logo search
Ответы к вопросам по АФО

16. Основные зрительные функции, особенности их развития у детей

К основным функциям зрения относятся:

  1. - острота зрения

  2. - цветоразличение

  3. - поле зрения

  4. - характер зрения

  5. - глазодвигательные функции.

Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.

Разрешающая способность зрения, способность глаза воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними, называется остротой зрения. Снижение остроты зрения отрицательно влияет на процессы узнавания предметов и изображений, а также скорость зрительного восприятия. Ограничение и фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений действительности затрудняет формирование предметных и пространственных представлений, развитие образного мышления, регуляцию движений, их точность, координацию, соразмерность.

Острота зрения — величина непостоянная. Под влиянием различных неблагоприятных факторов (болезнь, утомление, плохое освещение, функциональные расстройства зрительного аппарата и др.) она может понижаться.

Цветовосприятие, или цветовое зрение — функция зрения, которая играет важную роль в жизни человека. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все многообразие цветов в природе и искусстве. Доказано, что цветоощущающий аппарат состоит из трех видов колбочек: одни преимущественно чувствительны к красным лучам, другие — к зеленым, третьи — к синим. От соотношения силы возбуждения каждого вида колбочек и зависит цветовое зрение. Цвет имеет три признака: цветовой тон, яркость (светлота) и насыщенность. Это говорит о больших информационных свойствах цвета. Цвет фиксируется визуально, и длительное время остается в сознании ребенка. Он обладает большой эмоциональной выразительностью.

Состояние периферического зрения характеризуется другой функцией — полем зрения. Это пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении. Поле зрения каждого глаза имеет определенные границы. При нормальном поле зрения дети способны в известных пределах обозревать предметы и явления целостно, одновременно, во взаимных связях и отношениях, охватывать взором дистантно расположенные объекты. Сужение поля зрения затрудняет целостность, одновременность и динамичность восприятия, может сопровождаться возникновением теней, пятен, осложняя восприятие предметов и изображений, а также ориентировку в пространстве. Поле зрения не стоит путать с полем взора — это пространство, которое может воспринимать глаз при своем движении в фиксированном положении головы [2. с.43].

Зрительный анализатор человека может воспринимать окружающие объекты как одним глазом — монокулярное зрение, так и двумя глазами — бинокулярное зрение. Эту зрительную функцию принято называть характером зрения. Бинокулярное зрение обеспечивает стереоскопическое, объемное восприятие окружающего мира. Оно позволяет осуществлять трехмерное восприятие

одновременно и непрерывно: при рассматривании различно расположенных предметов и при постоянно изменяющемся положении глазных яблок. Стереоскопическое зрение является сложнейшей физиологической функцией зрительного анализатора, высшим этапом его эволюционного развития, при котором на пике своего развития находятся и все остальные зрительные функции — острота зрения, поле зрения и поле взора, глазодвижение и цветоразличение.

Нормальная работа глаза требует его подвижности и способности к тонким установкам. Этому способствуют глазодвижение. Глазодвигательные функции настраивают оптическую систему глаза, обеспечивают фиксированием прослеживание взором воспринимаемых объектов [5, с. 69]. Нарушение глазодвигательных функций приводит к различным глазным заболеваниям, которое может характеризоваться отклонением одного или двух глаз от общей точки фиксации (косоглазие), наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок (нистагм). Чтобы обеспечить нормальное видение необходима слаженная совместная работа всех зрительных функций человека. Но под влиянием различных причин (врожденные нарушения, болезни, травмы и т. д.) могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций.