16. Основные зрительные функции, особенности их развития у детей
К основным функциям зрения относятся:
-
- острота зрения
-
- цветоразличение
-
- поле зрения
-
- характер зрения
-
- глазодвигательные функции.
Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.
Разрешающая способность зрения, способность глаза воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними, называется остротой зрения. Снижение остроты зрения отрицательно влияет на процессы узнавания предметов и изображений, а также скорость зрительного восприятия. Ограничение и фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений действительности затрудняет формирование предметных и пространственных представлений, развитие образного мышления, регуляцию движений, их точность, координацию, соразмерность.
Острота зрения — величина непостоянная. Под влиянием различных неблагоприятных факторов (болезнь, утомление, плохое освещение, функциональные расстройства зрительного аппарата и др.) она может понижаться.
Цветовосприятие, или цветовое зрение — функция зрения, которая играет важную роль в жизни человека. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все многообразие цветов в природе и искусстве. Доказано, что цветоощущающий аппарат состоит из трех видов колбочек: одни преимущественно чувствительны к красным лучам, другие — к зеленым, третьи — к синим. От соотношения силы возбуждения каждого вида колбочек и зависит цветовое зрение. Цвет имеет три признака: цветовой тон, яркость (светлота) и насыщенность. Это говорит о больших информационных свойствах цвета. Цвет фиксируется визуально, и длительное время остается в сознании ребенка. Он обладает большой эмоциональной выразительностью.
Состояние периферического зрения характеризуется другой функцией — полем зрения. Это пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении. Поле зрения каждого глаза имеет определенные границы. При нормальном поле зрения дети способны в известных пределах обозревать предметы и явления целостно, одновременно, во взаимных связях и отношениях, охватывать взором дистантно расположенные объекты. Сужение поля зрения затрудняет целостность, одновременность и динамичность восприятия, может сопровождаться возникновением теней, пятен, осложняя восприятие предметов и изображений, а также ориентировку в пространстве. Поле зрения не стоит путать с полем взора — это пространство, которое может воспринимать глаз при своем движении в фиксированном положении головы [2. с.43].
Зрительный анализатор человека может воспринимать окружающие объекты как одним глазом — монокулярное зрение, так и двумя глазами — бинокулярное зрение. Эту зрительную функцию принято называть характером зрения. Бинокулярное зрение обеспечивает стереоскопическое, объемное восприятие окружающего мира. Оно позволяет осуществлять трехмерное восприятие
одновременно и непрерывно: при рассматривании различно расположенных предметов и при постоянно изменяющемся положении глазных яблок. Стереоскопическое зрение является сложнейшей физиологической функцией зрительного анализатора, высшим этапом его эволюционного развития, при котором на пике своего развития находятся и все остальные зрительные функции — острота зрения, поле зрения и поле взора, глазодвижение и цветоразличение.
Нормальная работа глаза требует его подвижности и способности к тонким установкам. Этому способствуют глазодвижение. Глазодвигательные функции настраивают оптическую систему глаза, обеспечивают фиксированием прослеживание взором воспринимаемых объектов [5, с. 69]. Нарушение глазодвигательных функций приводит к различным глазным заболеваниям, которое может характеризоваться отклонением одного или двух глаз от общей точки фиксации (косоглазие), наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок (нистагм). Чтобы обеспечить нормальное видение необходима слаженная совместная работа всех зрительных функций человека. Но под влиянием различных причин (врожденные нарушения, болезни, травмы и т. д.) могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций.
- 1. Наружное ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 2. Внутреннее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 3. Увеальный тракт: его анатомическое строение и функции.
- 4. Слуховой анализатор: строение и функции.
- 5. Содержимое глазного яблока: хрусталик, стекловидное тело, внутриглазная жидкость. Анатомическое строение и функции
- Хрусталик.
- Стекловидное тело (ст)
- Внутриглазная жидкость (Водянистая влага)
- 6. Защитный аппарат органа зрения
- 7. Исследование слуха шепотом и речью.
- 8. Глазодвигательный аппарат органа зрения: строение и функции.
- 9. Исследование слуха от внутриутробного периода до 1 года.
- 10. Слёзные органы: анатомическое строение и функции.
- 11.Исследование слуха у детей раннего возраста.
- 1. Поведенческая аудиометрия
- 1.1. Безусловно-рефлекторный метод
- 1.2. Условно-рефлекторные методы Условно-рефлекторная аудиометрия
- Детская игровая аудиометрия
- 2. Объективные методы обследования слуха, их физиологический смысл и диагностическая ценность
- Значение видов диагностики слуха у детей
- 12.Зрительный анализатор, его отделы и функции.
- 13.Зрительный нерв, строение и функции.
- 14. Основные этапы развития органа слуха у ребенка (повторения 2 предед.Вопросов!)
- 15. Исследование слуха у детей дошкольного возраста.
- Классификация методов диагностики слуха
- 16. Основные зрительные функции, особенности их развития у детей
- Особенности развития
- Световая чувствительность
- Центральное зрение
- Цветовосприятие
- Поле зрения
- Бинокулярное зрение
- 17.Аномалии развития и заболевания наружного уха.
- 18.Центральное зрение: характеристика и методы исследования.
- 19. Аномалии развития и заболевания барабанной перепонки. Аномалии развития.
- Заболевания барабанной перепонки.
- 20. Сетчатка глазного яблока, ее анатомическое строение и функции.
- Строение сетчатой оболочки глаза
- Физиологическая роль сетчатки
- 21. Периферическое зрение, методы исследования периферического зрения
- 22. Катар среднего уха. Причины, диагностика, принципы консервативного и хирургического лечения
- 23. Цветоощущение: характеристика и методы исследования
- Виды нарушений цветового зрения
- Исследование
- 24. Острый гнойный средний отит. Хронический гнойный средний отит.
- Хронический гнойный средний отит.
- Причины развития хронического отита
- Что способствует переходу острого среднего отита в хронический
- Провоцирующие факторы обострения хронического среднего отита
- Диагностические мероприятия при хроническом гнойном среднем отите
- Лечение среднего отита хронического
- Осложнения и последствия
- Профилактика среднего хронического отита
- 25. Физические и акустические свойства звука. Звукопроводящая функция органа слуха. Звуковоспринимающая функция органа слуха. Акустические свойства звука.
- Физические свойства звука.
- Звукопроводящая и звуковоспринимающая функции органа звука.
- 26. Наружная оболочка глазного яблока, её анатомическое строение и функции.
- 27. Среднее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 28. Светоощущение: характеристика, развитие и методы исследования.
- 29. Аномалии и заболевания внутреннего уха.
- 3. Тугоухость. Нейросенсорная тугоухость
- 30. Врожденные заболевания органа зрения у детей. Аномалии роговицы.
- Особенно такие симптомы должны насторожить тех, кто имеет наследственную предрасположенность к кератоконусу.
- Патология глазодвигательного аппарата органа зрения.
- Поражение органа зрения в целом.
- Патология роговой оболочки.
- 31. Врожденные нарушения слуха.
- 32. Приобретенные заболевания органа зрения у детей.
- 33. Приобретенные нарушения слуха.
- 34. Бинокулярное зрение: характеристика, развитие, методы исследования.
- 35. Врожденные катаракты у детей: течение, исход.
- 36. Гигиена и охрана слуха у детей.
- 37. Специализированные детские сады для детей с нарушением зрения.Специализированный детский сад для детей с косоглазием и амблиопией Задачи специализированного детского сада:
- Особенность развития и обучения для детей
- Выбор детского садика
- Адаптация детей с нарушением зрения
- 38. Структура специализированных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушением слуха.
- 39. Школы для слепых и слабовидящих детей.
- 40. Нос: анатомическое строение, функции.
- 41. Аномалии рефракции: виды, причины, течение и их коррекция.
- 42. Рот: анатомическое строение, функции. Чем ограничена ротовая полость
- Слюнные железы
- Функции рта
- 43. Заболевания проводящих путей и центрального отдела слухового анализатора.
- 44. Особенности исследования зрительных функций у детей.
- 45. Стойкие нарушения слуха.
- 46. Гиперметропия: причины возникновения, развитие и особенности течения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- Механизм развития
- 47. Гортань: анатомическое строение, функции.
- 48. Астигматизм: причины возникновения, развитие и особенности течения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 49. Трахея, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма: анатомическое строение, функции.
- 50. Конъюнктивиты: их виды, особенности течения у детей, профилактика и лечение.
- Профилактика
- 51. Возрастные особенности органов речи.
- 52. Миопия: виды, причины возникновения, особенности течения у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 53. Глотка: анатомическое строение, функции. Строение глотки
- Функции глотки
- 54. Аномалии развития и заболевания роговицы. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 55. Особенности механизма голосообразования.
- 56. Аномалии развития и заболевания ротовой полости.
- 57. Ретинопатии у детей: виды, причины развития.
- 58. Заболевания глотки: причины, течение, исход, профилактика, лечение.
- 59. Ретролентальная фиброплазия: причины, течение, исходы, профилактика. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 60. Патология хрусталика у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 61. Особенности дыхания и физиология органов речи.
- 62. Амблиопия: ее виды и причины возникновения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с амблиопией.
- 63. Гигиена, охрана голоса и речи у детей.
- 64. Патология стекловидного тела: причины, последствия, профилактика и лечение.
- 65. Исследование органов речи.
- 66. Аномалии развития сосудистого тракта. Рекомендации к процессу воспитании и обучения детей с данной патологией.
- 67.Увеиты у детей: виды и причины возникновения; особенности течения, профилактика и лечение. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 68. Заболевания гортани
- 69. Отслоение сетчатки у детей: причины возникновения и профилактика.
- 70. Дегенеративно-дистрофические изменения сетчатки у детей: виды, причины, особенности течения.