60. Патология хрусталика у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
Общая патология организма при врожденных катарактах
Подтверждение диагноза у новорожденных с отягощенной наследственностью по врожденным катарактам осуществляется офтальмологом в первые 2-4 нед. после выписки из родильного дома. В зависимости от вида и степени катаракты решается вопрос о сроках оперативного лечения и проведении мероприятий, направленных на профилактику осложнений, вызванных обскурационной амблиопией.
Полная (тотальная) катаракта представляет собой помутнение всех хрусталиковых волокон. Рефлекс с глазного дна полностью отсутствует, глазное дно не просматривается. Некоторые катаракты могут быть частичными при рождении ребенка и быстро прогрессировать до полного помутнения. Полные катаракты могут быть как односторонними, так и двусторонними и приводить к значительному снижению остроты зрения. Такие катаракты: возникают при грубом нарушении эмбрионального развития хрусталика. Они постепенно рассасываются, оставляя после себя сращенные друг с другом мутные капсулы. Полное рассасывание вещества хрусталика может произойти еще до рождения ребенка. Тотальные катаракты приводят к значительному снижению остроты зрения. Требуется хирургическое лечение в течение первых месяцев жизни, так как отсутствие зрительного опыта в раннем возрасте ведет к необратимой амблиопии - недоразвитию зрительного анализатора вследствие его бездействия.
Диагностика врожденных катаракт. Исследование рефлекса с глазного дна при расширенном зрачке может выявить даже незначительные помутнения.
Обнаруженная катаракта требует оценки выраженности помутнения и влияния его на остроту зрения. Наличие катаракты у ребенка не означает обязательное экстренное хирургическое ее удаление. На первом этапе при обнаружении врожденной катаракты необходимо комплексное обследование ребенка с целью выяснения причины помутнения хрусталика.
Сроки хирургического лечения врожденных катаракт. В связи с разнообразием форм врожденной катаракты и степени снижения остроты зрения не существует единого подхода к срокам оперативного лечения.
Зрительная система наиболее интенсивно развивается в первое полугодие жизни ребенка. Оперативное вмешательство и последующая оптическая коррекция афакии у детей с интенсивным помутнением хрусталика, приводящим к значительному снижению зрения, должны осуществляться в первые месяцы (2-3 мес) жизни ребенка, т.е. до начала критического периода формирования зрительной системы. К таким катарактам относят полные, зонулярные и заднекапсулярные (помутнение хрусталика II и III степени) формы, ядерные и переднекапсулярные катаракты (диаметр помутнения хрусталика 2,5 мм и более), атипичные формы с включение кальцификатов.
Хирургическое лечение. Особенностью экстракции катаракты у детей является возможность эвакуации хрусталиковых масс через небольшой разрез в 1 мм методом аспирации или по аспирационно-ирригационной технике через роговичный или склеральный доступ.
Однако даже успешно проведенная операция не обеспечивает оптимальных условий для развития зрительного анализатора, после операции обскурационный фактор развития амблиопии сменяется рефракционным.
Коррекция афакии после экстракции катаракты у детей является одной из сложных проблем детской офтальмологии.
Раннее хирургическое лечение катаракты само по себе не обеспечивает хорошие зрительные функции.
Острота зрения после хирургического лечения катаракты зависит от времени возникновения катаракты, возраста на момент операции, типа катаракты, оптической коррекции послеоперационной афакии, лечения амблиопии.
Вторичная катаракта возникает в афакичном глазу после экстракапсулярной экстракции катаракты. Успехи микрохирургии, устранение погрешностей в технике операции позволили резко уменьшить число остаточных катаракт за счет более полного удаления передней капсулы и хрусталиковых масс, поэтому основной причиной образования вторичной катаракты стала повышенная регенеративно-пролиферативная активность капсулярного эпителия. Доказано, что процессы клеточной пролиферации, миграции и метаплазии клеток эпителия хрусталика в процессе помутнения задней капсулы связаны с выраженностью и продолжительностью нарушения гематоофтальмического барьера (кровь-внутриглазная жидкость) и/или воспалением переднего сегмента глаза в течение операции и после нее.
Биомикроскопически различают несколько видов помутнений задней капсулы, дифференциация которых имеет существенное значение для определения тактики лечения.
Наиболее частой формой вторичных катаракт у детей (до 93,3%), как и у взрослых (до 85%), стал фиброз задней капсулы. Биомикроскопически выявляются беловато-серые помутнения разной формы (звездчатые, очаговые, полосчатые и др.), неоднородной плотности и разной интенсивности, чаще всего занимающие центральную область задней капсулы и хорошо видимые на фоне красного рефлекса с глазного дна.
При отсутствии ядра хрусталика клетки принимают форму маленьких прозрачных пузырьков, напоминающих икру или мыльные пузыри. Их называют шарами Адамюка-Эльшнига. Острота зрения снижается при центральном расположении разрастаний.
Вторичная катаракта подлежит хирургическому лечению: производят дисцизию (рассечение) задней капсулы хрусталика. Операцию можно произвести лучом лазера. Чем меньше возраст ребенка, тем быстрее и чаще формируется вторичная катаракта (помутнение оставленной в глазу капсулы хрусталика). Задняя капсула мутнеет и требует дисцизии в 81,5-94,2% глаз у детей после экстракции врожденной катаракты в сроки до 8 лет после удаления катаракты. Существует два метода лечения - лазерная и инструментальная дисцизия вторичной катаракты. В настоящее время лазерная капсулотомия, безусловно, стала методом выбора при фиброзе задней капсулы.
- 1. Наружное ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 2. Внутреннее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 3. Увеальный тракт: его анатомическое строение и функции.
- 4. Слуховой анализатор: строение и функции.
- 5. Содержимое глазного яблока: хрусталик, стекловидное тело, внутриглазная жидкость. Анатомическое строение и функции
- Хрусталик.
- Стекловидное тело (ст)
- Внутриглазная жидкость (Водянистая влага)
- 6. Защитный аппарат органа зрения
- 7. Исследование слуха шепотом и речью.
- 8. Глазодвигательный аппарат органа зрения: строение и функции.
- 9. Исследование слуха от внутриутробного периода до 1 года.
- 10. Слёзные органы: анатомическое строение и функции.
- 11.Исследование слуха у детей раннего возраста.
- 1. Поведенческая аудиометрия
- 1.1. Безусловно-рефлекторный метод
- 1.2. Условно-рефлекторные методы Условно-рефлекторная аудиометрия
- Детская игровая аудиометрия
- 2. Объективные методы обследования слуха, их физиологический смысл и диагностическая ценность
- Значение видов диагностики слуха у детей
- 12.Зрительный анализатор, его отделы и функции.
- 13.Зрительный нерв, строение и функции.
- 14. Основные этапы развития органа слуха у ребенка (повторения 2 предед.Вопросов!)
- 15. Исследование слуха у детей дошкольного возраста.
- Классификация методов диагностики слуха
- 16. Основные зрительные функции, особенности их развития у детей
- Особенности развития
- Световая чувствительность
- Центральное зрение
- Цветовосприятие
- Поле зрения
- Бинокулярное зрение
- 17.Аномалии развития и заболевания наружного уха.
- 18.Центральное зрение: характеристика и методы исследования.
- 19. Аномалии развития и заболевания барабанной перепонки. Аномалии развития.
- Заболевания барабанной перепонки.
- 20. Сетчатка глазного яблока, ее анатомическое строение и функции.
- Строение сетчатой оболочки глаза
- Физиологическая роль сетчатки
- 21. Периферическое зрение, методы исследования периферического зрения
- 22. Катар среднего уха. Причины, диагностика, принципы консервативного и хирургического лечения
- 23. Цветоощущение: характеристика и методы исследования
- Виды нарушений цветового зрения
- Исследование
- 24. Острый гнойный средний отит. Хронический гнойный средний отит.
- Хронический гнойный средний отит.
- Причины развития хронического отита
- Что способствует переходу острого среднего отита в хронический
- Провоцирующие факторы обострения хронического среднего отита
- Диагностические мероприятия при хроническом гнойном среднем отите
- Лечение среднего отита хронического
- Осложнения и последствия
- Профилактика среднего хронического отита
- 25. Физические и акустические свойства звука. Звукопроводящая функция органа слуха. Звуковоспринимающая функция органа слуха. Акустические свойства звука.
- Физические свойства звука.
- Звукопроводящая и звуковоспринимающая функции органа звука.
- 26. Наружная оболочка глазного яблока, её анатомическое строение и функции.
- 27. Среднее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 28. Светоощущение: характеристика, развитие и методы исследования.
- 29. Аномалии и заболевания внутреннего уха.
- 3. Тугоухость. Нейросенсорная тугоухость
- 30. Врожденные заболевания органа зрения у детей. Аномалии роговицы.
- Особенно такие симптомы должны насторожить тех, кто имеет наследственную предрасположенность к кератоконусу.
- Патология глазодвигательного аппарата органа зрения.
- Поражение органа зрения в целом.
- Патология роговой оболочки.
- 31. Врожденные нарушения слуха.
- 32. Приобретенные заболевания органа зрения у детей.
- 33. Приобретенные нарушения слуха.
- 34. Бинокулярное зрение: характеристика, развитие, методы исследования.
- 35. Врожденные катаракты у детей: течение, исход.
- 36. Гигиена и охрана слуха у детей.
- 37. Специализированные детские сады для детей с нарушением зрения.Специализированный детский сад для детей с косоглазием и амблиопией Задачи специализированного детского сада:
- Особенность развития и обучения для детей
- Выбор детского садика
- Адаптация детей с нарушением зрения
- 38. Структура специализированных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушением слуха.
- 39. Школы для слепых и слабовидящих детей.
- 40. Нос: анатомическое строение, функции.
- 41. Аномалии рефракции: виды, причины, течение и их коррекция.
- 42. Рот: анатомическое строение, функции. Чем ограничена ротовая полость
- Слюнные железы
- Функции рта
- 43. Заболевания проводящих путей и центрального отдела слухового анализатора.
- 44. Особенности исследования зрительных функций у детей.
- 45. Стойкие нарушения слуха.
- 46. Гиперметропия: причины возникновения, развитие и особенности течения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- Механизм развития
- 47. Гортань: анатомическое строение, функции.
- 48. Астигматизм: причины возникновения, развитие и особенности течения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 49. Трахея, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма: анатомическое строение, функции.
- 50. Конъюнктивиты: их виды, особенности течения у детей, профилактика и лечение.
- Профилактика
- 51. Возрастные особенности органов речи.
- 52. Миопия: виды, причины возникновения, особенности течения у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 53. Глотка: анатомическое строение, функции. Строение глотки
- Функции глотки
- 54. Аномалии развития и заболевания роговицы. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 55. Особенности механизма голосообразования.
- 56. Аномалии развития и заболевания ротовой полости.
- 57. Ретинопатии у детей: виды, причины развития.
- 58. Заболевания глотки: причины, течение, исход, профилактика, лечение.
- 59. Ретролентальная фиброплазия: причины, течение, исходы, профилактика. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 60. Патология хрусталика у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 61. Особенности дыхания и физиология органов речи.
- 62. Амблиопия: ее виды и причины возникновения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с амблиопией.
- 63. Гигиена, охрана голоса и речи у детей.
- 64. Патология стекловидного тела: причины, последствия, профилактика и лечение.
- 65. Исследование органов речи.
- 66. Аномалии развития сосудистого тракта. Рекомендации к процессу воспитании и обучения детей с данной патологией.
- 67.Увеиты у детей: виды и причины возникновения; особенности течения, профилактика и лечение. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 68. Заболевания гортани
- 69. Отслоение сетчатки у детей: причины возникновения и профилактика.
- 70. Дегенеративно-дистрофические изменения сетчатки у детей: виды, причины, особенности течения.