logo search
упдмс (чиж)

Предупреждение парашютного травматизма

Наиболее актуальной задачей медицинской службы частей и соединений вдв является предупреждение парашютного травматизма. Непосредственными причи­нами парашютной травмы являются нарушения правил парашютного прыжка и экс­плуатации материальной части вследствие недостаточной технической и особенно психологической подготовки десантников. Техническая подготовка парашютистов, как правило, не вызывает трудностей. Практически каждый военнослужащий, про­шедший курс воздушно-десантной подготовки, овладевает всеми техническими эле­ментами прыжка с парашютом.

Сложнее обстоит дело с психологической подготовкой десантников. Под этим понятием подразумевается способность парашютиста к выполнению комплекса не­обходимых движений и действий в реальных условиях прыжка, к сохранению само­контроля за своими действиями при его совершении от момента отделения от само­лета до приземления. Из опыта воздушно-десантной подготовки известно, что неко­торые воины, усвоив в процессе наземной подготовки все элементы прыжка, в ре­альных условиях утрачивают часть приобретенных навыков, допускают ошибки, ве­дущие к травмам. Причинами утраты навыков могут быть недостаточное закрепле­ние их на тренировочных занятиях или психологическая неподготовленность к прыж­ку с парашютом.

Предупреждение травматизма осуществляется по двум направлениям. Первое направление заключается в выработке у десантников на снарядах и тренажерах спе­циальных умений и прочных навыков, выполняемых в определенной последователь­ности, то есть в выработке динамического стереотипа. Второе направление - психо­логическая подготовка воинов, повышающая эмоционально-волевые и моральные качества, необходимые для выполнения прыжков с парашютом, и ведение боевых действий после десантирования.

В практическом обучении десантников, проводимом под руководством команди­ров подразделений или инструкторов парашютной подготовки, роль медицинской службы заключается в осуществлении контрольных функций за полнотой и устойчи­востью приобретенных навыков. Задача медицинской службы состоит также в про­ведении контроля за соблюдением требований к площадке приземления и метео­рологических условий выброски, определяемых Руководством по воздушно-десан­тной подготовке (РВДП-79). Площадка приземления не должна иметь глубоких ка­нав, ям, больших кочек, пней, валунов. За пределами границ площадки приземле­ния полагается иметь зону безопасности шириной не менее 500 м, свободную от строений, железных дорог, линий электропередач, крупных водоемов и других опас­ных для приземления препятствий. В зимнее время прыжки допускаются при темпе­ратуре не ниже -35 °С. Скорость ветра на различных высотах при температуре ниже -20 °С не должна превышать 7 м/с. Прыжки на мерзлый грунт, лишенный снежного покрова, разрешается выполнять, если площадка приземления покрыта травой и скорость ветра не превышает 4 м/с. При этом парашютисты должны быть обеспече­ны валяной обувью. Прыжки на лед и неровный мерзлый грунт без достаточного снежного покрова запрещаются.

Психологическая подготовка десантников в современных условиях представля­ет собой определенную систему, основу которой составляют мероприятия по воспи­танию у воинов патриотизма, моральных, физических и волевых качеств, вырабаты­ваемых не только в процессе воздушно-десантной подготовки, но и на всех других занятиях, в часы воспитательной работы. Поэтому к психологической подготовке наряду со специалистами воздушно-десантной службы привлекаются командиры подразделений, их заместители по воспитательной работе, начальники служб, врачи части. Система психологической подготовки предполагает наличие определенных теоретических знаний у командиров подразделений и инструкторов парашютно-де­сантной подготовки в области физиологии и психологии, позволяющих им учитывать закономерности физиологических реакций человека и индивидуальные особенности десантников.

Психологическая подготовка десантников должна включать психофизиологичес­кий отбор личного состава при призыве в воздушно-десантные войска и дифферен­цированную планомерную работу с военнослужащими с учетом степени их психоло­гической подготовленности.

В условиях части первостепенное значение в психологической подготовке де­сантников имеет работа по выявлению лиц с нервно-психической неустойчивостью, которая может быть обусловлена либо особенностями нервно-психического характе­ра военнослужащего, либо отрицательной установочной реакцией его на прыжок. Лица с отрицательной установочной реакцией на прыжок являются объектом наблю­дения командования, офицеров отдела воспитательной работы и медицинской служ­бы части, которые ведут с ними систематическую воспитательную работу. При выяв­лении психологически неустойчивых лиц необходимо иметь в виду, что, наряду с выраженными, существуют и скрытые формы психологической неустойчивости, пред­ставляющие особый интерес для медицинской службы. Не проявляя внешне отри­цательного отношения к прыжку, такие военнослужащие в силу психологической неподготовленности при совершении прыжка часто допускают ошибки, сопровожда­ющиеся травмами.

С целью выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью врачи части со­вместно с заместителем командира по воспитательной работе, военным психологом беседуют с каждым военнослужащим, прибывшим с пополнением. В процессе бесе­ды выявляется отношение десантника к парашютному прыжку. Лица с отрицательным отношением к прыжку, которое обусловлено особенностями нервно-психического склада их характеров, подлежат тщательному медицинскому обследованию врачами-специ­алистами. Если причиной отрицательной реакции на прыжок с парашютом является нервно-психическое расстройство, то военнослужащий освидетельствуется в уста­новленном порядке с целью решения вопроса о годности к службе в вдв.

Наибольшие трудности для выявления представляют военнослужащие со скры­той психической неустойчивостью. Выявление их возможно в обстановке, прибли­женной к реальным условиям прыжка. С такими условиями десантники встречаются на занятиях с использованием наиболее сложных тренажеров (тросовая горка, груп­повой тренажер). Присутствуя на таких занятиях, врач имеет возможность наблю­дать за поведением отделяющихся от «самолета» десантников. Признаками скры­той психологической неподготовленности могут быть молчаливость, побледнение лица, выражение испуга в глазах, общая скованность и напряженность. Нередко, однако, лица со скрытой психической неустойчивостью выявляются лишь при проведении первого прыжка с парашютом.

В целях улучшения психологической подготовки личного состава в частях вдв составляются специальные планы, в которых предусматриваются мероприятия, про­водимые как в общей системе обучения и воспитания, так и в системе специальной психологической подготовки. Общепсихологическая подготовка направлена на вос­питание у военнослужащих эмоционально-волевых и моральных качеств, активиза­цию способностей к выполнению прыжка и последующей боевой задачи. Специаль­ная психологическая подготовка предполагает проведение занятий, на которых вои­нов знакомят с психологическими закономерностями предпрыжковых эмоциональ­ных реакций, осуществляют целенаправленное воспитание устойчивого положитель­ного отношения к прыжкам с парашютом, обучают специальным приемам, подавляющим пассивно-оборонительный рефлекс в период подготовки и во время прыжка. По отдельным темам занятия должны проводить врачи, которые сами прошли курс воздушно-десантной подготовки.

Для лиц с недостаточной психологической подготовленностью целесообразно рекомендовать дополнительные упражнения: прыжки в песок, с шестом, прыжки в воду. Необходимо добиваться обязательного выполнения ими упражнений на лопинге. Перед первым ознакомительным прыжком целесообразно устраивать встречи с опытными спортсменами-парашютистами, ветеранами воздушно-десантных войск. Воспитанию положительного отношения к прыжкам и преодолению чувства страха способствует демонстрация художественных, документальных и учебных фильмов, содержащих эпизоды десантирования с помощью парашютов, проведение показа­тельных прыжков спортсменов и ветеранов вдв, солдат и сержантов в составе под­разделений.