4. Профилактика внутрибольничных инфекций в операционном блоке и перевязочных
4.1. Территория операционного блока разделяется на три функциональные зоны: неограниченная, полусвободная, ограниченная:
- неограниченная зона состоит из служебных помещений, помещений для сбора, дезинфекции, временного хранения отходов классов А и Б, использованного белья, а также технических помещений;
- полусвободная зона состоит из помещений санпропускника, помещения для хранения аппаратуры, инструментария, расходных материалов, белья;
- ограниченная зона состоит из операционных залов, предоперационных, стерилизационной, комнат для наркоза. Предпочтительнее предстерилизационную обработку и стерилизацию проводить в централизованном стерилизационном отделении (далее - ЦСО).
4.2. Все двери операционной должны оставаться закрытыми, за исключением тех случаев, когда есть необходимость перемещения оборудования, персонала или больного. Число персонала, которому разрешено входить в операционную, особенно после начала операции, должно быть сведено к минимуму.
4.3. Операционный блок оборудуют вентиляционными установками с преобладанием притока воздуха над вытяжкой.
4.4. При подготовке стерильных столов необходимо соблюдать меры асептики:
- стол предварительно дезинфицируют способом протирания одним из средств, рекомендованных для дезинфекции поверхностей в помещениях;
- простыни, используемые для подготовки стерильных столов, перед стерилизацией проверяют на целость материала. При наличии повреждений их следует заменить. Альтернативой является использование стерильного одноразового хирургического белья или стерильных одноразовых специальных комплектов.
4.5. Перед извлечением простерилизованных материалов и инструментов (до вскрытия стерилизационных коробок/упаковок):
- визуально оценивают плотность закрытия крышки стерилизационной коробки или целость стерилизационной упаковки однократного применения;
- проверяют цвет индикаторных меток химических индикаторов, в том числе на стерилизационных упаковочных материалах;
- проверяют дату стерилизации;
- на бирке бикса, упаковочном пакете ставят дату, время вскрытия и подпись вскрывавшего.
4.6. Перед подготовкой стерильных столов операционная сестра обрабатывает руки спиртосодержащим кожным антисептиком по технологии обработки рук хирургов, надевает стерильные халат и перчатки (без шапочки и маски вход в операционную запрещен).
4.7. При подготовке большого инструментального стола две стерильные простыни, каждая из которых сложена вдвое, раскладывают на левую и правую половины стола местами сгиба к стене. Простыни располагают внахлест таким образом, чтобы по центру стола края одной простыни заходили на другую простыню не менее чем на 10 см, а края простыней со всех сторон стола свисали примерно на 15 см. Поверх этих простыней выстилают третью простыню в развернутом виде так, чтобы ее края свисали не менее чем на 25 см. Стол с разложенными на нем инструментами сверху накрывают стерильной простыней, сложенной вдвое по длине простынного полотна, или двумя простынями в развернутом виде.
4.8. Большой инструментальный стол накрывают один раз в день непосредственно перед первой операцией. Во время работы инструменты и материалы с большого инструментального стола разрешается брать только в стерильных перчатках с помощью стерильного корнцанга/пинцета. После проведенной операции на большой инструментальный стол дополнительно, пополняя из стерильной укладки, выкладывают инструменты и материалы, необходимые для следующей операции.
4.9. При подготовке малого инструментального рабочего стола его накрывают стерильной простыней, сложенной вдвое, а затем стерильной пеленкой в развернутом виде, края которой должны равномерно свисать со всех сторон стола. Выкладывают стерильные инструменты и материалы и сверху накрывают их стерильной пеленкой, сложенной вдвое. Альтернативой является использование простыни-чехла однократного применения из нетканого, воздухопроницаемого материала, устойчивого к проникновению жидкостей.
4.10. Малый инструментальный рабочий стол после каждой операции накрывают заново для следующей операции.
4.11. Альтернативой стерильных столов являются индивидуальные укладки на каждую операцию, включая стандартный набор инструментов и отдельно упакованные инструменты.
4.12. Члены операционной бригады входят на территорию операционного блока через санпропускник, где принимают душ и меняют одежду на операционные костюмы и шапочки.
4.13. Члены операционной бригады перед входом в ограниченную зону надевают маски (предпочтительно однократного применения), закрывающие нос, рот и область подбородка, и проходят в предоперационную, где проводят обработку рук хирургов по технологии, указанной в главе I настоящих санитарных правил. После этого члены операционной бригады надевают стерильные халат и перчатки с помощью медицинской сестры. Перчатки надевают после надевания стерильного халата.
4.14. Хирургические халаты, используемые в оперблоке, должны быть воздухопроницаемы и устойчивы к проникновению влаги.
4.15. При нарушении целости перчаток во время операции их необходимо немедленно заменить, а руки обработать спиртосодержащим кожным антисептиком.
4.16. При возникновении "аварийной ситуации" во время операции (нарушение целости кожных покровов рук членов операционной бригады) немедленно должны быть проведены мероприятия по экстренной профилактике гепатита В и ВИЧ-инфекции.
4.17. Для проведения операций с высоким риском нарушения целости перчаток следует надевать 2 пары перчаток или перчатки повышенной прочности.
4.18. При подготовке к работе перевязочной до начала работы проводится влажная уборка помещения перевязочной с обработкой всех поверхностей дезинфектантом.
4.19. Для уборки перевязочной используют специально выделенный халат, перчатки, маску и шапочку, промаркированный инвентарь, салфетки, емкость.
4.20. После проведения уборки перевязочной медицинский персонал снимает спецодежду, моет руки с мылом и проводит их гигиеническую обработку.
4.21. В структуре хирургического отделения с коечным фондом на 30 и более пациентов необходимо иметь две перевязочные - для проведения "чистых" и "грязных" перевязок. В хирургическом отделении, имеющем до 30 коек, допускается наличие одной перевязочной. Очередность перевязок планируется с учетом чистоты раны.
4.22. Перевязочная должна быть обеспечена необходимым количеством стерильных инструментов и расходного материала. Наборы для проведения перевязок должны быть индивидуальными.
4.23. Стерильный перевязочный стол накрывается медицинской сестрой на каждую перевязку.
4.24. Перевязочный стол для пациента (кушетка) дезинфицируют способом протирания и накрывают чистой простыней (пеленкой) перед каждой новой перевязкой.
4.25. Медицинская сестра и врач должны работать в халате (при необходимости - и в фартуке), перчатках, шапочке, маске. Предпочтительны халаты однократного применения.
4.26. Снятие повязки проводится перевязочной сестрой в чистых (нестерильных) перчатках.
4.27. Лечащий врач (оперирующий хирург) проводит перевязку в стерильных перчатках, которые меняет при каждой перевязке.
4.28. Все предметы со стерильного перевязочного стола берутся стерильным корнцангом (пинцетом).
4.29. По окончании перевязки отработанный материал, использованные перчатки, халаты сбрасывают в емкость для сбора отходов класса Б и в дальнейшем подвергают дезинфекции и утилизации.
4.30. Инструменты многократного применения после перевязки дезинфицируют способом погружения в дезинфицирующий раствор, затем подвергают предстерилизационной очистке и стерилизации (в ЦСО - при его наличии в лечебной организации).
4.31. В конце рабочего дня проводят уборку перевязочной с последующим обеззараживанием воздуха. Один раз в неделю проводят генеральную уборку в перевязочной, о чем делают запись в журнале регистрации уборок.
- «Дальневосточный государственный медицинский университет»
- Тема 1. Организация работы лечебных учреждений.
- Студент должен знать:
- Студент должен уметь:
- Уход и виды ухода
- Типы и виды учреждений здравоохранения
- Структура приемного отделения
- Устройство приёмного отделения больницы
- 13. Требования к правилам личной гигиены пациентов
- Санитарно-гигиеническая обработка больных
- Осмотр кожных и волосяных покровов больного
- Стрижка волос, ногтей, бритьё
- Гигиеническая ванна или мытьё под душем
- Транспортировка больных в отделение
- Перекладывание больного с носилок (каталки) на кровать
- Санитарно-эпидемиологический режим приёмного отделения
- Устройство терапевтического отделения стационара
- 15. Требования к условиям труда медицинского персонала
- Должностная инструкция санитарки
- Должностные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными
- Тестовый контроль
- 1. Наукой об уходе называется
- 2. Основоположницей системы ухода за пациентом является
- Тема 2. Безопасная больничная среда
- Студент должен знать:
- Студент должен уметь:
- 9. Общие требования к организации профилактических и противоэпидемических мероприятий
- 10. Санитарно-эпидемиологические особенности организации подразделений различного профиля
- 11. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря
- 13. Требования к правилам личной гигиены пациентов
- 12. Правила обработки рук медицинского персонала и кожных покровов пациентов
- Обработка рук
- При уходе за пациентами профилактика вби возможна при соблюдении общих мер предосторожности:
- Использование перчаток
- Последовательность действий при надевании стерильных перчаток
- Надевание стерильных перчаток
- Снятие перчаток
- Режим эмоциональной безопасности
- Внутренний распорядок отделения
- Больным категорически запрещается:
- Правила посещения больных
- Правила безопасности при выполнении манипуляций
- Предупреждение травм пациента
- Режим рациональной двигательной активности: двигательная активность пациента
- Положение пациента в постели
- Некоторые варианты вынужденного положения больного
- Размещение пациента в постели
- Правила биомеханики тела для безопасного передвижения пациента и медперсонала
- Тема 3. Инфекционная безопасность. Инфекционный контроль. Внутрибольничная инфекция.
- Студент должен знать:
- Студент должен уметь:
- Эпидемиология
- Способствующие факторы
- Группа риска
- Этиология
- Классификация
- Профилактика
- Виды дезинфекции:
- Правила пользования дезинфекционными средствами
- Меры предосторожности при работе с дезсредствами
- Первая помощь при случайных отравлениях дезинфицирующими препаратами
- Контроль качества дезинфекции
- Централизованное стерилизационное отделение (цсо)
- Устройство и организация работы цсо
- II. Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность
- 1. Общие положения
- 2. Требования к проведению дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения
- 3. Обеспечение проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий
- 1. Область применения
- 2. Общие положения
- 3. Классификация медицинских отходов
- 4. Общие правила организации системы сбора, временного хранения и транспортирования отходов в лпу
- 5. Правила сбора отходов в медицинских подразделениях
- 6. Общий порядок проведения дезинфекции отходов и многоразового инвентаря
- 7. Общие требования к инвентарю для организации системы сбора и удаления отходов и местам установки (меж)корпусных контейнеров
- 8. Условия временного хранения и удаления отходов
- 9. Реализация схемы сбора и удаления отходов
- Устройство, оснащение и принцип работы перевязочной
- Подготовка больных к хирургическим операциям
- 1.Предоперационный период.
- 2.Операцию.
- 3.Послеоперационный период.
- 1. Зона стерильности:
- 2.Зона строгого режима:
- 3.Зона ограниченного режима:
- 4. Зона общего режима:
- Санитарно-гигиенический режим в операционном блоке
- Оснащение операционного блока
- Порядок подготовки участников операции
- I. Общие требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность
- 10. Санитарно-эпидемиологические особенности организации подразделений различного профиля
- III. Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля
- 1. Организация мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций
- 3. Основные принципы профилактики внутрибольничных инфекций
- 4. Профилактика внутрибольничных инфекций в операционном блоке и перевязочных
- 5. Профилактика внутрибольничных инфекций в отделениях реанимации и интенсивной терапии
- 6. Дезинфекционные и стерилизационные мероприятия
- Студент должен знать:
- Лабораторные методы исследования
- Стандарт условий взятия крови:
- Соблюдение мер, предотвращающих гемолиз
- Условия транспортировки и хранения материала биожидкостей для биохимических исследований
- Взятие. Условие хранения и доставки материала для проведения гематологических исследований.
- Условия получения капиллярной крови
- Методика получения капиллярной крови.
- Условия транспортировки венозной и капиллярной крови
- Исследование мочи на сахар
- Правила взятия биопроб для бактериологического исследования
- Технология взятия мочи на флору
- Исследование кала Взятие. Условия хранения и доставки кала для исследования.
- Особенности собирания и условий хранения кала для определения отдельных показателей
- Исследование кала на яйца глистов
- Исследование мокроты на микобактерии туберкулеза
- Рентгенологическое исследование желудка и 13-перстной кишки
- Подготовка пациентов к ирригоскопии
- Подготовка пациентов к в/в урографии
- Подготовка пациентов к холецистографии
- Исследование желчного пузыря и протоков (внутривенная выделительная холангиохолецистография)
- Подготовка к ретроградной панкреатохолангиографии
- Подготовка к ангиографическому обследованию
- Подготовка пациента на томографию и ямр
- Подготовка пациентов к бронхографии
- Исследование позвоночника
- Эндоскопические исследования Исследования желудка и 12-перстной кишки (гастродуоденоскопия)
- Исследование толстой кишки (колоноскопия)
- Исследование дистального отдела толстого кишечника и прямой кишки (ректороманоскопия)
- Исследование органов брюшной полости (лапароскомия)
- Подготовка пациентов к бронхоскопии
- Студент должен знать:
- Запомните!
- Функциональная кровать
- Подготовка постели
- Смена белья у тяжелобольного пациента
- Смена постельного белья
- Подача судна
- Подача мочеприемника
- Дезинфекция подкладных суден и мочеприемников
- Уход за кожей
- Обтирание
- Подмывание
- Пролежни
- Признаки и лечение пролежней
- Стрижка ногтей
- Внимание! Места случайных порезов необходимо обработать 3% раствором перекиси водорода или йодом. Бритье лица
- Уход за полостью рта
- Протирание и полоскание полости рта и зубов.
- Промывание полости рта (орошение)
- Чистка зубов
- Уход за зубными протезами
- Сухость во рту
- Аппликации на слизистую рта
- Галитоз
- Протирание глаз
- Промывание глаз
- Уход за ушами
- Очищение наружного слухового прохода
- Закапывание капель
- Удаление слизи и корочек из носовой полости
- Умывание пациента
- Запомните! Необходимо предоставить пациенту возможность самостоятельно выполнять посильные для него действия. Медсестра должна создать для этого условия, оказать пациенту необходимую помощь.
- Приготовление и проведение гигиенической ванны
- Обтирание
- Гигиенический душ
- Студент должен знать:
- Студент должен уметь:
- Терморегуляция
- Физиологические колебания температуры
- Устройство медицинского термометра
- Температурный лист.
- Дезинфекция термометров
- Уход за лихорадящим больным
- Типы лихорадки
- Помощь при лихорадке