Классификация методов диагностики слуха
Способы исследования функции слухового анализатора разделяют на две группы:
1. Субъективные — основаны на оценке реакции малыша (словесный, двигательный или поведенческий отклик) в ответ на звуковой раздражитель. К ним относят:
* регистрация безусловно-рефлекторных реакций ребенка на различные звуки;
* условно-рефлекторная аудиометрия со зрительным подкреплением;
* игровая аудиометрия;
* тональная аудиометрия.
Условно-рефлекторная аудиометрия (метод Сузуки) регистрирует реакции в виде поворота головы (с 5-6 месяцев), а также глаз в сторону зрительного подкрепления при предъявлении звуков в свободном поле или через головные телефоны. Метод начинают использовать, когда у ребенка начинает формироваться умение локализовать звуки в плоскости «право-лево» и достаточно развиты мышцы шеи.
Устройство для проведения такого обследования состоит из аудиометра, двух динамиков (расположенных на расстоянии 75 см справа и слева от ребенка) и приспособления для демонстрации картинок. Сначала подается достаточно громкий звук, чтобы вызвать безусловно-ориентировочную реакцию (движения головы или глаз в сторону источника звука, мимические движения, позу замирания и др.). С небольшой задержкой подается зрительное подкрепление, на основе которого у ребенка формируют безусловно-рефлекторную реакцию на звук путем после 2-
3 предъявлений. При дальнейшем тестировании зрительное подкрепление включают только после правильной реакции. Между предъявлениями звука отвлекают внимание ребенка с помощью игрушки. Данный метод позволяет оценить состояние слуха на разных частотах [9. 88].
Главными недостатками данного метода является:
1. небольшая эффективность при обследовании детей с неврологическими расстройствами;
2. не позволяет определить уровень поражения слуховой системы;
3. не позволяет оценить слух на каждом ухе при подаче звука в свободном поле [9. 85].
Для детей старше 1,5 лет используют игровую аудиометрию с выработкой условно-рефлекторной двигательной реакции на звук. В качестве двигательной реакции используют бросание различных предметов в коробку, надевание колец на пирамиду.
Дети старше 2,5 лет могут в ответ на звук нажимать кнопку. В данной методике тестируется отдельно правое и левое ухо с помощью телефонов.
Детей старше 4 лет обследуют, подавая сигналы через телефоны костной проводимости для диагностики сенсоневральной или кондуктивной тугоухости. Для получения точной аудиограммы ребенок проходит процедуру несколько раз [13. 32-33].
Слух ребёнка старше 5 лет может быть проверен с помощью тональной пороговой аудиометрии. Данный метод исследования слуха проводится с помощью чистого тона (неречевого звучания).
Преимущества данного метода следующие:
* есть возможность определить восприятие широкого диапазона частот;
* колебания постоянные, незатухающие;
* звук можно усиливать до определенного предела;
Недостатками являются:
* требуется специальная аппаратура;
* аппаратура немобильна;
* требуется специальное заглушение помещений.
Исследование проводится по костному и воздушному проведению, имеется кнопка-прерыватель и каждый звук отмечается цветом.
2. Объективные — при проведении этих исследований не требуется активное участие ребенка. Их можно проводить под наркозом или в процессе сна.
В настоящее время в оториноларингологии и аудиологии все большее развитие получают объективные методы исследования слуховой функции для диагностики различной ушной патологии, среди которых выделяют:
* импедансометрию;
* аудиометрию по слуховым вызванным потенциалам;
* регистрацию вызванной отоакустической эмиссии.
Акустическая импедансометрия используется для оценки состояния среднего уха и слуховой трубы, а также выявления некоторых порогах слуха. Для проведения данной процедуры необходим импедансометр.
Данная методика основана на измерении акустического сопротивления наружного, среднего и внутреннего уха в ответ на звук. В норме человеческое ухо имеет низкий акустический импеданс. При патологии среднего уха, отрицательном давлении в барабанной полости, утолщении барабанной перепонки подвижность этой системы уменьшается, затрудняя проведение звуков через среднее ухо, что приводит к повышению акустического сопротивления.
Чаще всего используются два вида данного метода – тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.
Тимпанометрия – измерение значений акустического сопротивления при измерении давления воздуха в наружном слуховом проходе с помощью миниатюрного насоса, что позволяет оценить подвижность барабанной перепонки и давления в полости среднего уха. Величина сопротивления зависит от состояния среднего уха, а также частоты и интенсивности подаваемого сигнала.
На высоких частотах импеданс больше зависит от массы системы проведения звука, а на низких – от жесткости структур среднего уха.
Акустическая рефлексометрия – регистрация изменений сопротивления структур наружного и среднего уха при сокращении стременной мышцы, вызванном громкими звуками. Акустический рефлекс – защитная физиологическая реакция, которая направлена на предохранение рецепторов улитки от повреждающего действия громких звуков.
Регистрация различных классов слуховых вызванных потенциалов. Сущность метода заключается в регистрации электрических потенциалов, возникающих в разных структурах слуховой системы (от слухового нерва до коры головного мозга) в ответ на звуковой сигнал, что определяет его объективность. Наиболее широкое применение в аудиологии имеют коротколатентные (или стволомозговые) слуховые вызванные потенциалы (КСВП).
Преимущества данного метода:
* КСВП можно зарегистрировать у детей с первых часов жизни, в том числе у недоношенных и детей с патологией ЦНС;
* регистрация КСВП является неинвазивной (безопасной и безвредной);
* регистрация КСВП предоставляет объективную информацию о состоянии слуховых путей и ЦНС.
Характеристики КСВП стабильны и не зависят от состояния пациента (бодрствует он или спит, естественный это сон или медикаментозный).
Одной из разновидности методики КСВП является методика ASSR (Auditory Steady – State Response) – способ регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон. Такие слуховые ответы вызываются частотно-специфическими стимулами у спящих детей.
Вызванный слуховой потенциал – это ответ мозга на постоянные акустические стимулы, которые оптимизированы частотной специфичности и более сопоставимы с чистыми тонами, чем акустические щелчки или тональная посылка. Применяемые стимулы являют собой модулированные тоны в диапазоне 250-8000 Гц, которые модулируются по амплитуде (АМ) и по частоте (ЧМ). Ответ возникает, когда стимулы находятся возле или выше порога и волосковые клетки активизируются в области, которая соответствует частоте тона. Затем, нейральная активность, распространяясь вдоль восходящего слухового пути, вызывает синхронизацию ЭЭГ активности с частотой амплитудно-частотной модуляции. Таким образом, синхронизация активности слухового пути и последующая синхронизация активности ЭЭГ лежит в основе возникновения последующей ASSR. ASSR – низкоамплитудный вызванный потенциал, который можно выявить лишь у спящего ребенка [17.86-88].
Важной особенностью анализа ответа является отсутствие необходимости расшифровки специалистом графиков записи пиков потенциала и изменения латентных периодов. Вся обработка осуществляется компьютером, исключая возможность ошибочной субъективной оценки.
При аудиологическом обследовании новорожденных наиболее востребованной методикой на сегодняшний день является регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) — точный, информативный метод. Целесообразно абсолютно всем детям на первом году жизни проводить ОАЭ. Если она регистрируется, слух у ребенка не нарушен. Если ОАЭ не регистрируется, то это является показанием к дальнейшему обследованию ребенка у сурдолога.
Отоакустическая эмиссия представляет собой акустический ответ, являющийся отражением нормального функционирования слухового рецептора. Это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые улиткой, которые могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного малошумящего микрофона. Данные колебания являются результатом активных механических процессов, протекающих в органе Корти, а именно в наружных волосковых клетках.
ОАЭ больше подходит для скрининга, так как занимает мало времени. Это важно еще и потому, что добиться мобилизации ребенка на долгое время порой оказывается невозможно. Существует несколько разновидностей данной методики, но на практике наиболее часто используются две: задержанная вызванная отоакустическая эмиссия (ЗВОАЭ) и отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения (ПИОАЭ) [19].
Основной задачей педагогических методик исследования является выявление нарушения слуха, определение сурдопедагогом возможной степени потери слуха, доступных слуховому восприятию ребенка звуковых и речевых сигналов с учётом возраста, а также индивидуальных особенностей ребёнка.
Педагогические методы оценки слуха правильнее всего будет разделить в соответствии с возрастом детей, для которых они предназначены:
1. методики исследования слуха у детей от рождения до полутора лет;
2. методики исследования слуха у детей от полутора до трех лет;
3. методики исследования слуха у детей дошкольного возраста;
4. методики исследования слуха у детей школьного возраста.
Педагогическое исследование слуха у детей до полутора лет основывается на регистрации безусловных ориентировочных реакций ребёнка на звук. Исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями ребенка [22.28].
Безусловно-ориентировочные реакции выражаются:
* в слуховом сосредоточении;
* активизации или торможении общих или сосательных движений;
* в расширении глазных щелей;
* в повороте глаз или головы в сторону источника звука или наблюдателя, крике [6.18].
Для исследования используются разночастотные неречевые (барабан – низкочастотный звук, дудка – среднечастотный звук, шарманка – высокочастотный звук) и речевые звучания (слоги, слова). Звуки подаются на расстоянии от 1 до 3-4 метров (в зависимости от возраста ребенка – чем младше ребенок, тем меньше расстояние). Внимание ребенка обращается на яркую игрушку, а помощник подает сигналы слева и справа. В ходе исследования выявляется наличие нарушения и предполагается его тип [22.28-37].
После полутора лет в ходе исследования используются неречевые звучания и 10 речевых единиц, которые есть в словаре ребенка. Это могут быть лепетные и усеченные слова или звукоподражания. Речевой материал предъявляется голосом шепотной и разговорной громкости.
Таким образом, в ходе диагностического обследования выявляются реакции ребенка на звучащие игрушки, голос и шепот [6.20-22].
В дошкольном и школьном возрасте простым и доступным методом является исследование слуха речью.
Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудовании, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения. При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6—7 м. Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха. Полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение.
При исследовании слуха говорящих дошкольников используют 3 списка по 10 слов, автором которых является Нейман. Каждый список содержит 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слов.
Исследования проводят на каждом ухе отдельно и бинаурально. При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха громкой речью. Исследование шепотной речью начинают проводить на расстоянии 6 метров, приближаясь при отрицательной реакции на 0,5 метра. В протоколе около каждого слова фиксируется количество метров, на котором ребенок услышал данное слов. С помощью этих данных предполагается степень потери слуха ребенка.
При исследовании слуха говорящих дошкольников, не вступающих в контакт, используют те же списки слов, но также подбирается наглядность. При исследовании ребенок не повторяет услышанное слово, а показывает соответствующую картинку.
Для исследования слуховой функции неговорящих дошкольников используют условно-рефлекторную методику с двигательным подкреплением, в ходе которой проводится предварительная работа по выработке условного рефлекса, и лишь затем приступают к исследованию, которое проводится с использованием неречевых разночастотных звучаний и речевых единиц (слогов, лепетных и усеченных слов) разговорной и шепотной громкостью на расстоянии 0,5 метра, постепенно отдаляясь от ребенка до того момента, пока он не перестанет давать реакцию на звук [15. 35-37].
- 1. Наружное ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 2. Внутреннее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 3. Увеальный тракт: его анатомическое строение и функции.
- 4. Слуховой анализатор: строение и функции.
- 5. Содержимое глазного яблока: хрусталик, стекловидное тело, внутриглазная жидкость. Анатомическое строение и функции
- Хрусталик.
- Стекловидное тело (ст)
- Внутриглазная жидкость (Водянистая влага)
- 6. Защитный аппарат органа зрения
- 7. Исследование слуха шепотом и речью.
- 8. Глазодвигательный аппарат органа зрения: строение и функции.
- 9. Исследование слуха от внутриутробного периода до 1 года.
- 10. Слёзные органы: анатомическое строение и функции.
- 11.Исследование слуха у детей раннего возраста.
- 1. Поведенческая аудиометрия
- 1.1. Безусловно-рефлекторный метод
- 1.2. Условно-рефлекторные методы Условно-рефлекторная аудиометрия
- Детская игровая аудиометрия
- 2. Объективные методы обследования слуха, их физиологический смысл и диагностическая ценность
- Значение видов диагностики слуха у детей
- 12.Зрительный анализатор, его отделы и функции.
- 13.Зрительный нерв, строение и функции.
- 14. Основные этапы развития органа слуха у ребенка (повторения 2 предед.Вопросов!)
- 15. Исследование слуха у детей дошкольного возраста.
- Классификация методов диагностики слуха
- 16. Основные зрительные функции, особенности их развития у детей
- Особенности развития
- Световая чувствительность
- Центральное зрение
- Цветовосприятие
- Поле зрения
- Бинокулярное зрение
- 17.Аномалии развития и заболевания наружного уха.
- 18.Центральное зрение: характеристика и методы исследования.
- 19. Аномалии развития и заболевания барабанной перепонки. Аномалии развития.
- Заболевания барабанной перепонки.
- 20. Сетчатка глазного яблока, ее анатомическое строение и функции.
- Строение сетчатой оболочки глаза
- Физиологическая роль сетчатки
- 21. Периферическое зрение, методы исследования периферического зрения
- 22. Катар среднего уха. Причины, диагностика, принципы консервативного и хирургического лечения
- 23. Цветоощущение: характеристика и методы исследования
- Виды нарушений цветового зрения
- Исследование
- 24. Острый гнойный средний отит. Хронический гнойный средний отит.
- Хронический гнойный средний отит.
- Причины развития хронического отита
- Что способствует переходу острого среднего отита в хронический
- Провоцирующие факторы обострения хронического среднего отита
- Диагностические мероприятия при хроническом гнойном среднем отите
- Лечение среднего отита хронического
- Осложнения и последствия
- Профилактика среднего хронического отита
- 25. Физические и акустические свойства звука. Звукопроводящая функция органа слуха. Звуковоспринимающая функция органа слуха. Акустические свойства звука.
- Физические свойства звука.
- Звукопроводящая и звуковоспринимающая функции органа звука.
- 26. Наружная оболочка глазного яблока, её анатомическое строение и функции.
- 27. Среднее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 28. Светоощущение: характеристика, развитие и методы исследования.
- 29. Аномалии и заболевания внутреннего уха.
- 3. Тугоухость. Нейросенсорная тугоухость
- 30. Врожденные заболевания органа зрения у детей. Аномалии роговицы.
- Особенно такие симптомы должны насторожить тех, кто имеет наследственную предрасположенность к кератоконусу.
- Патология глазодвигательного аппарата органа зрения.
- Поражение органа зрения в целом.
- Патология роговой оболочки.
- 31. Врожденные нарушения слуха.
- 32. Приобретенные заболевания органа зрения у детей.
- 33. Приобретенные нарушения слуха.
- 34. Бинокулярное зрение: характеристика, развитие, методы исследования.
- 35. Врожденные катаракты у детей: течение, исход.
- 36. Гигиена и охрана слуха у детей.
- 37. Специализированные детские сады для детей с нарушением зрения.Специализированный детский сад для детей с косоглазием и амблиопией Задачи специализированного детского сада:
- Особенность развития и обучения для детей
- Выбор детского садика
- Адаптация детей с нарушением зрения
- 38. Структура специализированных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушением слуха.
- 39. Школы для слепых и слабовидящих детей.
- 40. Нос: анатомическое строение, функции.
- 41. Аномалии рефракции: виды, причины, течение и их коррекция.
- 42. Рот: анатомическое строение, функции. Чем ограничена ротовая полость
- Слюнные железы
- Функции рта
- 43. Заболевания проводящих путей и центрального отдела слухового анализатора.
- 44. Особенности исследования зрительных функций у детей.
- 45. Стойкие нарушения слуха.
- 46. Гиперметропия: причины возникновения, развитие и особенности течения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- Механизм развития
- 47. Гортань: анатомическое строение, функции.
- 48. Астигматизм: причины возникновения, развитие и особенности течения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 49. Трахея, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма: анатомическое строение, функции.
- 50. Конъюнктивиты: их виды, особенности течения у детей, профилактика и лечение.
- Профилактика
- 51. Возрастные особенности органов речи.
- 52. Миопия: виды, причины возникновения, особенности течения у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 53. Глотка: анатомическое строение, функции. Строение глотки
- Функции глотки
- 54. Аномалии развития и заболевания роговицы. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 55. Особенности механизма голосообразования.
- 56. Аномалии развития и заболевания ротовой полости.
- 57. Ретинопатии у детей: виды, причины развития.
- 58. Заболевания глотки: причины, течение, исход, профилактика, лечение.
- 59. Ретролентальная фиброплазия: причины, течение, исходы, профилактика. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 60. Патология хрусталика у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 61. Особенности дыхания и физиология органов речи.
- 62. Амблиопия: ее виды и причины возникновения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с амблиопией.
- 63. Гигиена, охрана голоса и речи у детей.
- 64. Патология стекловидного тела: причины, последствия, профилактика и лечение.
- 65. Исследование органов речи.
- 66. Аномалии развития сосудистого тракта. Рекомендации к процессу воспитании и обучения детей с данной патологией.
- 67.Увеиты у детей: виды и причины возникновения; особенности течения, профилактика и лечение. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 68. Заболевания гортани
- 69. Отслоение сетчатки у детей: причины возникновения и профилактика.
- 70. Дегенеративно-дистрофические изменения сетчатки у детей: виды, причины, особенности течения.