logo search
Малкина-Пых И

5.4. Основные методы ритмодвигательной терапии

К основным методам ритмодвигательной терапии относятся собственно ритмическое движение и техника связывания.

Техника связывания основана на априорном постулате, что реальность порождает наше сознание, связывая при этом отдельные феномены воспринимаемой реальности и приписывая этим связям то или иное значение. Обычно реальность, порождаемая сознанием (картина мира) и программируемая восприятием, не возникает спонтанно, а обусловлена определенными причинами. В ритмодвигательной терапии эти причины не рассматриваются. Проблема возникает тогда, когда созданная в одних обстоятельствах картина мира, которая определяется личностью, одновременно становится причиной конфликтов. Жизнь меняется, следовательно, личность тоже должна меняться, но внутренняя структура личности, переросшая в устойчивые стереотипы, утратила гибкость. Накапливаясь, это противоречие порождает болезнь. Человек прилагает какие‑то усилия для улучшения ситуации до тех пор, пока его картина мира, его личность не изменятся настолько, чтобы опять соответствовать ситуации. Часто человеку хватает творческих ресурсов для такого изменения, но иногда он уже необратимо заблокирован так, что поиски только усугубляют ситуацию. Если человек не получает помощи, то противоречие разрешится одним из типичных способов: разрушение ситуации, уход от ситуации, разрушение личности и т. п. (Сидоров, 1999).

Поскольку структура личности неоднородна и иерархична, то разные составляющие и личностные доминанты по‑разному влияют на общую картину. Что‑то является наибольшим препятствием, что‑то почти несущественно. Более того, в различных ситуациях эти факторы имеют различную значимость у разных людей. Невозможно учесть их все, но можно сказать, что у каждого человека в самых разных ситуациях есть что‑то более, а есть что‑то менее важное. Можно сказать это и по‑другому: есть что‑то сильнее мешающее, а что‑то почти и не влияющее на человека.

В ритмодвигательной терапии мы уподобляем, связываем нечто жесткое и значимое для человека – и какой‑либо внешний фактор, который мы можем изменять у него на глазах. Мы связываем субъективную уверенность человека в себе и определенные паттерны движения. Заставляя человека двигаться определенным образом, мы даем почувствовать (увидеть, услышать), как меняется его внутренняя субъективная уверенность.

Суть техники связывания – в установлении ассоциативной подсознательной связи между определенной проблемой, как начальным состоянием клиента, и элементами ритмического движения.

Добавим, что поскольку техника связывания носит суггестивный характер недирективного гипноза, то ее надо проводить достаточно тщательно с соблюдением правил игры, действующих в недирективном гипнозе. Это относится к внешнему виду самого действия, которое должно быть определенным образом драматизировано и театрализовано. Это необходимо и для усиления связи, так как чем сильнее связь, тем эффективнее действие техники. Можно также сказать, что техника связывания отчасти является развитием техник якорения и субмодальностей, созданных в НЛП.

В начале занятия участникам группы дается теоретический материал по темам, которым будет посвящена дальнейшая работа. Одновременно в процессе проговаривания каждой темы начинается процесс установления связей, причем можно не беспокоиться относительно того, что разговор переходит на другую тему. Если связь установлена на бессознательном уровне, а потом усилена специальными приемами, то она существует, даже когда сознание о ней забыло.

Напомним, что в ритмодвигательной психотерапии в качестве метафорического процесса выступает движение, перемещения человека, положение его рук, определенные жесты, повто‑ры‑напевания и т. п.

Любая вещь, услуга, любой феномен всегда имеет какую‑то значимость для конкретного человека. Если мы сильно изменим таблицу значимости подсознательных императивов человека и сделаем эти изменения устойчивыми, то человек изменит свой образ жизни. Возможно, не сразу это даст определенные результаты, но он начнет действовать.

Существует по крайней мере два способа изменить значимость подсознательных императивов: сознательный и подсознательный. Сознательный – это прямая индукция, когда мы внушаем усиление значимости конкретного императива. Подсознательный способ – мы усиливаем определенные императивы (вроде бы безобидные), но они связаны (в плане коллективного бессознательного) с теми, которые нам действительно надо усилить. Если же они не связаны, то можно предварительно связать то, что надо, с тем, на что мы воздействуем.

Дело в том, что есть общественные модальные стереотипы во всех системах – визуальной, аудиальной и кинестетической, связанные с модальностью усиления или уменьшения. Очень важно, что это именно коллективные, а не индивидуальные стереотипы, т. к. в этом случае становится возможным вызывать коллективные ассоциации у большого числа людей одновременно. Кстати сказать, эти метафоры обычно сопровождаются характеристикой «естественные», когда человеку кажется, что совершенно естественно связывать определенные метафоры с определенными ассоциациями и переживаниями. Разумеется, что естественных связей не бывает в природе, но они навязаны уже в историческом, социальном, культурном плане, вошли в архе‑типическое подсознание и, таким образом, приобрели статус естественных метафор. Использование этих метафор всегда предпочтительнее, ибо не приходится синтезировать связь, которая уже была синтезирована за нас. Иногда полезно не создавать связь, а использовать уже существующую. Императивы могут быть постоянными, навязанными в детстве или позже, они могут становиться чертами личности. Или они могут возникать в результате определенных ситуаций и потом исчезать. Императив либо заставляет, либо запрещает делать что‑то(императив типа ЧТО). Императив может заставлять или запрещать делать что‑то каким‑тообразом (императив типа КАК). И наконец, императив может накладывать ограничения на действия во времени(императив типа КОГДА или ГДЕ). Подытоживая, можно сказать, что императив – это семантическая подсознательная структура, которая регламентирует поведение. Когда жесткость регламентации вступает в противоречие с изменившейся внутренней и внешней ситуацией, то возникает состояние проблемы.

Не всякая семантическая структура является императивом, но лишь та, которая нагружена достаточной мотивацией или обладает определенным уровнем значимости, близким к так называемому рубежу действия.

Целью техники связывания является такое изменение всей совокупности императивов, в результате которого обновленная личность получает доступ к ресурсам, позволяющим решать проблемы, порожденные старой картиной мира.

Техника связывания сводится к тому, чтобы связать значимости тех или иных императивов с метафорическим процессом (элементами ритмического движения и возникающими ощущениями в теле) и изменять эти значимости до достижения успешного результата. Затем – сделать результат устойчивым.

Ритмодвигательная терапия через работу с телом помогает нам:

• узнать, что мы чувствуем;

• понять, почему мы это чувствуем;

• выразить то, что мы чувствуем;

• и поступать на основе своих истинных чувств.

Распознавание «посланий» собственного тела позволяет лучше понять, что именно человеку необходимо в этой жизни. Ритмическое движение помогает осмыслению жизненных ситуаций, переводя чувства в действия, а действия – в понимание.

Занятия в группе ритмодвигательной терапии ведутся по следующим направлениям:

• работа с опорами или заземление (устойчивость);

• работа с границами (установление границ с окружающим миром, какую важность это имеет для человека);

• работа с межличностными отношениями (контакты и коммуникация с другими людьми);

• работа с избыточным контролем (как контролировать себя и других людей);

• работа с агрессией (способность справляться с агрессией, неадекватным поведением);

• работа с «Я‑образом» (место человека в мире, поведение, чувства, реакции и т. д.);

• общая работа с блоками (блоки – это «зажимы», необходимость сдерживать себя из‑за установленных правил поведения в обществе);

• структурная интеграция (преодоление беспорядочности действий и суждений, когда человек чувствует одно, думает другое, а делает третье).