logo search
0680439_C184B_goncharova_yu_a_vozrastnaya_anato

Методы исследования показателей здоровья

Одним из важных показателей здоровья детей и подрост­ков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей применяют различные методики.

Самыми распространенными являются антропометрические исследования. Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются рост, масса тела и окружность грудной клетки в покое. Определяют: длину тела (рост), массу тела (вес) и окружность грудной клетки – морфологические признаки; емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук – функциональные признаки; сос­тояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стоп, развитие мускулатуры); степень жиро­отложения – соматоскопические признаки.

При изучении физического развития детей исследуются не только морфологические и функциональные свойства организма, но и уровень биологического развития ребенка: формирование зуб­ной системы, моторики, речи, ростовые процессы, а у подрост­ков – степень их полового созревания.

Будучи тесно связанным с состоянием здоровья ребенка, фи­зическое развитие в значительной мере зависит и от социальных условий. Уже во второй половине прошлого столетия было установлено, что фи­зическое развитие детей и подростков из семей с высоким социальным статусом значительно выше по сравнению со сверстниками из семей малообеспеченных.

Современные исследования биологических изменений в организме ребенка показали, что наряду с увеличением всех показателей физи­ческого развития у детей и подростков по сравнению с их сверстниками, жившими 10 – 20 лет назад, наблюдается уско­рение процессов роста и созревания: более раннее формирование зубной системы, ускорение ростовых процессов, полового и окон­чательного созревания организма. Этот феномен получил название «акселерация» и в настоящее время тщательно изучается.

О состоянии физического развития ребенка судят на основа­нии совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармонич­ности его развития, необходимо сопоставить данные массы тела и окружности грудной клетки с данными длины тела (роста). Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установ­ленной в стандарте нормы, следует говорить о начинающейся дис­гармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач.

Чем младше ребенок, тем чаще должны проводиться обследования. Дети первого года жизни обследуются 1 раз в месяц, от 1 г. до 3 лет – 1 раз в 3 месяца, от 3 до 7 лет – не реже 3 раза в полгода. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстаю­щих в физическом развитии детей обследуют чаще. Все результаты обсле­дования фиксируются в индивидуальной карте.