logo search
5 курс / Социальная медицина здравоохранение 5 / Лекции соцка 5 курс

К его квалификационной характеристике следует отнести:

- владение технологией работы с информацией и принципами медицинского маркетинга (исследования);

- умение принимать разные виды управленческих решений и владение технологией процесса управления;

- способность обеспечить деятельность системы здравоохранения в условиях оперативного (быстрого), ситуационного и стратегического управления;

- владение основами комплексного управления персоналом и психологическими методами управления в создании мотивационного механизма поведения коллектива;

- способность решения проблем в условиях смены принципов хозяйствования и рыночных отношений, с использованием экономических методов управления;

- компьютерную грамотность.

С учетом того, что в рыночных условиях особую актуальность приобретает управление по ситуации (ситуационное управление), которое имеет тенденцию к постоянным изменениям, вышесказанное следует дополнить такими умениями менеджера здравоохранения, как:

- правильно оценивать ситуацию, то есть определять наиболее важные факторы влияния и наиболее чуткие элементы системы, воздействие на которые дают наиболее желаемый эффект;

- связывать конкретные приемы управления с конкретными ситуациями, обеспечивая при этом наиболее эффективное достижение поставленной цели;

- предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации;

- отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект в конкретной ситуаций, тем самым, обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.

Как было сказано выше, главными функциями управления являются: планирование, организация, руководство и контроль. При осуществлении этих функций менеджер здравоохранения должен продемонстрировать ряд профессиональных качеств, способностей, умений.

При осуществлении планирования работы субъект управления должен уметь:

- грамотно и рационально ставить цели и задачи,

- анализировать ситуацию,

- прогнозировать ход событий и последствий,

- планировать свою деятельность и деятельность организации,

- рационально принимать решения.

Организация – это упорядочение деятельности объекта управления. Эта функция формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персоналом, оборудованием, денежными средствами и т.д.). На этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов. Это достигается с помощью следующих умений менеджера:

- организовывать работу и наладить руководство;

- сформировать организационную структуру и управлять ею;

- разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий между участниками;

- установить взаимосвязь между различными видами работ и подразделениями.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности. Чтобы люди, работающие в организациях, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала учреждения. Выполняя эту функцию, руководитель должен уметь:

- мотивировать персонал;

- создавать наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального роста;

- регулировать отношения и разрешать конфликты;

- осуществлять материальное и моральное стимулирование работников.

Для этого он может использовать следующие методы мотивации:

1) вознаграждение – в виде систем материального и нематериального стимулирования;

2) принуждение – основано на страхе подвергнуться наказанию;

3) солидарность – развитие у работников ценностей и целей, совпадающих или близких к ценностям и целям организации с использованием убеждения, воспитания, обучения и создания благоприятной производственной атмосферы;

4) приспособление – воздействие на цели организации путем частичного их приспособления к целям менеджеров высшего и среднего звена.

- Материальные стимулы:

- Денежные стимулы: увеличение зарплаты, отчислений от прибыли, доплаты, надбавки, компенсации, ссуды, льготные кредиты и т.п.

- Не денежные стимулы:

- Нематериальные стимулы

- социально-психологические: общественное признание, похвала, порицание, поддержка, одобрение

-творческие: повышение квалификации, применение групповых форм работы, стажировки, командировки

- свободное время: гибкий график работы, дополнительный отпуск

Контроль – это обеспечение достижения организацией поставленных целей. Менеджер должен уметь осуществить:

- все виды контроля: предварительный, текущий, заключительный;

- все этапы процесса контроля;

- сопоставление реальных результатов стандартов и критериев;

- необходимые корректирующие воздействия.

Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний менеджера, определяемых такими параметрами, как:

- физическое здоровье (устойчивость к стрессам, работоспособность и т.д.);

- умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора);

- нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность);

- специальные (профессиональные знания и опыт работы);

- личностные характеристики (широта интересов, гибкость в отношениях с людьми, терпимость к чужим мнениям, объективность самооценки и т.д.).

Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов - менеджеров, можно выделить: