Размещение пациента в постели
Виды придания положения пациента в постели
Положения пациента на спине и животе. В положении на боку пациент достаточно устойчив, поэтому оно может быть рекомендовано на непродолжительное время даже для пациентов, находящихся в бессознательном состоянии. Способы придания пациенту полусидящего положения с помощью 3 подушек на обычной функциональной кровати
Последовательность действий при пассивном переводе пациента из положения «на спине» в положение «на правом боку»:
1) Опустите боковое ограждение кровати;
2) Объясните пациенту последовательность ваших совместных действий;
3) Попросите пациента охватить свои локти кистями;
4) Согните левую ногу пациента в коленном суставе (ваша правая рука охватывает нижнюю треть голени, левая — в подколенной впадине), левая стопа при этом должна оказаться в правой подколенной впадине;
5) Для того, чтобы повернуть пациента на правый бок, возьмите его в области нижней трети левого бедра и левого плеча и с усилием переверните к себе лицом;
6) Убедитесь, что пациент находится в удобном, устойчивом положении на боку;
7) Вымойте руки.
Последовательность действий при переводе пациента из положения «полусидя» в положение «сидя»:
1) Встаньте по обе стороны от пациента в изголовье, подведите руки под его плечи;
2) Аккуратно усадите пациента, контролируя его самочувствие;
3) Один из членов сестринской бригады придерживает пациента за плечи, другой укладывает три подушки;
4) Под колени пациенту подложите удобный валик;
5) Убедитесь, что пациенту удобно в новом положении, укройте его;
6) Вымойте руки.
Последовательность действий при переводе пациента из положения «лежа на боку» в положение «сидя с опущенными вниз ногами»:
1) Встаньте лицом к пациенту, свою левую руку подведите под левое плечо пациента, правую — под колени;
2) Поднимайте пациента, опуская его ноги вниз и одновременно поворачивая его на постели под углом 90°;
3) Усадив пациента, продолжайте придерживать его левой рукой за плечо, правой за корпус;
4) Контролируйте самочувствие пациента! Не отходите от него, пока не убедитесь, что он сидит уверенно и устойчиво;
5) Вымойте руки.
Последовательность действий при пересаживании пациента с кровати на прикроватный стул:
1) Встаньте напротив пациента;
2) Попросите пациента охватить вас за талию, при этом придерживайте пациента за плечи в средней трети. Ваши стопы и стопы пациента должны находиться в положении «стопа к стопе»;
3) Сделайте шаг назад, придерживая пациента и помогая ему встать;
4) Поворачивайтесь влево, продолжая придерживать пациента, помогите ему встать перед стулом;
5) Попросите пациента сесть на стул, стоящий позади него, при этом придерживайте пациента за плечи, а коленями фиксируйте его колени;
6) Не оставляйте пациента одного, пока не убедитесь, что он сидит уверенно и устойчиво;
7) Вымойте руки.
Последовательность действий при переводе пациента из положения «сидя» на стуле в положение «сидя» на кровати:
1) Встаньте лицом к пациенту так, чтобы ваши колени и стопы фиксировали колени и стопы пациента;
2) Слегка согнув ноги в коленях, обхватите пациента за корпус, руки пациента при этом пассивно сложены на коленях;
3) Слегка наклонив корпус пациента на себя, помогите ему приподняться со стула;
4) Разворачиваясь вправо, помогите пациенту сесть на кровать. Не отпускайте пациента, пока не убедитесь, что он сидит устойчиво;
5) Вымойте руки.
Последовательность действий при переводе пациента из положения «сидя» па стуле в положение «лежа»:
1-4) Выполняйте действия, описанные в предыдущем алгоритме;
5) Встаньте справа от пациента; правую руку подведите ему под колени, левой придерживайте за спину на уровне лопаток;
6) Поднимайте ноги пациента на кровать, поворачивая его при этом вокруг оси на 90°, опускайте его голову на подушку;
7) Убедитесь, что пациент чувствует себя комфортно, укройте его;
8) Вымойте руки.
Последовательность действий при переводе пациента из положения «лежа на спине» в положение «сидя»:
1) Встаньте справа от пациента, объяснив ему предварительно последовательность ваших совместных действий;
2) Поверните пациента на бок;
3) Усадите пациента;
4) Убедитесь, что пациент чувствует себя комфортно и уверенно;
5) Вымойте руки.
Размещение пациента в положение Фаулера (выполняет одна сестра)
Положение Фаулера можно назвать положением полулежа и полусидя.Выполняется как на функциональной, так и на обычной кровати при вынужденном пассивном положении пациента (в т.ч. при гемиплегии, параплегии, тетраплегии), риске развития пролежней, необходимости физиологических отправлений в постели.
Подготовка к процедуре
Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, убедиться, что он ее понимает, и получить его согласие.
Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.
Подготовить подушки, валики из одеяла (подушки), упор для ног.
Выполнение процедуры
Опустить боковые поручни (если они есть) с той стороны, где находится медсестра.
Убедиться, что пациент лежит на спине посередине кровати.
Поднять изголовье кровати под углом 45—60° (90° — высокое, 30° — низкое Фаулерово положение) или подложить три подушки: человек, прямо сидящий на кровати, находится в высоком положении Фаулера.
Подложить подушку или сложенное одеяло под голени пациента.
Положить небольшую подушку под голову (в том случае, если поднималось только изголовье).
Подложить подушку под предплечья и кисти (если пациент не может самостоятельно двигать руками). Предплечья и запястья должны быть приподняты и расположены ладонями вниз.
Подложить пациенту подушку под поясницу.
Подложить небольшую подушку или валик под колени.
Подложить небольшую подушку под пятки.
Обеспечить упор для поддержания стоп под углом 90° (если необходимо).
Завершение процедуры
1.Убедиться, что пациент лежит удобно.
2. Поднять боковые поручни.
2. Вымыть руки.
Размещение пациента с гемиплегией в положение Фаулера (выполняет одна сестра)
Выполняется как на функциональной, так и на обычной кровати при кормлении (приеме пищи самостоятельно); выполнении процедур, требующих этого положения, риске развития пролежней и контрактур.
Рис. 2. Размещение пациента в положение Фаулера
Подготовка к процедуре
Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, убедиться, что он ее понимает, и получить его согласие.
Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.
Подготовить дополнительную подушку, валики, упор для ног, 1/2 резинового мячика.
Выполнение процедуры
Опустить боковые поручни (если они есть) с той стороны, где находится медсестра.
Поднять изголовье кровати под углом 45—60° (или подложить три подушки).
Усадить пациента. Подложить небольшую подушку под голову (в том случае, если поднималось изголовье).
Слегка приподнять вверх подбородок пациента. Под парализованную руки подложить подушку или одновременно на прикроватном столике перед пациентом нужно обеспечить опору для парализованной кисти и предплечья; подложить под локоть подушку.
Расслабленной кисти придать обычное положение: слегка разогнуть ладонь вниз, пальцы частично согнуты. Можно также положить кисть на половину резинового мячика.
Спастической кисти придать нормальное положение: если кисть лежит ладонью вниз, пальцы слегка разогнуть; если вверх — пальцы лежат свободно.
Согнуть пациенту колени, подложить под них подушку или сложенное одеяло.
Обеспечить упор для стоп под углом 90°.
Завершение процедуры
1. Убедиться, что пациент лежит удобно. Поднять боковые поручни.
2. Вымыть руки.
Размещение пациента в положение Симса (промежуточное между положением "на животе" и на «боку»; пациент может помочь лишь частично или не может помочь вообще) (выполняет одна или две сестры)
Рис. 3. Размещение пациента в положение Симса
Подготовка к процедуре
Объяснить ход предстоящей процедуры, убедиться, что пациент понимает, и получить его согласие
Оценить его состояние и окружающую обстановку. Закрепить тормоза кровати.
Подготовить дополнительную подушку, валики, упор для ног, 1/2 резинового мячика.
Выполнение процедуры
Опустить боковые поручни с той стороны, где находится сестра.
Перевести изголовье кровати в горизонтальное положение.
Переместить пациента на спину.
Переместить его к краю кровати
Переместить его в положение «лежа на боку» и частично «на животе».
Подложить подушку под голову пациента
Под согнутую, находящую сверху, руку поместить подушку на уровне плеча. Другую руку положить на простыню. Расслабленную кисть поместить на 1/2 резинового мячика.
Под согнутую «верхнюю» ногу подложить подушку, что бы нога оказалась на уровне бедра.
У подошвы ноги положить мешок с песком или другой упор для ног.
Завершение процедуры
Убедиться, что пациент лежит удобно. Расправить простыню и подкладную пеленку. Поднять поручни.
Вымыть руки.
Из положения пациента "лежа на боку" легко перевести его в положение "лежа на животе"
Для этого необходимо:
убрать подушку из-под головы пациента;
разогнуть руку пациента в локтевом суставе;
прижать руку к туловищу по всей длине;
подложив кисть пациента под бедро, "перевалить" пациента через его руку на живот;
передвинуть тело пациента на середину кровати;
повернуть голову пациента на бок и подложить под нее низкую подушку (таким образом уменьшается сгибание или переразгибание шейных позвонков);
подложить небольшую подушку под живот, чуть ниже уровня диафрагмы.
- «Дальневосточный государственный медицинский университет»
- Тема 1. Организация работы лечебных учреждений.
- Студент должен знать:
- Студент должен уметь:
- Уход и виды ухода
- Типы и виды учреждений здравоохранения
- Структура приемного отделения
- Устройство приёмного отделения больницы
- 13. Требования к правилам личной гигиены пациентов
- Санитарно-гигиеническая обработка больных
- Осмотр кожных и волосяных покровов больного
- Стрижка волос, ногтей, бритьё
- Гигиеническая ванна или мытьё под душем
- Транспортировка больных в отделение
- Перекладывание больного с носилок (каталки) на кровать
- Санитарно-эпидемиологический режим приёмного отделения
- Устройство терапевтического отделения стационара
- 15. Требования к условиям труда медицинского персонала
- Должностная инструкция санитарки
- Должностные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными
- Тестовый контроль
- 1. Наукой об уходе называется
- 2. Основоположницей системы ухода за пациентом является
- Тема 2. Безопасная больничная среда
- Студент должен знать:
- Студент должен уметь:
- 9. Общие требования к организации профилактических и противоэпидемических мероприятий
- 10. Санитарно-эпидемиологические особенности организации подразделений различного профиля
- 11. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря
- 13. Требования к правилам личной гигиены пациентов
- 12. Правила обработки рук медицинского персонала и кожных покровов пациентов
- Обработка рук
- При уходе за пациентами профилактика вби возможна при соблюдении общих мер предосторожности:
- Использование перчаток
- Последовательность действий при надевании стерильных перчаток
- Надевание стерильных перчаток
- Снятие перчаток
- Режим эмоциональной безопасности
- Внутренний распорядок отделения
- Больным категорически запрещается:
- Правила посещения больных
- Правила безопасности при выполнении манипуляций
- Предупреждение травм пациента
- Режим рациональной двигательной активности: двигательная активность пациента
- Положение пациента в постели
- Некоторые варианты вынужденного положения больного
- Размещение пациента в постели
- Правила биомеханики тела для безопасного передвижения пациента и медперсонала
- Тема 3. Инфекционная безопасность. Инфекционный контроль. Внутрибольничная инфекция.
- Студент должен знать:
- Студент должен уметь:
- Эпидемиология
- Способствующие факторы
- Группа риска
- Этиология
- Классификация
- Профилактика
- Виды дезинфекции:
- Правила пользования дезинфекционными средствами
- Меры предосторожности при работе с дезсредствами
- Первая помощь при случайных отравлениях дезинфицирующими препаратами
- Контроль качества дезинфекции
- Централизованное стерилизационное отделение (цсо)
- Устройство и организация работы цсо
- II. Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность
- 1. Общие положения
- 2. Требования к проведению дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения
- 3. Обеспечение проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий
- 1. Область применения
- 2. Общие положения
- 3. Классификация медицинских отходов
- 4. Общие правила организации системы сбора, временного хранения и транспортирования отходов в лпу
- 5. Правила сбора отходов в медицинских подразделениях
- 6. Общий порядок проведения дезинфекции отходов и многоразового инвентаря
- 7. Общие требования к инвентарю для организации системы сбора и удаления отходов и местам установки (меж)корпусных контейнеров
- 8. Условия временного хранения и удаления отходов
- 9. Реализация схемы сбора и удаления отходов
- Устройство, оснащение и принцип работы перевязочной
- Подготовка больных к хирургическим операциям
- 1.Предоперационный период.
- 2.Операцию.
- 3.Послеоперационный период.
- 1. Зона стерильности:
- 2.Зона строгого режима:
- 3.Зона ограниченного режима:
- 4. Зона общего режима:
- Санитарно-гигиенический режим в операционном блоке
- Оснащение операционного блока
- Порядок подготовки участников операции
- I. Общие требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность
- 10. Санитарно-эпидемиологические особенности организации подразделений различного профиля
- III. Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля
- 1. Организация мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций
- 3. Основные принципы профилактики внутрибольничных инфекций
- 4. Профилактика внутрибольничных инфекций в операционном блоке и перевязочных
- 5. Профилактика внутрибольничных инфекций в отделениях реанимации и интенсивной терапии
- 6. Дезинфекционные и стерилизационные мероприятия
- Студент должен знать:
- Лабораторные методы исследования
- Стандарт условий взятия крови:
- Соблюдение мер, предотвращающих гемолиз
- Условия транспортировки и хранения материала биожидкостей для биохимических исследований
- Взятие. Условие хранения и доставки материала для проведения гематологических исследований.
- Условия получения капиллярной крови
- Методика получения капиллярной крови.
- Условия транспортировки венозной и капиллярной крови
- Исследование мочи на сахар
- Правила взятия биопроб для бактериологического исследования
- Технология взятия мочи на флору
- Исследование кала Взятие. Условия хранения и доставки кала для исследования.
- Особенности собирания и условий хранения кала для определения отдельных показателей
- Исследование кала на яйца глистов
- Исследование мокроты на микобактерии туберкулеза
- Рентгенологическое исследование желудка и 13-перстной кишки
- Подготовка пациентов к ирригоскопии
- Подготовка пациентов к в/в урографии
- Подготовка пациентов к холецистографии
- Исследование желчного пузыря и протоков (внутривенная выделительная холангиохолецистография)
- Подготовка к ретроградной панкреатохолангиографии
- Подготовка к ангиографическому обследованию
- Подготовка пациента на томографию и ямр
- Подготовка пациентов к бронхографии
- Исследование позвоночника
- Эндоскопические исследования Исследования желудка и 12-перстной кишки (гастродуоденоскопия)
- Исследование толстой кишки (колоноскопия)
- Исследование дистального отдела толстого кишечника и прямой кишки (ректороманоскопия)
- Исследование органов брюшной полости (лапароскомия)
- Подготовка пациентов к бронхоскопии
- Студент должен знать:
- Запомните!
- Функциональная кровать
- Подготовка постели
- Смена белья у тяжелобольного пациента
- Смена постельного белья
- Подача судна
- Подача мочеприемника
- Дезинфекция подкладных суден и мочеприемников
- Уход за кожей
- Обтирание
- Подмывание
- Пролежни
- Признаки и лечение пролежней
- Стрижка ногтей
- Внимание! Места случайных порезов необходимо обработать 3% раствором перекиси водорода или йодом. Бритье лица
- Уход за полостью рта
- Протирание и полоскание полости рта и зубов.
- Промывание полости рта (орошение)
- Чистка зубов
- Уход за зубными протезами
- Сухость во рту
- Аппликации на слизистую рта
- Галитоз
- Протирание глаз
- Промывание глаз
- Уход за ушами
- Очищение наружного слухового прохода
- Закапывание капель
- Удаление слизи и корочек из носовой полости
- Умывание пациента
- Запомните! Необходимо предоставить пациенту возможность самостоятельно выполнять посильные для него действия. Медсестра должна создать для этого условия, оказать пациенту необходимую помощь.
- Приготовление и проведение гигиенической ванны
- Обтирание
- Гигиенический душ
- Студент должен знать:
- Студент должен уметь:
- Терморегуляция
- Физиологические колебания температуры
- Устройство медицинского термометра
- Температурный лист.
- Дезинфекция термометров
- Уход за лихорадящим больным
- Типы лихорадки
- Помощь при лихорадке