21. Периферическое зрение, методы исследования периферического зрения
Периферическое зрение – функция палочкового и колбочкового аппарата всей оптически деятельной сетчатки, определяется полем зрения.
Поле зрения – пространство, которое одновременно воспринимается неподвижным глазом. Состояние поля зрения обеспечивает ориентацию в пространстве и позволяет дать функциональную характеристику зрительного анализатора.
Методы исследования периферического зрения:
А) Контрольный метод – сущность заключается в сравнении поля зрения обследуемого с полем зрения врача, которое должно быть нормальным. Поместив больного лицом к свету, врач садится напротив его на расстоянии 1 м. Закрыв один глаз обследуемого, врач закрывает свой глаз, противоположный закрытому у больного. Обследуемый фиксирует взглядом глаз врача и отмечает момент появления пальца или другого объекта, который врач плавно передвигает с разным сторон от периферии к центру. При этом сравниваются показания обследуемого и врача.
Б) Кампиметрия – способ измерения на плоской поверхности центральных отделов поля зрения и определение в нем дефектов зрительной функции. Метод позволяет наиболее точно определить форму и размеры слепого пятна и скотомы. Исследование проводится при помощи кампиметра – матового экрана черного цвета с белой фиксационной точкой в центре. Больной садится спиной к свету на расстоянии одного метра от экрана, опираясь подбородком на подставку, установленную напротив точки фиксации. Белые объекты диаметров от 1 до 10 мм медленно передвигают от центра к периферии в горизонтальном, вертикальном и косых меридианах, отмечая точки, где исчезает объект. Таким образом, отыскивают скотомы, определяют их форму и величину.
Слепое пятно – проекция в пространстве диска зрительного нерва, относится к физиологическим скотомам. Оно расположено в височной половине поля зрения на 12-18º от точки фиксации, его размеры по вертикали 8-9º, по горизонтали 5-8º. К физиологическим скотомам относятся и лентовидные пробелы в поле зрения, обусловленные сосудами сетчатки, расположенными впереди от фоторецепторов (ангиоскотомы). Они начинаются от слепого пятна в пределах 30-40º поля зрения.
В) Периметрия – способ измерения, основанный на проекции поля зрения на вогнутую сферическую поверхность, концентричную сетчатой оболочке глаза. Благодаря этому исключается искажение границ поля зрения. Поля зрения исследуют поочередно для каждого глаза. Второй глаз выключают с помощью легкой повязки так, чтобы она не ограничивала поле зрения исследуемого глаза. Больного усаживают у периметра спиной к свету в затененной комнате, устанавливают исследуемый глаз в центре кривизны дуги периметра напротив фиксационной точки. Для определения границ полей зрения на белый цвет используют объекты диаметров 3 мм, для измерения дефектов внутри поля зрения – 1 мм. Периметрию на цвета проводят объектами диаметром 5 мм. Перемещая объект по дуге периметра от периферии к центру, отмечают по градусной шкале дуги момент, когда обследуемый констатирует появление объекта, при этом необходимо следить, чтобы обследуемый не двигал глазом и постоянно фиксировал неподвижную точку в центре дуги периметра. Поворачивая дугу периметра внутри оси, последовательно измеряют поле зрения в 8-12 меридианах. Периметрия одним объектов позволяет дать только качественную оценку периферического зрения.
Более точную характеристику поля зрения можно получить с помощью Количественной периметрии. Исследование проводят на сферопериметре двумя объектами разной
величины, которые с помощью светофильтров подравнивают так, что количество отраженного ими света становится одинаковым. В норме границы поля зрения, полученные с помощью двух объектов, совпадают. Метод позволяет улавливать патологические изменения поля зрения на разных стадиях заболевания.
При исследовании поля зрения на цвета следует учитывать, что сначала цвет воспринимается неправильно; границами поля зрения считается участки, где ранее всего наступает правильное распознавание цвета.
При Статической периметрии в заранее обусловленных точках поля зрения (50-100) предъявляют неподвижные объекты переменной величины и яркости.
При Автоматической периметрии периметр управляется компьютерной программой, результат регистрируется лишь при правильном положении глаза.
Результаты заносятся на стандартные бланки отдельно для каждого глаза. Бланк состоит из серии концентрических кругов с интервалом 10º, которые через центр поля зрения пересекает координатная сетка. На каждой схеме обозначают нормальные границы поля зрения на белый цвет и на хроматические цвета.
- 1. Наружное ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 2. Внутреннее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 3. Увеальный тракт: его анатомическое строение и функции.
- 4. Слуховой анализатор: строение и функции.
- 5. Содержимое глазного яблока: хрусталик, стекловидное тело, внутриглазная жидкость. Анатомическое строение и функции
- Хрусталик.
- Стекловидное тело (ст)
- Внутриглазная жидкость (Водянистая влага)
- 6. Защитный аппарат органа зрения
- 7. Исследование слуха шепотом и речью.
- 8. Глазодвигательный аппарат органа зрения: строение и функции.
- 9. Исследование слуха от внутриутробного периода до 1 года.
- 10. Слёзные органы: анатомическое строение и функции.
- 11.Исследование слуха у детей раннего возраста.
- 1. Поведенческая аудиометрия
- 1.1. Безусловно-рефлекторный метод
- 1.2. Условно-рефлекторные методы Условно-рефлекторная аудиометрия
- Детская игровая аудиометрия
- 2. Объективные методы обследования слуха, их физиологический смысл и диагностическая ценность
- Значение видов диагностики слуха у детей
- 12.Зрительный анализатор, его отделы и функции.
- 13.Зрительный нерв, строение и функции.
- 14. Основные этапы развития органа слуха у ребенка (повторения 2 предед.Вопросов!)
- 15. Исследование слуха у детей дошкольного возраста.
- Классификация методов диагностики слуха
- 16. Основные зрительные функции, особенности их развития у детей
- Особенности развития
- Световая чувствительность
- Центральное зрение
- Цветовосприятие
- Поле зрения
- Бинокулярное зрение
- 17.Аномалии развития и заболевания наружного уха.
- 18.Центральное зрение: характеристика и методы исследования.
- 19. Аномалии развития и заболевания барабанной перепонки. Аномалии развития.
- Заболевания барабанной перепонки.
- 20. Сетчатка глазного яблока, ее анатомическое строение и функции.
- Строение сетчатой оболочки глаза
- Физиологическая роль сетчатки
- 21. Периферическое зрение, методы исследования периферического зрения
- 22. Катар среднего уха. Причины, диагностика, принципы консервативного и хирургического лечения
- 23. Цветоощущение: характеристика и методы исследования
- Виды нарушений цветового зрения
- Исследование
- 24. Острый гнойный средний отит. Хронический гнойный средний отит.
- Хронический гнойный средний отит.
- Причины развития хронического отита
- Что способствует переходу острого среднего отита в хронический
- Провоцирующие факторы обострения хронического среднего отита
- Диагностические мероприятия при хроническом гнойном среднем отите
- Лечение среднего отита хронического
- Осложнения и последствия
- Профилактика среднего хронического отита
- 25. Физические и акустические свойства звука. Звукопроводящая функция органа слуха. Звуковоспринимающая функция органа слуха. Акустические свойства звука.
- Физические свойства звука.
- Звукопроводящая и звуковоспринимающая функции органа звука.
- 26. Наружная оболочка глазного яблока, её анатомическое строение и функции.
- 27. Среднее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 28. Светоощущение: характеристика, развитие и методы исследования.
- 29. Аномалии и заболевания внутреннего уха.
- 3. Тугоухость. Нейросенсорная тугоухость
- 30. Врожденные заболевания органа зрения у детей. Аномалии роговицы.
- Особенно такие симптомы должны насторожить тех, кто имеет наследственную предрасположенность к кератоконусу.
- Патология глазодвигательного аппарата органа зрения.
- Поражение органа зрения в целом.
- Патология роговой оболочки.
- 31. Врожденные нарушения слуха.
- 32. Приобретенные заболевания органа зрения у детей.
- 33. Приобретенные нарушения слуха.
- 34. Бинокулярное зрение: характеристика, развитие, методы исследования.
- 35. Врожденные катаракты у детей: течение, исход.
- 36. Гигиена и охрана слуха у детей.
- 37. Специализированные детские сады для детей с нарушением зрения.Специализированный детский сад для детей с косоглазием и амблиопией Задачи специализированного детского сада:
- Особенность развития и обучения для детей
- Выбор детского садика
- Адаптация детей с нарушением зрения
- 38. Структура специализированных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушением слуха.
- 39. Школы для слепых и слабовидящих детей.
- 40. Нос: анатомическое строение, функции.
- 41. Аномалии рефракции: виды, причины, течение и их коррекция.
- 42. Рот: анатомическое строение, функции. Чем ограничена ротовая полость
- Слюнные железы
- Функции рта
- 43. Заболевания проводящих путей и центрального отдела слухового анализатора.
- 44. Особенности исследования зрительных функций у детей.
- 45. Стойкие нарушения слуха.
- 46. Гиперметропия: причины возникновения, развитие и особенности течения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- Механизм развития
- 47. Гортань: анатомическое строение, функции.
- 48. Астигматизм: причины возникновения, развитие и особенности течения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 49. Трахея, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма: анатомическое строение, функции.
- 50. Конъюнктивиты: их виды, особенности течения у детей, профилактика и лечение.
- Профилактика
- 51. Возрастные особенности органов речи.
- 52. Миопия: виды, причины возникновения, особенности течения у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 53. Глотка: анатомическое строение, функции. Строение глотки
- Функции глотки
- 54. Аномалии развития и заболевания роговицы. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 55. Особенности механизма голосообразования.
- 56. Аномалии развития и заболевания ротовой полости.
- 57. Ретинопатии у детей: виды, причины развития.
- 58. Заболевания глотки: причины, течение, исход, профилактика, лечение.
- 59. Ретролентальная фиброплазия: причины, течение, исходы, профилактика. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 60. Патология хрусталика у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 61. Особенности дыхания и физиология органов речи.
- 62. Амблиопия: ее виды и причины возникновения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с амблиопией.
- 63. Гигиена, охрана голоса и речи у детей.
- 64. Патология стекловидного тела: причины, последствия, профилактика и лечение.
- 65. Исследование органов речи.
- 66. Аномалии развития сосудистого тракта. Рекомендации к процессу воспитании и обучения детей с данной патологией.
- 67.Увеиты у детей: виды и причины возникновения; особенности течения, профилактика и лечение. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 68. Заболевания гортани
- 69. Отслоение сетчатки у детей: причины возникновения и профилактика.
- 70. Дегенеративно-дистрофические изменения сетчатки у детей: виды, причины, особенности течения.