной помощи сельскому населению. Реализация принципа семейной медицины в сельской местности
- Особенности организации медицинской помощи сельскому населению
- Особенности сельского хозяйства и сельскохозяйственного труда
- Частные:
- Главной особенностью сельского здравоохранения является этапность оказания медицинской помощи.
- Виды медицинской помощи, оказываемые на этапах:
- 2.Характеристика сети медицинских учреждений, оказывающих помощь жителям сельской местности
- А) Фельдшерско-акушерский пункт (фап)
- Задачи:
- Структура рабочего времени
- Б) Самостоятельная врачебная амбулатория (сва).
- Структура амбулатории:
- Задачи амбулатории:
- Осуществление втэ.
- Задачи аоп-см
- Г) Сельская участковая больница (суб)
- По мощности суб бывают 4-х категорий:
- В стационар госпитализируются:
- По мощности црб бывает 6 категорий:
- Состав организационно-методического кабинета:
- Функции кабинета:
- В сельском районе развиты выездные и передвижные формы обслуживания населения:
- Выездные врачебные бригады:
- Областная больница
- Организационно-методический отдел
- 3. Особенности оказания отдельных видов лпп Хирургическая помощь
- Скорая медицинская помощь
- Акушерско-гинекологическая помощь
- 4.Семейная медицина в сельской местности
- Цель реформирования
- Центра первичной медико-санитарной помощи (цпмсп).
- Далее следуют учреждения здравоохранения, которые оказывают третичную помощь:
- 5.Проблемы и перспективы развития сельского здравоохранения на современном этапе
- Контрольные вопросы:
- Определение трудоспособности проводится путем проведения:
- Клинический прогноз
- Клинический прогноз бывает:
- Чаще трудовой прогноз:
- 2.Организация эвн в днр
- В соответствие с этими документами право проведения эвн имеют:
- Не имеют права осуществлять эвн:
- Функции документов, удостоверяющих вн
- Организация эвн в лпу Задачи эвн
- Уровни проведения эвн:
- Первый уровень - лечащий врач
- 4. Отражает в медицинских картах амбулаторного больного:
- Второй уровень - заведующий отделением
- Третий уровень – врачебно-консультативная комиссия (вкк)
- Порядок работы вкк:
- Функции вкк
- Четвертый уровень - заместитель главного врача по эвн или лицо, ответственное за организацию работы по эвн)
- Пятый уровень - ответственное лицо мз днр за организацию работы по эвн в республике
- Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и травмах в условиях амбулаторий, поликлиник, консультаций
- Исключения из этих правил – направление больных на мсэк в другие сроки:
- В условиях стационара
- Порядок выдачи документов при других причинах, не связанных с заболеванием или травмой при:
- Порядок выдачи документов
- Порядок выдачи документов при беременности и родах,
- Порядок выдачи документов по уходу за:
- Порядок выдачи документов при уходе за больным ребенком
- Порядок выдачи документов при уходе за ребенком в возрасте
- Порядок выдачи документов при уходе за ребенком инвалидом
- Порядок выдачи документов при карантине
- Порядок выдачи документов при санаторно-курортном лечении
- Особенности выдачи документов, удостоверяющих вн во время нахождения:
- Особенности выдачи документов, удостоверяющих вн во время нахождения в отпуске
- Особенности выдачи документов, удостоверяющих вн не по основному месту жительства
- Листок нетрудоспособности не выдается по уходу:
- 3.Экспертиза стойкой нетрудоспособности в днр
- Межрайонные мсэк общего и специализированного профиля:
- Республиканские мсэк общего и специализированного профиля:
- Республиканская расширенная экспертная комиссия:
- Основными документами по экспертизе сн в днр являются:
- Больной должен прибыть на мсэк с документами:
- На мсэКе
- 4. Особенности проведения временной и стойкой нетрудоспособности в Российской Федерации Выдача лн при вн
- Лн может быть выдан по прерывистому методу
- Порядок выдачи лн по уходу за больным членом семьи:
- 5. Порядок выдачи лн по беременности и родам
- Порядок выдачи лн при карантине
- Порядок выдачи лн при протезировании
- Порядок выдачи лн на период санаторно-курортного лечения
- Контрольные вопросы:
- Раздел 6 системы здравоохранения. Организационно-правовые принципы внедрения и функционирования медицинского страхования
- Системы здравоохранения
- Государственная система здравоохранения
- Страховая система здравоохранения.
- Частная система здравоохранения
- Многоукладные системы здравоохранения
- 2. Понятие о «страховой медицине», «страховании» и «медицинском страховании»
- Страховать – предохранять от чего-либо нежелательного, неприятного, защищать, оберегать, обеспечивать безопасность, а сам процесс страхования – это способ защиты имущественных интересов.
- 3. Место медицинского страхования в системе страхования. Основные отличия обязательного медицинского страхования от добровольного медицинского страхования.
- Дмс может осуществляться:
- Различия обязательного и добровольного медицинского страхования
- 4. Организационные основы обязательного и добровольного медицинского страхования
- Страхователь обязан:
- Страховая медицинская организация:
- Атрибуты медицинского страхования
- 5. Опыт страхования здоровья в развитых странах мира - Германии, Франции, сша
- Централизованная система страхового здравоохранения
- Децентрализованная страховая система здравоохранения
- Смешанная организационная система страховой медицины
- Соединенные Штаты Америки (сша)
- 6.Медицинское страхование в Российской Федерации
- Контрольные вопросы:
- Раздел 7 организация санитарно-эпидемиологического обеспечения населения. Правовые основы деятельности санэпидслужбы
- 1.Путь становления и направления деятельности отечественной санитарно-эпидемиологической службы
- 2. Структура, организация и принципы работы санитарно-эпидемиологической службы в днр
- Структура службы включает:
- Территориальные учреждения санэпиднадзора гсэс мз днр представлены:
- Территориальные лабораторные центры расположены на базе территориальных центров санэпиднадзора гсэс мз днр и представлены:
- Территориальное учреждение дезинфекции гсэс мз днр создано в Макеевке (Макеевский городской центр Республиканского центра дезинфекции).
- Учреждения Службы находятся в оперативном подчинении Министерства здравоохранения днр.
- В настоящее время Государственная санитарно-эпидемиологическая служба днр – это система, деятельность которой направлена на:
- Гигиеническое воспитание населения.
- 3.Понятие о государственном санитарном надзоре
- Государственный санитарный надзор осуществляется в двух основных формах:
- Санэпиднадзор включает в себя:
- Все проверяемые объекты делятся на 3 категории:
- В плане текущего санитарного надзора предусматриваются проверки:
- 4.Правовые основы деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы днр
- Должностные лица в ходе осуществления санэпиднадзора имеют право:
- Ответственность должностных лиц за нарушения санитарного законодательства днр:
- Постановления выдают:
- 5. Взаимодействие в работе санитарно-эпидемиологической службы и лпу
- Противоэпидемические мероприятия направлены на:
- 6. Пути совершенствования санитарно-эпидемиологической службы республики
- Дальнейшая задача повышения эффективности и качества работы санитарно-эпидемиологической службы связана с:
- Контрольные вопросы:
- Раздел 8 основы менеджмента в здравоохранении
- Менеджмент как наука и практика управления
- Система – это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих частей (элементов), имеющих единую цель и обладающих системными качествами.
- Типы систем:
- Подсистема — крупная составляющая сложной системы, сама являющаяся системой. Подсистемы — это отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.
- 3. Технология (алгоритм) управления в здравоохранении
- Следующий шаг - определение путей достижения выбранной цели и задач.
- 4.Квалификационные и личностные характеристики менеджера здравоохранения
- К его квалификационной характеристике следует отнести:
- 5.Полномочия, права, лидерство, стиль менеджера Субъекты управления (менеджеры) работают с людьми и с организациями.
- Менеджер имеет права (полномочия):
- Виды полномочий менеджера:
- 6. Традиция подчиняться должностному лицу передается людьми из поколения в поколение (пример – монархическая власть). Способы реализации власти:
- По отношению к субъекту:
- Контрольные вопросы:
- Раздел 9 экономика здравоохранения. Планирование и финансирование здравоохранения
- Экономика здравоохранения как наука: понятие, цель, задачи, методы
- При этом более конкретными целями являются:
- Задачи:
- Основными методами экономики здравоохранения являются:
- Методики экономического анализа.
- 1. Виды экономического анализа.
- 2. Методы экономического анализа.
- 3. Группы затрат на медобслуживание.
- 4. Понятие об эффективности здравоохранения.
- 2.Планирование здравоохранения: понятие, формы, принципы, методы
- Формы планирования:
- Методы планирования.
- Виды плановой деятельности здравоохранения
- Методы оценки потребности в медицинских кадрах
- 3.Финансирование системы здравоохранения – это процесс формирования (сбора), аккумуляции, распределения, использования средств для удовлетворения потребностей населения в укреплении и охране здоровья.
- Понятие о финансировании здравоохранения
- Бюджет.
- Цена и ценовая стратегия.
- Контрольные вопросы: