39. Школы для слепых и слабовидящих детей.
Школьные учреждения - это обычно школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей, дающие им среднее образование. В последние годы в больших городах стали открывать специальные классы охраны зрения для детей с амблиопией и косоглазием в массовых школах. Предусмотрено также получение среднего образования детьми с нарушениями зрения на дому.
Незрячие и слабовидящие получают среднее образование за 12 лет обучения. Наполняемость классов в таких школах составляет 10-12 детей. Школы для детей с нарушениями зрения оборудованы специальной техникой и освещением. Используются специальные методы и приемы обучения, например, изготавливаются увеличенные наглядные пособия с четким изображением и высоким контрастом. Принимаются меры для соблюдения гигиенических требований для зрительной работы. Организуется лечебно-воспитательная работа. Усилена работа по профориентации, т. е. адекватному выбору профессии. Проводится также социальная реабилитация (социально-бытовая подготовка к жизни), Для этого в школьную программу обучения вводятся уроки по пространственной ориентировке, домоводству, лечебной физкультуре, в школах работают разного рода кружки.
Основные задачи специальной школы - становление полноправной личности, коррекция нарушений зрения, обеспечение образования, соответствующего по объему и уровню образованию, предлагаемому массовыми школами, развитие способностей ребенка и осуществление трудовой подготовки.
Возраст детей, обучающихся в классах охраны зрения, 7-11 лет. Наполняемость классов составляет 15-17 человек, а при наличии детей с нарушениями психического развития - 10-12 человек. Обучение в таких специальных классах продолжается от одного до четырех лет. По ходу обучения педагоги решают, в какой тип учреждения и куда следует направить ребенка для дальнейшего обучения (в специальную школу, в массовую школу, в школу для детей с задержками психического развития и др.). Основные цели специальных классов охраны зрения для детей с амблиопией и косоглазием - достижение учащимися общей образовательной готовности, а также готовности к продолжению образования на следующих ступенях без специальной тифлопедагогической и медицинской поддержки [14, c. 54].
Существует и такая форма школьного образования, как гимназия-интернат для слепых и слабовидящих детей (Москва, Харьков). Выбор гуманитарного или естественно-математического направления в дальнейшем дает возможность детям с нарушениями зрения реализовать свои интеллектуальные возможности. Однако подобных учреждений недостаточно, и расширение сферы углубленного среднего специального образования для слепых и слабовидящих детей - актуальный вопрос.
Школы для слепых и слабовидящих детей выполняют такие функции:
-
учебно-воспитательную;
-
лечебно-восстановительную;
-
коррекционно-развивающую;
-
санитарно-гигиеническую; социально-адаптационную;
-
профориентационную.
Благодаря этому дети с нарушенным зрением могут нормально развиваться и восстанавливать нарушенные связи с окружающей их средой. Как будут развиваться психически дети, имеющие проблемы со зрением, сформируются ли у них компенсаторные процессы, активная жизненная позиция, осознают ли они способы самореализации и овладеют ли ими, зависят, прежде всего, условий образования.
У детей с нарушенным зрением необходимо развивать процессы компенсации, исправлять и восстанавливать нарушенные функции, сглаживать недостатки познавательной деятельности. Следует искать потенциальные возможности становления личности слепых и слабовидящих детей.
Работа школ для слепых и слабовидящих детей является специфичной. Педагогам необходимо учитывать общие закономерности и специфические особенности развития детей, опираясь на сохраненные возможности. Также возникает необходимость модифицировать учебные планы и программы, увеличивать сроки обучения, перераспределять учебный материал и изменять темп его прохождения.
Нужен дифференцированный подход к каждому ребенку. Наполняемость классов и воспитательных групп приходится уменьшать. Возникает необходимость в применении специальных форм и методов работы, использовании оригинальных наглядных пособий и учебников, а также тифлотехники.
Учебные классы и кабинеты нуждаются в специальном оформлении. В них должны быть созданы необходимые санитарно-гигиенические условия, организована лечебно-восстановительная работа. Также в специальных школах должна быть усилена работа по социально-трудовой адаптации и самореализации их выпускников.
Для того чтобы дети с нарушением зрения могли получить образование, в стране имеется сеть специальных школ. Кроме этого, классы охраны зрения созданы при некоторых массовых общеобразовательных школах.
Школы для слепых и слабовидящих состоят из трех ступеней:
I ступень – это начальная школа, II ступень – основная или неполная средняя школа, средняя школа относится к III ступени.
Задачи школы I ступени следующие:
-
обеспечение становление личности ребенка;
-
целостное развитие его потенциальных возможностей;
-
гигиена и охрана зрения;
-
лечение;
-
формирование у школьников желания и умения учиться.
В начальной школе педагоги проводят занятия по развитию зрительного восприятия и слуха, а также осязания, ритмике, логопедии, ЛФК, ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке. Учащиеся начальной школы приобретают навыки и умения учебной деятельности, обучаются счету, чтению и письму, пониманию изображений. Они овладевают элементами теоретического и наглядно-образного мышления, элементарными способами и приемами самообслуживания, основами личной гигиены, а также мобильности и ориентировки. Для обучения детей созданы специальные программы, планы и учебники.
Цель образования в школе II ступени – заложить прочный фундамент, необходимый выпускнику для продолжения образования и полноценного включения в жизнь современного общества. Во время обучения проводится коррекция личностной, познавательной и двигательной сферы детей, осуществляются мероприятия по гигиене и охране зрения, а также укреплению их здоровья. Неполная средняя школа продолжает развивать потенциальные возможности ребенка, формировать научное мировоззрение. Она расширяет сферу его познания и овладения разнообразными видами трудовой деятельности, учитывая возможности профессионального обучения и трудоустройства.
В школе III ступени завершается общеобразовательная подготовка и курс профессионального обучения на основе его дифференциации. Она создает условия для наиболее полного учета интересов учеников, социально-психологической адаптации, а также активного включения их в общественную жизнь и полезный труд. В средней школе учащийся имеет возможность выбрать факультативные занятия, которые включены в учебный план школы.
- 1. Наружное ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 2. Внутреннее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 3. Увеальный тракт: его анатомическое строение и функции.
- 4. Слуховой анализатор: строение и функции.
- 5. Содержимое глазного яблока: хрусталик, стекловидное тело, внутриглазная жидкость. Анатомическое строение и функции
- Хрусталик.
- Стекловидное тело (ст)
- Внутриглазная жидкость (Водянистая влага)
- 6. Защитный аппарат органа зрения
- 7. Исследование слуха шепотом и речью.
- 8. Глазодвигательный аппарат органа зрения: строение и функции.
- 9. Исследование слуха от внутриутробного периода до 1 года.
- 10. Слёзные органы: анатомическое строение и функции.
- 11.Исследование слуха у детей раннего возраста.
- 1. Поведенческая аудиометрия
- 1.1. Безусловно-рефлекторный метод
- 1.2. Условно-рефлекторные методы Условно-рефлекторная аудиометрия
- Детская игровая аудиометрия
- 2. Объективные методы обследования слуха, их физиологический смысл и диагностическая ценность
- Значение видов диагностики слуха у детей
- 12.Зрительный анализатор, его отделы и функции.
- 13.Зрительный нерв, строение и функции.
- 14. Основные этапы развития органа слуха у ребенка (повторения 2 предед.Вопросов!)
- 15. Исследование слуха у детей дошкольного возраста.
- Классификация методов диагностики слуха
- 16. Основные зрительные функции, особенности их развития у детей
- Особенности развития
- Световая чувствительность
- Центральное зрение
- Цветовосприятие
- Поле зрения
- Бинокулярное зрение
- 17.Аномалии развития и заболевания наружного уха.
- 18.Центральное зрение: характеристика и методы исследования.
- 19. Аномалии развития и заболевания барабанной перепонки. Аномалии развития.
- Заболевания барабанной перепонки.
- 20. Сетчатка глазного яблока, ее анатомическое строение и функции.
- Строение сетчатой оболочки глаза
- Физиологическая роль сетчатки
- 21. Периферическое зрение, методы исследования периферического зрения
- 22. Катар среднего уха. Причины, диагностика, принципы консервативного и хирургического лечения
- 23. Цветоощущение: характеристика и методы исследования
- Виды нарушений цветового зрения
- Исследование
- 24. Острый гнойный средний отит. Хронический гнойный средний отит.
- Хронический гнойный средний отит.
- Причины развития хронического отита
- Что способствует переходу острого среднего отита в хронический
- Провоцирующие факторы обострения хронического среднего отита
- Диагностические мероприятия при хроническом гнойном среднем отите
- Лечение среднего отита хронического
- Осложнения и последствия
- Профилактика среднего хронического отита
- 25. Физические и акустические свойства звука. Звукопроводящая функция органа слуха. Звуковоспринимающая функция органа слуха. Акустические свойства звука.
- Физические свойства звука.
- Звукопроводящая и звуковоспринимающая функции органа звука.
- 26. Наружная оболочка глазного яблока, её анатомическое строение и функции.
- 27. Среднее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 28. Светоощущение: характеристика, развитие и методы исследования.
- 29. Аномалии и заболевания внутреннего уха.
- 3. Тугоухость. Нейросенсорная тугоухость
- 30. Врожденные заболевания органа зрения у детей. Аномалии роговицы.
- Особенно такие симптомы должны насторожить тех, кто имеет наследственную предрасположенность к кератоконусу.
- Патология глазодвигательного аппарата органа зрения.
- Поражение органа зрения в целом.
- Патология роговой оболочки.
- 31. Врожденные нарушения слуха.
- 32. Приобретенные заболевания органа зрения у детей.
- 33. Приобретенные нарушения слуха.
- 34. Бинокулярное зрение: характеристика, развитие, методы исследования.
- 35. Врожденные катаракты у детей: течение, исход.
- 36. Гигиена и охрана слуха у детей.
- 37. Специализированные детские сады для детей с нарушением зрения.Специализированный детский сад для детей с косоглазием и амблиопией Задачи специализированного детского сада:
- Особенность развития и обучения для детей
- Выбор детского садика
- Адаптация детей с нарушением зрения
- 38. Структура специализированных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушением слуха.
- 39. Школы для слепых и слабовидящих детей.
- 40. Нос: анатомическое строение, функции.
- 41. Аномалии рефракции: виды, причины, течение и их коррекция.
- 42. Рот: анатомическое строение, функции. Чем ограничена ротовая полость
- Слюнные железы
- Функции рта
- 43. Заболевания проводящих путей и центрального отдела слухового анализатора.
- 44. Особенности исследования зрительных функций у детей.
- 45. Стойкие нарушения слуха.
- 46. Гиперметропия: причины возникновения, развитие и особенности течения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- Механизм развития
- 47. Гортань: анатомическое строение, функции.
- 48. Астигматизм: причины возникновения, развитие и особенности течения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 49. Трахея, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма: анатомическое строение, функции.
- 50. Конъюнктивиты: их виды, особенности течения у детей, профилактика и лечение.
- Профилактика
- 51. Возрастные особенности органов речи.
- 52. Миопия: виды, причины возникновения, особенности течения у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 53. Глотка: анатомическое строение, функции. Строение глотки
- Функции глотки
- 54. Аномалии развития и заболевания роговицы. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 55. Особенности механизма голосообразования.
- 56. Аномалии развития и заболевания ротовой полости.
- 57. Ретинопатии у детей: виды, причины развития.
- 58. Заболевания глотки: причины, течение, исход, профилактика, лечение.
- 59. Ретролентальная фиброплазия: причины, течение, исходы, профилактика. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 60. Патология хрусталика у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 61. Особенности дыхания и физиология органов речи.
- 62. Амблиопия: ее виды и причины возникновения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с амблиопией.
- 63. Гигиена, охрана голоса и речи у детей.
- 64. Патология стекловидного тела: причины, последствия, профилактика и лечение.
- 65. Исследование органов речи.
- 66. Аномалии развития сосудистого тракта. Рекомендации к процессу воспитании и обучения детей с данной патологией.
- 67.Увеиты у детей: виды и причины возникновения; особенности течения, профилактика и лечение. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 68. Заболевания гортани
- 69. Отслоение сетчатки у детей: причины возникновения и профилактика.
- 70. Дегенеративно-дистрофические изменения сетчатки у детей: виды, причины, особенности течения.