logo
Ответы к вопросам по АФО

39. Школы для слепых и слабовидящих детей.

Школьные учреждения - это обычно школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей, дающие им среднее образование. В последние годы в больших городах стали открывать специальные классы охраны зрения для детей с амблиопией и косоглазием в массовых школах. Предусмотрено также получение среднего образования детьми с нарушениями зрения на дому.

Незрячие и слабовидящие получают среднее образование за 12 лет обучения. Наполняемость классов в таких школах составляет 10-12 детей. Школы для детей с нарушениями зрения оборудованы специальной техникой и освещением. Используются специальные методы и приемы обучения, например, изготавливаются увеличенные наглядные пособия с четким изображением и высоким контрастом. Принимаются меры для соблюдения гигиенических требований для зрительной работы. Организуется лечебно-воспитательная работа. Усилена работа по профориентации, т. е. адекватному выбору профессии. Проводится также социальная реабилитация (социально-бытовая подготовка к жизни), Для этого в школьную программу обучения вводятся уроки по пространственной ориентировке, домоводству, лечебной физкультуре, в школах работают разного рода кружки.

Основные задачи специальной школы - становление полноправной личности, коррекция нарушений зрения, обеспечение образования, соответствующего по объему и уровню образованию, предлагаемому массовыми школами, развитие способностей ребенка и осуществление трудовой подготовки.

Возраст детей, обучающихся в классах охраны зрения, 7-11 лет. Наполняемость классов составляет 15-17 человек, а при наличии детей с нарушениями психического развития - 10-12 человек. Обучение в таких специальных классах продолжается от одного до четырех лет. По ходу обучения педагоги решают, в какой тип учреждения и куда следует направить ребенка для дальнейшего обучения (в специальную школу, в массовую школу, в школу для детей с задержками психического развития и др.). Основные цели специальных классов охраны зрения для детей с амблиопией и косоглазием - достижение учащимися общей образовательной готовности, а также готовности к продолжению образования на следующих ступенях без специальной тифлопедагогической и медицинской поддержки [14, c. 54].

Существует и такая форма школьного образования, как гимназия-интернат для слепых и слабовидящих детей (Москва, Харьков). Выбор гуманитарного или естественно-математического направления в дальнейшем дает возможность детям с нарушениями зрения реализовать свои интеллектуальные возможности. Однако подобных учреждений недостаточно, и расширение сферы углубленного среднего специального образования для слепых и слабовидящих детей - актуальный вопрос.

Школы для слепых и слабовидящих детей выполняют такие функции:

Благодаря этому дети с нарушенным зрением могут нормально развиваться и восстанавливать нарушенные связи с окружающей их средой. Как будут развиваться психически дети, имеющие проблемы со зрением, сформируются ли у них компенсаторные процессы, активная жизненная позиция, осознают ли они способы самореализации и овладеют ли ими, зависят, прежде всего, условий образования.

У детей с нарушенным зрением необходимо развивать процессы компенсации, исправлять и восстанавливать нарушенные функции, сглаживать недостатки познавательной деятельности. Следует искать потенциальные возможности становления личности слепых и слабовидящих детей.

Работа школ для слепых и слабовидящих детей является специфичной. Педагогам необходимо учитывать общие закономерности и специфические особенности развития детей, опираясь на сохраненные возможности. Также возникает необходимость модифицировать учебные планы и программы, увеличивать сроки обучения, перераспределять учебный материал и изменять темп его прохождения.

Нужен дифференцированный подход к каждому ребенку. Наполняемость классов и воспитательных групп приходится уменьшать. Возникает необходимость в применении специальных форм и методов работы, использовании оригинальных наглядных пособий и учебников, а также тифлотехники.

Учебные классы и кабинеты нуждаются в специальном оформлении. В них должны быть созданы необходимые санитарно-гигиенические условия, организована лечебно-восстановительная работа. Также в специальных школах должна быть усилена работа по социально-трудовой адаптации и самореализации их выпускников.

Для того чтобы дети с нарушением зрения могли получить образование, в стране имеется сеть специальных школ. Кроме этого, классы охраны зрения созданы при некоторых массовых общеобразовательных школах.

Школы для слепых и слабовидящих состоят из трех ступеней:

I ступень – это начальная школа, II ступень – основная или неполная средняя школа, средняя школа относится к III ступени.

Задачи школы I ступени следующие:

В начальной школе педагоги проводят занятия по развитию зрительного восприятия и слуха, а также осязания, ритмике, логопедии, ЛФК, ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке. Учащиеся начальной школы приобретают навыки и умения учебной деятельности, обучаются счету, чтению и письму, пониманию изображений. Они овладевают элементами теоретического и наглядно-образного мышления, элементарными способами и приемами самообслуживания, основами личной гигиены, а также мобильности и ориентировки. Для обучения детей созданы специальные программы, планы и учебники.

Цель образования в школе II ступени – заложить прочный фундамент, необходимый выпускнику для продолжения образования и полноценного включения в жизнь современного общества. Во время обучения проводится коррекция личностной, познавательной и двигательной сферы детей, осуществляются мероприятия по гигиене и охране зрения, а также укреплению их здоровья. Неполная средняя школа продолжает развивать потенциальные возможности ребенка, формировать научное мировоззрение. Она расширяет сферу его познания и овладения разнообразными видами трудовой деятельности, учитывая возможности профессионального обучения и трудоустройства.

В школе III ступени завершается общеобразовательная подготовка и курс профессионального обучения на основе его дифференциации. Она создает условия для наиболее полного учета интересов учеников, социально-психологической адаптации, а также активного включения их в общественную жизнь и полезный труд. В средней школе учащийся имеет возможность выбрать факультативные занятия, которые включены в учебный план школы.