logo search
Методичка по уходу / Пособие

6. Дезинфекционные и стерилизационные мероприятия

6.1. В целях профилактики и борьбы с ВБИ систематически осуществляется профилактическая дезинфекция (текущие и генеральные уборки), а при появлении случая ВБИ - текущая (дезинфекция всех предметов, имеющих контакт с заболевшим пациентом) и/или заключительная (обеззараживание всех предметов в палате после перевода пациента в другое отделение, выздоровления и др.) дезинфекция. Дезинфекционные и стерилизационные мероприятия проводятся в соответствии с требованиями глав I и II.

6.2. В целях предупреждения возможного формирования резистентных к дезинфектантам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам с последующей их ротацией при необходимости.

6.3. Дезинфекции подлежат объекты, которые могут быть факторами передачи ВБИ: изделия медицинского назначения, руки персонала, кожные покровы (операционное и инъекционное поле) пациентов, предметы ухода за больными, воздух в помещениях, постельные принадлежности, тумбочки, посуда, поверхности, выделения больных и биологические жидкости (мокрота, кровь и др.), медицинские отходы и другие.

6.4. Подготовка к применению и обработка использованных изделий медицинского назначения проводятся в соответствии с требованиями глав I, II настоящих правил.

6.5. В лечебной организации должен использоваться шовный материал, выпускаемый в стерильном виде.

Категорически запрещено обрабатывать и хранить шовный материал в этиловом спирте, поскольку последний не является стерилизующим средством и может содержать жизнеспособные, в частности, спорообразующие микроорганизмы, что может привести к инфицированию шовного материала.

6.6. При подготовке к использованию наркозно-дыхательной аппаратуры с целью предотвращения перекрестного инфицирования пациентов через наркозно-дыхательную аппаратуру используют специальные бактериальные фильтры, предназначенные для оснащения указанной аппаратуры. Установку и замену фильтров осуществляют в соответствии с инструкцией по применению конкретного фильтра. Для заполнения резервуаров увлажнителей следует использовать стерильную дистиллированную воду. Рекомендуется использование тепловлагообменников. Съемные детали аппаратов дезинфицируют так же, как изделия медицинского назначения из соответствующих материалов.

6.7. Профилактическая (текущие и генеральные уборки) дезинфекция в помещениях различных структурных подразделений хирургического стационара осуществляется в соответствии с главой I настоящих санитарных правил. Виды уборок и кратность их проведения определяются назначением подразделения.

6.8. При проведении текущих уборок с применением растворов ДС (профилактическая дезинфекция при отсутствии ВБИ или текущая дезинфекции при наличии ВБИ) поверхности в помещениях, приборов, оборудования и другого дезинфицируют способом протирания. Для этого целесообразно использовать дезинфицирующие средства с моющими свойствами, что позволяет объединить обеззараживание объекта с его мойкой. При необходимости экстренной обработки небольших по площади или труднодоступных поверхностей возможно применение готовых форм ДС, например, на основе спиртов с коротким временем обеззараживания (способом орошения с помощью ручных распылителей) или способом протирания растворами ДС, или готовыми к применению дезинфицирующими салфетками.

6.9. Текущие уборки в помещениях проводят по режимам, обеспечивающим гибель бактериальной микрофлоры; при появлении в стационаре ВБИ - по режиму, эффективному в отношении возбудителя соответствующей инфекции. При дезинфекции объектов, загрязненных кровью и другими биологическими субстратами, представляющими опасность в распространении парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции, следует применять дезинфицирующие средства по противовирусному режиму.

6.10. Генеральные уборки в операционных блоках, перевязочных, процедурных, манипуляционных, стерилизационных проводят дезинфицирующими средствами с широким спектром антимикробного действия по режимам, обеспечивающим гибель бактерий, вирусов и грибов.

6.11. Генеральные уборки в палатных отделениях, врачебных кабинетах, административно-хозяйственных помещениях, отделениях и кабинетах физиотерапии и функциональной диагностики и других проводят дезинфицирующими средствами по режимам, рекомендованным для профилактики и борьбы с бактериальными инфекциями.

6.12. При использовании дезинфектантов в присутствии пациентов (профилактическая и текущая дезинфекция) запрещается обеззараживание поверхностей растворами ДС способом орошения, а также применение способом протирания ДС, обладающих раздражающим действием, сенсибилизирующими свойствами.

6.13. Заключительную дезинфекцию проводят в отсутствие пациентов, при этом персонал, выполняющий обработку, должен использовать средства индивидуальной защиты (респиратор, перчатки, фартук), а также промаркированный уборочный инвентарь и чистые тканевые салфетки.

6.14. При проведении заключительной дезинфекции следует применять средства с широким спектром антимикробнрго действия. Обработку поверхностей осуществляют способом орошения с помощью гидропульта и других распыливающих устройств (установок). Норма расхода ДС составляет в среднем от 100 до 300 мл на 1 .

6.15. Воздух в помещениях стационаров (отделений) хирургического профиля следует обеззараживать с помощью разрешенных для этой цели оборудования и/или химических средств, применяя следующие технологии:

- воздействие ультрафиолетовым излучением с помощью открытых и комбинированных бактерицидных облучателей, применяемых в отсутствии людей, и закрытых облучателей, в том числе рециркуляторов, позволяющих проводить обеззараживание воздуха в присутствии людей; необходимое число облучателей для каждого кабинета определяется расчетным путем согласно действующим нормам;

- воздействие аэрозолями дезинфицирующих средств в отсутствии людей с помощью специальной распыляющей аппаратуры (генераторы аэрозолей) при проведении дезинфекции по типу заключительной и при проведении генеральных уборок;

- воздействие озоном с помощью установок - генераторов озона в отсутствии людей при проведении дезинфекции по типу заключительной и при проведении генеральных уборок;

- применение антимикробных фильтров.

Технология обработки и режимы обеззараживания воздуха изложены в действующих нормативных документах, а также в инструкциях по применению конкретных ДС и руководствах по эксплуатации конкретного оборудования, предназначенных для обеззараживания воздуха в помещениях.

6.16. Предметы ухода за пациентами (подкладные клеенки, фартуки, чехлы матрасов из полимерной пленки и клеенки) дезинфицируют способом протирания тканевой салфеткой, смоченной раствором ДС; кислородные маски, рожки от кислородной подушки, шланги электровакуумотсосов, судна, мочеприемники, тазики эмалированные, наконечники для клизм, резиновые клизмы и др. - способом погружения в раствор ДС с последующим промыванием водой. Этим же способом обеззараживают медицинские термометры. Для обработки предметов ухода (без их маркировки) за пациентами возможно использование моюще-дезинфицирующих установок, разрешенных для применения в установленном порядке.

6.17. Посуду столовую и чайную в хирургическом стационаре обрабатывают в соответствии с главой I настоящих санитарных правил. Механическая мойка посуды в специальных моечных машинах проводится в соответствии с прилагающимися инструкциями по их эксплуатации. Мытье посуды ручным способом осуществляют в трехсекционных ваннах для столовой посуды и двухсекционных - для стеклянной посуды и столовых приборов. Посуду освобождают от остатков пищи, моют с применением моющих средств, погружают в дезинфицирующий раствор и после экспозиции промывают водой и высушивают.

При обработке посуды по эпидемиологическим показаниям столовую посуду освобождают от остатков пищи и погружают в дезинфицирующий раствор, используя режим дезинфекции, рекомендованный для соответствующей инфекции. После дезинфекции посуду тщательно промывают водой и высушивают.

6.18. Обеззараживание загрязненных выделениями и биологическими жидкостями изделий из текстильных материалов (нательного, постельного белья, полотенец, спецодежды медицинского персонала и др.) осуществляют в прачечных путем замачивания в растворах ДС перед стиркой или в процессе стирки с использованием разрешенных для этих целей ДС в стиральных машинах проходного типа по программе стирки N 10 (90°С) согласно технологии обработки белья в медицинских организациях.

6.19. После выписки пациента постельные принадлежности (матрасы, подушки, одеяла), одежду и обувь подвергают камерной дезинфекции. При наличии на матрасах и подушках чехлов из влагонепроницаемых материалов их обеззараживают раствором ДС способом протирания.

Допускается дезинфицировать обувь из резин и пластика погружением в разрешенные для этого растворы дезинфицирующих средств.

6.20. Обеззараживание медицинских отходов классов Б и В (комплекты однократного использования, перевязочный материал, ватно-марлевые повязки, тампоны, белье, маски, спецодежда, салфетки, изделия медицинского назначения однократного применения и др.) осуществляют в соответствии с действующими санитарными правилами.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Контрольные вопросы

1. Расскажите про устройство хирургического отделения и оперблока.

2. Перечислите обязанности палатной и перевязочной медсестёр.

3. Назовите этапы подготовки больного к плановой операции.

4. Какие вы знаете виды уборки операционной?

5. Порядок подготовки участников операции.

Ситуационные задачи

Задача №1

При подготовке больного к операции палатная медсестра побрила ему операционное поле не в день операции, а накануне вечером. Какую она допустила ошибку и как её исправить?

Задача №2

Палатная медсестра перед операцией больному сделала премедикацию, назначенную анестезиологом. После этого, повела его в операционную. Какую ошибку допустила палатная медсестра? Ваши действия.

Тестовые задания

Выберите правильный ответ.

1. Момент, с которого начинается предоперационный период:

а) начало заболевания;

б) поступление в стационар;

в) установление диагноза и показаний к операции;

г) начало подготовки к операции;

д) ничего из перечисленного.

2. Время постановки клизмы перед плановыми операциями:

а) за сутки до операции;

б) вечером накануне операции;

в) утром в день операции;

г) клизма не ставится;

д) за час до операции.

3. Время постановки очистительной клизмы перед экстренной операцией:

а) за 6 ч до операции;

б) за 2 ч до операции;

в) непосредственно перед операцией;

г) клизма не ставится;

д) ничего из перечисленного.

4. Вид санитарной обработки больного перед плановой операцией:

а) обтирание кожи и смена белья;

б) частичная санитарная обработка;

в) полная санитарная обработка;

г) санитарная обработка не проводится;

д) обтирание загрязнённых участков.

5. Вид санитарной обработки больного перед экстренной операцией:

а) обтирание кожи и смена белья;

б) частичная санитарная обработка;

в) полная санитарная обработка;

г) санитарная обработка не проводится;

д) обтирание загрязнённых участков.

6. Палатная медсестра обязана:

а) обеспечивать запись и точное выполнение назначений лечащего врача;

б) присутствовать при обходе больных врачом;

в) собирать материалы для анализов и передавать их в лабораторию;

г) наблюдать за чистотой и порядком в палатах;

д) всё перечисленное верно.

7. Медицинская сестра процедурного кабинета проводит все манипуляции:

а) только после обработки рук по Спасокукоцкому;

б) только в перчатках;

в) только после обработки рук раствором 96% спирта;

г) всё перечисленное верно;

д) ничего из перечисленного не верно.

8. Использованные ватные шарики и другой перевязочный материал обрабатываются:

а) не обрабатываются, сразу утилизируются;

б) согласно СанПиН 2.1.7.728-99, пакет жёлтого цвета;

в) согласно СанПиН 2.1.7.728-99, пакет белого цвета;

г) дезсредством;

д) 6% раствором перекиси водорода.

9. Текущая уборка процедурного кабинета:

а) проводится 2 раза в день;

б) моющим средством и дезраствором;

в) УФ-облучение и проветривание проводится 4 раза в день по 15-20 мин;

г) всё перечисленное верно;

д) ничего из перечисленного не верно.

10. Для генеральной уборки процедурного кабинета используется:

а) моюще-дезинфицирующий раствор;

б) 6% раствор перекиси водорода с 0,5% раствором моющего средства;

в) дезсредства согласно действующим инструкциям;

г) всё перечисленное верно;

д) ничего из перечисленного не верно.

Ответы на тестовые задания

1-в; 2-б, в; 3-г; 4-в; 5-б; 6-д; 7-б; 8-б; 9-г; 10-г.

Решение задач

? 1

Во время бритья операционного поля возможны микроповреждения кожи, которые могут явиться входными воротами для инфекции. Поэтому палатной медсестре, побрившей больного накануне операции, необходимо после бритья обработать операционное поле антисептиком (хлоргексидином или спиртом 70°, или йодопироном) и прикрыть его клеоловой асептической повязкой.

После премедикации больного в операционную необходимо доставлять (строго!) лёжа на каталке (где есть подушка, простынь и одеяло) (рис. 4.26), так как под действием лекарственных препаратов у него может быть нарушена координация движений и больной, потеряв равновесие, может травмироваться.

Тема №. Лабораторные и инструментальные методы исследования.

Содержание: Исследование крови: общеклинический анализ, для биохимического исследования, на ВИЧ. Исследование мочи: общеклинический анализ, проба по Нечипоренко, проба Зимницкого. Исследование мокроты: общий анализ, бактериологическое исследование, анализ на микобактерии туберкулеза, анализ на атипичные клетки, определение суточного количества мокроты, обеззараживание мокроты и карманных плевательниц. Исследование содержимого носа. Исследование содержимого зева. Исследование кала: копрологическое исследование, анализ кала на скрытую кровь, анализ кала на наличие яиц гельминтов, бактериологическое исследование, анализ кала на дизентерийную группу. Рентгенологические методы исследования; подготовка пациента. Эндоскопические методы исследования; подготовка пациента. Ультразвуковое исследование органов грудной клетки, брюшной полости; подготовка пациента.

Цели занятия: