logo search
5 курс / Социальная медицина здравоохранение 5 / Лекции соцка 5 курс

Подсистема — крупная составляющая сложной системы, сама являющаяся системой. Подсистемы — это отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.

Структурно-функциональными частями руководимой системы являются:

- субъект управления,

- объект управления,

- блок научного регулирования системы или службы информационно-аналитического обеспечения.

Субъектами управления в системе здравоохранения является министр здравоохранения и его помощники, на уровне лечебно-профилактических учреждений – главные врачи, их заместители, заведующие отделениями, заведующие кабинетами, на уровне конкретной территории обслуживания - обычные практические врачи.

Объектами управления выступают: финансовые, трудовые, материальные ресурсы самой системы здравоохранения, ее подсистем (лечебно-профилактическая или стационарная помощь, родовспоможение, санаторно-курортное лечение и т.п.), отдельные учреждения и их подразделения.

Чаще всего управлению в здравоохранении подлежат следующие объекты:

  1. Технические (производственные). Для медицинских учреждений это диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, реабилитация и др.

  2. Коммерческие - покупка, продажа, обмен. Для медицинских учреждений - это продажа отдельных видов медицинских услуг.

  3. Страховые - страхование и охрана имущества и лиц. В системе здравоохранения – страхование здоровья.

  4. Учетные - бухгалтерия, статистика и др. В лечебно-профилактическом учреждении – учет заболеваемости, инвалидности, состояния лечебно-профилактической работы и т.п.

Блок научного регулирования системы, как службы информационно-аналитического обеспечения, например, в областной или центральной районной больнице представлен информационно-аналитическим отделом (центром), информационно-методическим отделом, в городской больнице - статистическим кабинетом, группой научной информации и т.д.

По признаку объекта на уровне ЛПУ различают генеральный и функциональный менеджмент.

Генеральный (общий) менеджмент заключается в управлении медицинским учреждением в целом.

Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности ЛПУ и его звеньев. Это управление их инновационной, финансовой, профессиональной и маркетинговой деятельностью.

Управление здравоохранением в связи со специфичностью объекта делает управление чрезвычайно сложным. Сложность управления системой здравоохранения обусловлена тем, что:

- процесс осуществляется в рамках сложной организационной модели;

- влияет на сложные объекты, которые в свою очередь характеризуются разнообразными явлениями;

- слагается из множественных функциональных операций и процедур, которые выполняются структурными подразделениями со сложными управленческими взаимоотношениями.

Отличительными чертами управления в системе здравоохранения являются:

- особая ответственность принимаемых решений, от которых зависит жизнь и здоровье людей;

- трудности предсказуемости их последствий, которые нередко проявляются не сразу и часто не поддаются квантифицированным оценкам;

- трудности, а иногда и невозможность, исправления последствий ошибочных или неверных решений.

Основные функции управления связывают с тремя уровнями управления в здравоохранении:

1) стратегический уровень – это прогноз и планирование;

2) тактический уровень – это проектирование и организация;

3) оперативный уровень – это регулирование, учет, контроль и анализ.

Стратегический уровень управления, как правило, соответствует управлению здравоохранением в масштабах государства, тактический – территориальному и муниципальному уровню, оперативный – уровню учреждений и предприятий здравоохранения и их подразделений, отдельных специалистов.

В функции стратегического уровня входит разработка и принятие решений (стратегических) с учетом возможностей системы с целью совершенствования его деятельности. На стратегическом уровне разрабатывается прогноз развития системы, определяются приоритеты, формируются цели и задачи, разрабатываются модели конечных (прогнозируемых) результатов. Это самый сложный и ответственный уровень в системе управления здравоохранением. В функции стратегического уровня входит разработка и принятие решений с учетом реальных и потенциальных возможностей систем здравоохранения страны.

Тактический уровень несет ответственность за оптимальное распределение ресурсов в соответствии с выбранным на стратегическом уровне решением. Этот уровень отвечает за организацию работы по отдельным направлениям деятельности учреждения, отдельных служб и подразделений медицинской организации.

Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение принятых выше решений в своих подразделениях. Этот уровень отвечает за практическую реализацию принятых стратегий развития организации и включает регулирование (корректировку ситуации в случае сбоя), учет (регистрация текущих показателей), контроль (сравнение с плановыми показателями), анализ (определение отклонений, требующих исправлений).

Эти уровни управления, в полной мере, можно отнести и к конкретному лечебно-профилактическому учреждению (ЛПУ). В этом случае управление будет осуществляться следующими должностными лицами:

Цель менеджмента в здравоохранении также связана с уровнем управления. При этом следует различать генеральную (для системы в целом) и промежуточные цели (для составляющих подсистем). Если для стратегического уровня генеральная цель состоит в снижение потерь общества от заболеваемости, инвалидности и смертности населения при имеющихся ресурсах, то для оперативного уровня – снижение потерь среди населения обслуживаемой территории, а для конкретного врача – снижение потерь только среди тех пациентов, которых наблюдает данный врач.

Задачи управления здравоохранением – это наиболее эффективное достижение цели путем повышения качества лечебно-профилактических мероприятий и рационального использования ресурсов здравоохранения.

Сущность менеджмента в здравоохранении заключается в его функциях, основными из которых являются:

- планирование,

- организация научного управления,

- мотивация персонала организации,

- контроль исполнения решений до конечной цели,

- координация.

Направления планирования:

- планирование по содержанию – функциональное разделение обязанностей между отдельными членами организации и его подразделениями, определение их основных задач и содержания с общеорганизационными целями, нормами;

- планирование по времени – хронологическое распределение задач подразделений и отдельных исполнителей во времени, определение рациональной последовательности их выполнения.

Выполнение планирования завершается процессом принятия управленческого решения. Решение – это этап управления, который представляет собой вид умственного, эмоционального и организационно-правового акта, принимаемого руководителем самостоятельно или коллегиально. Для выполнения решения необходимо не только принять эффективный вариант, но и спланировать кто, когда, как, что именно, где, какими средствами и в какой последовательности будет выполнять данное решение.

Существует три основные структуры организации научного управления:

- линейная,

- функциональная,

- целевая.

Линейное управление – это передача приказаний непосредственно от начальника к подчиненному по цепи команд. У каждого руководителя много подчиненных, но каждый подчиненный имеет одного непосредственного руководителя. Такая форма характерна для маленьких организаций.

Для реализации специальных задач организуется функциональное управление. Для этой формы управления характерно разделение труда по руководству. В круп­ных больницах при главном враче создается медицинский совет, куда входят ответственные работники и специалисты: заместители главного врача, заведующий поликлиникой, ведущие специалисты по терапии, хирургии, родовспоможению и т.д. При больнице может функционировать больничный совет, совет медицинских сестер, секции научных медицинских обществ, общественный совет и т.д.

Советы (отделы) работают при линейном руководителе определенного уровня, используют его власть для ведения работы между функциональными подразделениями разного уровня.

Целевое управление выступает как вид деятельности, которая направлена на разработку и утверждение конкретных схем и структур управления, должностных инструкций, положений, других нормативных документов. Эта форма характерна для более высоких уровней управления (города, области). Экспертный орган существует при руководителе и готовит для него распоряжения, положения, приказы и др. материалы.

Содержательные научные теории мотивации основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать согласно потребностям, мотивам. Большинство концепций мотивации указывает, что вознаграждение есть стимул.

Сущность функции мотивации персонала заключается в том, чтобы персонал организации выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

Предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Используется по отношению к человеческим, финансовым, материальным ресурсам.

- Текущий контроль (промежуточный). Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы.

- Заключительный контроль. Его функция состоит в том, что дает руководству информацию, необходимую для коррекции планирования. Он способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность

Это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т. д.

Таким образом, менеджмент в здравоохранении дает возможность рационально руководить органами и учреждениями здравоохранения, перейти к рыночным условиям функционирования учреждений здравоохранения.