68. Заболевания гортани
Аномалии развития. Чаще всего отмечаются отклонения в строении надгортанника. Существенного влияния на функцию голосоречеобразования дефекты надгортанника обычно не оказывают.
В некоторых случаях наблюдается врожденная диафрагма гортани (рис. 87) — тонкая перепонка между истинными голосовыми связками (или под ними), оставляющая небольшой просвет, через который проходит воздух. В зависимости от степени закрытия дыхательной цели отмечается большее или меньшее затруднение дыхания. Нередко возникают охриплость и другие дефекты голоса.
Лечение диафрагмы гортани только хирургическое. Однако после операции диафрагма нередко образуется вновь.
Инородные тела гортани. Инородные тела попадают в гортань и нижележащие дыхательные пути из полости рта при вдохе. Чаще всего это случается у детей. Если ребенок, взявший в рот какой-нибудь маленький предмет (например, пуговицу, семечко, горошину), сделает в это время вдох или засмеется, то вместе с вдыхаемым воздухом этот предмет попадет в дыхательные пути.
При инородных телах гортани, трахеи и бронхов, в отличие от инородных тел носа, откладывать вмешательство нельзя во избежание развития воспалительных явлений с последующим наступлением удушья или легочных осложнений.
Удаление инородного тела гортани может быть произведено только врачом-специалистом под контролем гортанного зеркала или при помощи специального инструментария.
Острый ларингит. Острое воспаление слизистой оболочки гортани, или острый ларингит, развивается чаще всего как часть разлитого поражения слизистой оболочки дыхательных путей при гриппе и так называемом сезонном катаре верхних дыхательных путей. Возникновению воспалительного процесса в гортани способствует общее и местное охлаждение (пребывание в сыром и холодном помещении, вдыхание холодного воздуха через рот), а предрасполагающими факторами являются перенапряжение голоса и курение.
Болезнь проявляется в ощущении сухости, царапания в горле, затем присоединяется сухой кашель, голос становится хриплым, а иногда совсем беззвучным — афония.
Основное в лечении — полный покой гортани. Больной в течение 5—7 суток не должен говорить, нужно исключить из пищи раздражающие вещества (перец, горчица, уксус), а также все чрезмерно холодное и горячее; курение должно быть запрещено. Из лечебных процедур — теплое питье, тепло на шею (повязка, компресс), паровые ингаляции. Медикаменты — по назначению врача.
Ложный круп. При остром ларингите нередко возникает припухание слизистой оболочки гортани под истинными голосовыми связками (подсвязочный ларингит).
У детей, особенно младшего возраста (2—7 лет), наблюдается форма подсвязочного ларингита, характеризующаяся значительной отечностью слизистой оболочки и получившая название ложного крупа.
Припухшая слизистая оболочка выступает в просвет гортани и суживает дыхательную щель. У ребенка появляется сухой «лающий» кашель, а нередко и затрудненное дыхание в виде приступов удушья.
Хронический ларингит. Хроническое воспаление слизистой оболочки гортани развивается чаще всего в результате повторяющегося острого ларингита. Другой причиной хронического ларингита служит длительное перенапряжение голоса. Предрасполагающими причинами могут служить: 1) постоянное или длительное дыхание ртом вследствие отсутствия или затруднения носового дыхания; 2) частый кашель вследствие заболевания нижележащих дыхательных путей (например, при хроническом бронхите); 3) раздражение стекающими из носоглотки слизистыми или гнойными выделениями при хроническом насморке и при заболеваниях придаточных пазух носа. Следует отметить, что у некоторых даже хорошо слышащих детей бывает привычка чрезмерно громко разговаривать. У таких «крикунов» нередко развивается хронический ларингит.
Основным симптомом хронического ларингита является дисфония (изменение голоса).
При лечение хронического ларингита прежде всего надо позаботиться об устранении причин, способствующих развитию хронического воспалительного процесса в гортани.
В качестве лечебных процедур применяются пульверизации, ингаляции, смазывания гортани, вливания в гортань лекарственных веществ
Узелки голосовых связок. При чрезмерном и длительном напряжении голоса на истинных голосовых связках иногда образуются так называемые узелки. Узелки представляют собой ограниченные припухлости, расположенные симметрично на свободном крае истинных голосовых связок на границе между передней и средней третью их протяжения.
Наличие симметричных выступов на обеих истинных голосовых связках препятствует их полному смыканию во время фонации. Между связками образуется щель, через которую происходит утечка воздуха, в результате чего голос становится хриплым. Узелки голосовых связок наблюдаются иногда у много и сильно кричащих детей.
Основным лечебным мероприятием служит покой. Дети с узелками на голосовых связках не должны громко говорить, не могут участвовать в хоре и театральных постановках. Полезны также лечебные процедуры в виде смазываний голосовых связок лекарственными веществами или вливаний этих веществ в гортань при помощи специального шприца. При безуспешности такого лечения прибегают к оперативному удалению узелков, однако и после операции узелки нередко образуются вновь.
Злокачественные опухоли гортани. Рак гортани чаще встречается у пожилых людей (старше 40 лет), хотя может наблюдаться и в более молодом возрасте. Саркома (разрастание соединительной ткани) может развиваться в детском возрасте.
В прежнее время прогноз при злокачественных опухолях был абсолютно неблагоприятен. Лечение рака гортани заключается в половинном или полном удалении гортани с предшествующим и последующим облучением рентгеновыми лучами или радием в сочетании с химиотерапией.
Большое значение имеет восстановление речи у лиц с удаленной гортанью. Для голосообразования у них используется воздух, накапливаемый посредством заглатывания или присасывания в пищеводе и желудке. Причем эти органы как бы заменяют собой легкие, а какое-либо сужение и складки слизистой оболочки в глотке или начальной части пищевода берут на себя роль голосовых связок. Выталкиваемый из желудка и пищевода воздух издает звук — так называемый псевдоголос. В некоторой степени он напоминает звук при отрыжке. Этот псевдоголос с помощью артикуляционного аппарата модулируется в речь.
В выработке членораздельной и достаточно внятной речи у лиц с удаленной гортанью важную роль играет специальное логопедическое обучение, которое необходимо по возможности начинать вскоре после операции.
Нервно-мышечные нарушения. Параличи и парезы гортанных мышц в детском возрасте наблюдаются сравнительно редко. Они могут быть центрального и периферического происхождения.
Центральные параличи возникают при поражениях того или иного отдела головного мозга (коры, моста, продолговатого мозга). Периферические параличи развиваются вследствие инфекционных поражений (ревматических, дифтерийных, тифозных) или травматических повреждений нижнегортанного (возвратного) нерва и его ветвей. Иногда паралич и парезы гортанных мышц наступают в результате сдавления нервных волокон увеличенными бронхиальными и шейными лимфатическими узлами, увеличенной щитовидной железой, опухолью пищевода.
- 1. Наружное ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 2. Внутреннее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 3. Увеальный тракт: его анатомическое строение и функции.
- 4. Слуховой анализатор: строение и функции.
- 5. Содержимое глазного яблока: хрусталик, стекловидное тело, внутриглазная жидкость. Анатомическое строение и функции
- Хрусталик.
- Стекловидное тело (ст)
- Внутриглазная жидкость (Водянистая влага)
- 6. Защитный аппарат органа зрения
- 7. Исследование слуха шепотом и речью.
- 8. Глазодвигательный аппарат органа зрения: строение и функции.
- 9. Исследование слуха от внутриутробного периода до 1 года.
- 10. Слёзные органы: анатомическое строение и функции.
- 11.Исследование слуха у детей раннего возраста.
- 1. Поведенческая аудиометрия
- 1.1. Безусловно-рефлекторный метод
- 1.2. Условно-рефлекторные методы Условно-рефлекторная аудиометрия
- Детская игровая аудиометрия
- 2. Объективные методы обследования слуха, их физиологический смысл и диагностическая ценность
- Значение видов диагностики слуха у детей
- 12.Зрительный анализатор, его отделы и функции.
- 13.Зрительный нерв, строение и функции.
- 14. Основные этапы развития органа слуха у ребенка (повторения 2 предед.Вопросов!)
- 15. Исследование слуха у детей дошкольного возраста.
- Классификация методов диагностики слуха
- 16. Основные зрительные функции, особенности их развития у детей
- Особенности развития
- Световая чувствительность
- Центральное зрение
- Цветовосприятие
- Поле зрения
- Бинокулярное зрение
- 17.Аномалии развития и заболевания наружного уха.
- 18.Центральное зрение: характеристика и методы исследования.
- 19. Аномалии развития и заболевания барабанной перепонки. Аномалии развития.
- Заболевания барабанной перепонки.
- 20. Сетчатка глазного яблока, ее анатомическое строение и функции.
- Строение сетчатой оболочки глаза
- Физиологическая роль сетчатки
- 21. Периферическое зрение, методы исследования периферического зрения
- 22. Катар среднего уха. Причины, диагностика, принципы консервативного и хирургического лечения
- 23. Цветоощущение: характеристика и методы исследования
- Виды нарушений цветового зрения
- Исследование
- 24. Острый гнойный средний отит. Хронический гнойный средний отит.
- Хронический гнойный средний отит.
- Причины развития хронического отита
- Что способствует переходу острого среднего отита в хронический
- Провоцирующие факторы обострения хронического среднего отита
- Диагностические мероприятия при хроническом гнойном среднем отите
- Лечение среднего отита хронического
- Осложнения и последствия
- Профилактика среднего хронического отита
- 25. Физические и акустические свойства звука. Звукопроводящая функция органа слуха. Звуковоспринимающая функция органа слуха. Акустические свойства звука.
- Физические свойства звука.
- Звукопроводящая и звуковоспринимающая функции органа звука.
- 26. Наружная оболочка глазного яблока, её анатомическое строение и функции.
- 27. Среднее ухо: строение, функции и возрастные особенности.
- 28. Светоощущение: характеристика, развитие и методы исследования.
- 29. Аномалии и заболевания внутреннего уха.
- 3. Тугоухость. Нейросенсорная тугоухость
- 30. Врожденные заболевания органа зрения у детей. Аномалии роговицы.
- Особенно такие симптомы должны насторожить тех, кто имеет наследственную предрасположенность к кератоконусу.
- Патология глазодвигательного аппарата органа зрения.
- Поражение органа зрения в целом.
- Патология роговой оболочки.
- 31. Врожденные нарушения слуха.
- 32. Приобретенные заболевания органа зрения у детей.
- 33. Приобретенные нарушения слуха.
- 34. Бинокулярное зрение: характеристика, развитие, методы исследования.
- 35. Врожденные катаракты у детей: течение, исход.
- 36. Гигиена и охрана слуха у детей.
- 37. Специализированные детские сады для детей с нарушением зрения.Специализированный детский сад для детей с косоглазием и амблиопией Задачи специализированного детского сада:
- Особенность развития и обучения для детей
- Выбор детского садика
- Адаптация детей с нарушением зрения
- 38. Структура специализированных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушением слуха.
- 39. Школы для слепых и слабовидящих детей.
- 40. Нос: анатомическое строение, функции.
- 41. Аномалии рефракции: виды, причины, течение и их коррекция.
- 42. Рот: анатомическое строение, функции. Чем ограничена ротовая полость
- Слюнные железы
- Функции рта
- 43. Заболевания проводящих путей и центрального отдела слухового анализатора.
- 44. Особенности исследования зрительных функций у детей.
- 45. Стойкие нарушения слуха.
- 46. Гиперметропия: причины возникновения, развитие и особенности течения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- Механизм развития
- 47. Гортань: анатомическое строение, функции.
- 48. Астигматизм: причины возникновения, развитие и особенности течения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 49. Трахея, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма: анатомическое строение, функции.
- 50. Конъюнктивиты: их виды, особенности течения у детей, профилактика и лечение.
- Профилактика
- 51. Возрастные особенности органов речи.
- 52. Миопия: виды, причины возникновения, особенности течения у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 53. Глотка: анатомическое строение, функции. Строение глотки
- Функции глотки
- 54. Аномалии развития и заболевания роговицы. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 55. Особенности механизма голосообразования.
- 56. Аномалии развития и заболевания ротовой полости.
- 57. Ретинопатии у детей: виды, причины развития.
- 58. Заболевания глотки: причины, течение, исход, профилактика, лечение.
- 59. Ретролентальная фиброплазия: причины, течение, исходы, профилактика. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 60. Патология хрусталика у детей. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 61. Особенности дыхания и физиология органов речи.
- 62. Амблиопия: ее виды и причины возникновения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с амблиопией.
- 63. Гигиена, охрана голоса и речи у детей.
- 64. Патология стекловидного тела: причины, последствия, профилактика и лечение.
- 65. Исследование органов речи.
- 66. Аномалии развития сосудистого тракта. Рекомендации к процессу воспитании и обучения детей с данной патологией.
- 67.Увеиты у детей: виды и причины возникновения; особенности течения, профилактика и лечение. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с данной патологией.
- 68. Заболевания гортани
- 69. Отслоение сетчатки у детей: причины возникновения и профилактика.
- 70. Дегенеративно-дистрофические изменения сетчатки у детей: виды, причины, особенности течения.