27. Среднее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
Среднее ухо состоит из воздухоносных полостей в толще пирамиды височной кости и включает:
- барабанную полость
- слуховую (евстахиеву) трубу
- сосцевидный отросток
Барабанная полость, центральная часть среднего уха, представляет собой узкую неправильную пирамиду. В Барабанной полости хорошо различимы шесть стенок: наружная - барабанная перепонка; внутренняя- отделяет барабанную полость от внутреннего уха; верхняя– отделяет барабанную полость от полости черепа; нижняя – граничит с крупным кровеносным сосудом – луковицей яремной вены; передняя– в ее нижней части имеется отверстие, ведущее в евстахиеву трубу; задняя- в ней расположено отверстие, соединяющее барабанную полость с пещерой сосцевидного отростка.
Во внутренней стенки есть два отверстия – окна: овальной (окно преддверья) и круглое (окно улитки). В овальное окно вставлено основание стремечки, прикрепленное посредством кольцевидной связки. Круглое окно затянуто эластичной пленкой, которая называется вторичной барабанной перепонкой.
Барабанную полость делят на три отдела: верхний – находится выше верхнего края барабанной перепонки; средний – соответствует натянутой части барабанной перепонки; нижний – расположен ниже прикрепления барабанной перепонки.
В барабанной полости на тонкий эластичных связках подвижно укреплены слуховые косточки: молоточек наковальня и стремечко.
Молоточек имеет головку, рукоятку и два отверстия (короткий и длинный). Наковальня представлена в виде тела и двух отростков (короткого и длинного). Стремечко состоит из двух ножек, головки и основания.
Слуховая (евстахиева) труба соединяет барабанную полость среднего уха с носоглоткой. Она представляет собой узкий канал и выстлана мерцательным эпителием, волоски которого двигаются в направлении глотки.
Функции евстахиевой трубы: уравнивание давления в среднем ухе с давлением наружной воздушной трубы.
Сосцевидный отросток фвисочной кости расположен позади ушной раковины. В его толще имеются множество связанных между собой воздухоносных полостей. Самая крупная полость – пещера (антиум) – сообщается с барабанной полостью среднего уха через отверстие в ее задней стенки. Обе полости имеют большое значение в обеспечении резонансных свойств среднего уха.
Главная функция среднего уха — звукопроведение. Волнообразные колебания воздуха создают звуковые волны, которые колеблют барабанную перепонку и слуховые косточки. Эти колебания, слегка видоизменяясь, передаются на внутреннее ухо.
Строение среднего уха позволяет ему выполнять следующие функции:
- поддержание барабанной перепонки и цепи слуховых косточек в тонусе;
- адаптация акустического аппарата к различным по силе и высоте звукам;
- предохранение от резких звуков.
Когда давление в среднем ухе повышается, уменьшается амплитуда колебаний слуховых косточек.
В результате снижается чувствительность акустического аппарата. Спустя около 10 мс после появления звука более 40 дБ начинают рефлекторно сокращаться две мышцы. Одна
из них, прикрепленная к рукоятке молоточка, увеличивает натяжение барабанной перепонки и снижает амплитуду ее колебаний. Другая ограничивает колебания стремечка. Благодаря этому происходит приспособление слуховой системы человека к интенсивным звукам, которые могут нанести вред организму.
Возрастные особенности
Орган слуха, в частности среднее ухо, не заканчивает своего развития с рождением ребенка. Известно, что развитие любого органа, в том числе и органа слуха, рассматривается как сложный процесс взаимодействия ряда факторов: роста, собственного развития (дифференцировки) и формообразования.
Особенности взаимодействия этих факторов в период формирования системы среднего уха и сосцевидного отростка имеют особое значение для последующего возникновения и течения заболеваний органа слуха. Височная кость у новорожденного представлена тремя отдельными несросшимися костями — чешуей, барабанной частью и пирамидой с бугорком сосцевидной области (в виде небольшого возвышения, лежащего позади верхнезаднего края барабанного кольца). Эти кости соединены между собой фиброзными швами, и их слияние происходит одновременно с окостенением обычно в течение первого года жизни. В это же время, а часто только к концу второго года постепенно наступает закрытие щелей между отдельными частями височной кости. Существующие в первый год жизни ребенка швы состоят из фиброзной соединительной ткани, имеющей сосудистые и нервные включения. Особое значение имеет щель между пирамидой и чешуйчатой костью, которая переходит на наружной поверхности височной кости сзади. Как правило, распространение процесса из среднего уха в полость черепа происходит не прямым путем, а через соединительнотканные образования, содержащие кровеносные и лимфатические сосуды.
Таким образом, с ростом ребенка формируется височная кость, а вместе с нею совершенствуется и вся система среднего уха: слуховая труба, барабанная полость, вход в антрум и ячейки сосцевидного отростка. Наибольшие изменения претерпевает сосцевидный отросток, который у новорожденных практически отсутствует. Имеющийся сосцевидный бугорок занят одной воздухоносной полостью — антрумом. Анатомо-топографическое положение антрума значительно изменяется с возрастом. Так, по данным работ врачей Выренкова и Кривощапова, антрум постепенно несколько увеличивается и смещается сверху вниз, занимая передневерхний угол треугольника Шипо. Однако его увеличение не абсолютное, расширяются размеры полости за счет истончения перегородок с окружающими его ячейками. При этом утолщается кортикальный слой кости, увеличивается глубина его залегания и несколько сужается вход в антрум.
- 1. Наружное ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 2. Внутреннее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 3. Увеальный тракт: его анатомическое строение и функции.
- 4. Слуховой анализатор: строение и функции.
- 5. Содержимое глазного яблока: хрусталик, стекловидное тело, внутриглазная жидкость. Анатомическое строение и функции
- Хрусталик.
- Стекловидное тело (ст)
- Внутриглазная жидкость (Водянистая влага)
- 6. Защитный аппарат органа зрения
- 7. Исследование слуха шепотом и речью.
- 8. Глазодвигательный аппарат органа зрения: строение и функции.
- 9. Исследование слуха от внутриутробного периода до 1 года.
- 10. Слёзные органы: анатомическое строение и функции.
- 11.Исследование слуха у детей раннего возраста.
- 1. Поведенческая аудиометрия
- 1.1. Безусловно-рефлекторный метод
- 1.2. Условно-рефлекторные методы Условно-рефлекторная аудиометрия
- Детская игровая аудиометрия
- 2. Объективные методы обследования слуха, их физиологический смысл и диагностическая ценность
- Значение видов диагностики слуха у детей
- 12.Зрительный анализатор, его отделы и функции.
- 13.Зрительный нерв, строение и функции.
- 14. Основные этапы развития органа слуха у ребенка (повторения 2 предед.Вопросов!)
- 15. Исследование слуха у детей дошкольного возраста.
- Классификация методов диагностики слуха
- 16. Основные зрительные функции, особенности их развития у детей
- Особенности развития
- Световая чувствительность
- Центральное зрение
- Цветовосприятие
- Поле зрения
- Бинокулярное зрение
- 17.Аномалии развития и заболевания наружного уха.
- 18.Центральное зрение: характеристика и методы исследования.
- 19. Аномалии развития и заболевания барабанной перепонки. Аномалии развития.
- Заболевания барабанной перепонки.
- 20. Сетчатка глазного яблока, ее анатомическое строение и функции.
- Строение сетчатой оболочки глаза
- Физиологическая роль сетчатки
- 21. Периферическое зрение, методы исследования периферического зрения
- 22. Катар среднего уха. Причины, диагностика, принципы консервативного и хирургического лечения
- 23. Цветоощущение: характеристика и методы исследования
- Виды нарушений цветового зрения
- Исследование
- 24. Острый гнойный средний отит. Хронический гнойный средний отит.
- Хронический гнойный средний отит.
- Причины развития хронического отита
- Что способствует переходу острого среднего отита в хронический
- Провоцирующие факторы обострения хронического среднего отита
- Диагностические мероприятия при хроническом гнойном среднем отите
- Лечение среднего отита хронического
- Осложнения и последствия
- Профилактика среднего хронического отита
- 25. Физические и акустические свойства звука. Звукопроводящая функция органа слуха. Звуковоспринимающая функция органа слуха. Акустические свойства звука.
- Физические свойства звука.
- Звукопроводящая и звуковоспринимающая функции органа звука.
- 26. Наружная оболочка глазного яблока, её анатомическое строение и функции.
- 27. Среднее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 28. Светоощущение: характеристика, развитие и методы исследования.
- 29. Аномалии и заболевания внутреннего уха.
- 3. Тугоухость. Нейросенсорная тугоухость
- 30. Врожденные заболевания органа зрения у детей. Аномалии роговицы.
- Особенно такие симптомы должны насторожить тех, кто имеет наследственную предрасположенность к кератоконусу.
- Патология глазодвигательного аппарата органа зрения.
- Поражение органа зрения в целом.
- Патология роговой оболочки.
- 31. Врожденные нарушения слуха.
- 32. Приобретенные заболевания органа зрения у детей.
- 33. Приобретенные нарушения слуха.
- 34. Бинокулярное зрение: характеристика, развитие, методы исследования.
- 35. Врожденные катаракты у детей: течение, исход.
- 36. Гигиена и охрана слуха у детей.
- 37. Специализированные детские сады для детей с нарушением зрения.Специализированный детский сад для детей с косоглазием и амблиопией Задачи специализированного детского сада:
- Особенность развития и обучения для детей
- Выбор детского садика
- Адаптация детей с нарушением зрения
- 38. Структура специализированных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушением слуха.
- 39. Школы для слепых и слабовидящих детей.
- 40. Нос: анатомическое строение, функции.
- 41. Аномалии рефракции: виды, причины, течение и их коррекция.
- 42. Рот: анатомическое строение, функции. Чем ограничена ротовая полость
- Слюнные железы
- Функции рта
- 43. Заболевания проводящих путей и центрального отдела слухового анализатора.
- 44. Особенности исследования зрительных функций у детей.
- 45. Стойкие нарушения слуха.
- 46. Гиперметропия: причины возникновения, развитие и особенности течения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- Механизм развития
- 47. Гортань: анатомическое строение, функции.
- 48. Астигматизм: причины возникновения, развитие и особенности течения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 49. Трахея, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма: анатомическое строение, функции.
- 50. Конъюнктивиты: их виды, особенности течения у детей, профилактика и лечение.
- Профилактика
- 51. Возрастные особенности органов речи.
- 52. Миопия: виды, причины возникновения, особенности течения у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 53. Глотка: анатомическое строение, функции. Строение глотки
- Функции глотки
- 54. Аномалии развития и заболевания роговицы. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 55. Особенности механизма голосообразования.
- 56. Аномалии развития и заболевания ротовой полости.
- 57. Ретинопатии у детей: виды, причины развития.
- 58. Заболевания глотки: причины, течение, исход, профилактика, лечение.
- 59. Ретролентальная фиброплазия: причины, течение, исходы, профилактика. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 60. Патология хрусталика у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 61. Особенности дыхания и физиология органов речи.
- 62. Амблиопия: ее виды и причины возникновения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с амблиопией.
- 63. Гигиена, охрана голоса и речи у детей.
- 64. Патология стекловидного тела: причины, последствия, профилактика и лечение.
- 65. Исследование органов речи.
- 66. Аномалии развития сосудистого тракта. Рекомендации к процессу воспитании и обучения детей с данной патологией.
- 67.Увеиты у детей: виды и причины возникновения; особенности течения, профилактика и лечение. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 68. Заболевания гортани
- 69. Отслоение сетчатки у детей: причины возникновения и профилактика.
- 70. Дегенеративно-дистрофические изменения сетчатки у детей: виды, причины, особенности течения.