logo
упдмс (чиж)

По военно-медицинской подготовке

Военно-медицинская подготовка является предметом боевой подготовки войск и имеет своим назначением изучение правил личной и общественной гигиены; наибо­лее характерных причин и признаков ранений и травм, острых отравлений и пораже­ний, требующих оказания неотложной помощи; порядка и способов оказания первой помощи раненым и пораженным, а также привитие практических навыков в оказании первой помощи при ранениях, травмах, острых отравлениях и поражениях с исполь­зованием табельных и подручных средств.

В условиях современной войны оказание первой помощи в порядке само- и вза­имопомощи является одним из основных путей, обеспечивающих спасение жизни большинству пораженных. В связи с этим неизмеримо возрастает роль военно-ме­дицинской подготовки, в процессе которой военнослужащие отрабатывают темы, посвященные изучению правил личной гигиены, предупреждению заразных болез­ней, обучению приемам оказания первой помощи при ранениях и кровотечениях, переломах костей и ушибах, отморожениях, отравлениях техническими жидкостями и, наконец, способам выноса раненых с поля боя, извлечения из боевых машин, оборонительных сооружений, погрузки на санитарный и общевойсковой транспорт. Не менее важно это в условиях мирного времени, в повседневной жизни, где всегда возможно столкнуться с необходимостью оказания первой помощи родным и близ­ким. Особенно актуальным это становится с ростом количества террористических актов, техногенных и природных катастроф, большого числа автодорожных проис­шествий.

Основными задачами военно-медицинской подготовки являются:

подготовка личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации к оказа­нию первой помощи в объеме само- и взаимопомощи при ранениях, травмах и пора­жениях;

подготовка офицеров и прапорщиков к организации медицинского обеспечения боевых действий подразделений.

Военно-медицинская подготовка осуществляется в соответствии с программами командирской и боевой подготовки.

Занятия по военно-медицинской подготовке планируются штабом части при уча­стии начальника медицинской службы. Организация военно-медицинской подготов­ки личного состава возлагается на начальника медицинской службы воинской части.

В план боевой подготовки включаются все темы, предусмотренные программой: введение в курс военно-медицинской подготовки; индивидуальные и коллективные медицинские средства защиты и оказания помощи; оказание первой помощи, нео­тложные реанимационные мероприятия; особенности оказания первой помощи при воздействии ядерного и химического оружия; основы гигиены питания и водоснаб­жения, передвижения, казарменного и полевого размещения войск; инфекционные заболевания; основы дезинфекции и дезинсекции.

Военно-медицинская подготовка включает:

обучение личного состава правилам и приемам проведения простейших противо­шоковых мероприятий (остановка наружного кровотечения, введение обезболиваю­щих средств, наложение различных видов повязок, транспортная иммобилизация при переломах костей) и привитие навыков их проведения;

обучение личного состава правилам использования табельных индивидуальных средств медицинской защиты (аптечки индивидуальной, пакета перевязочного ин­дивидуального, индивидуального противохимического пакета, индивидуальных средств обеззараживания воды), а также использования подручных средств для оказания первой помощи;

обучение личного состава приемам розыска, привитие навыков извлечения из боевой техники и труднодоступных мест, транспортирования раненых и пораженных;

обучение личного состава правилам поведения и мерам профилактики в услови­ях заражения радиоактивными и отравляющими веществами и бактериальными сред­ствами, а также приемам проведения частичной санитарной обработки;

ознакомление личного состава с признаками инфекционных заболеваний, их про­филактикой, правилами личной и общественной гигиены;

обучение офицеров и прапорщиков основам организации медицинского обеспе­чения боевых действий подразделений.

При планировании военно-медицинской подготовки начальник медицинской службы должен учитывать, что сроки проведения занятий в разных подразделениях не дол­жны совпадать по времени, так как в противном случае медицинская служба не способна выделить необходимое количество руководителей. В пределах времени, отводимого планом боевой подготовки для изучения той или иной темы, каждому подразделению указывается конкретный срок ее отработки, исходя из которого ко­мандиры подразделений и составляют расписания занятий. В зависимости от слож­ности темы и фактического наличия в части медицинских работников занятия по во­енно-медицинской подготовке проводят врачи, фельдшера и санитарные инструкто­ры, а с офицерами - только врачи.

Успешное овладение военнослужащими приемами первой помощи определяет­ся прежде всего умелой организацией занятий и правильной методикой их проведе­ния. В войсковом звене основным организатором военно-медицинской подготовки является начальник медицинской службы части. Главные его задачи в этом направ­лении состоят в создании и постоянном совершенствовании учебно-материальной базы, методической подготовки медицинского состава, привлекаемого к проведе­нию занятий, в организации систематического контроля за их качеством (рис. 15)..

Для проведения занятий по обучению военнослужащих приемам оказания пер­вой помощи в каждой части оборудуется класс военно-медицинской подготовки, выполняющий одновременно и функции учебно-методического кабинета, размеща­ющийся в учебном корпусе части. В нем проводятся консультации военнослужащих по изучаемым темам. Оснащение класса должно отвечать требованиям регламенти­рующих документов, а также содержанию программы Военно-медицинской подго­товки. В классе устанавливаются столы для обучаемых на 25-30 человек и для руко­водителя занятий, классная доска, технические средства обучения, оборудуются автоматически убирающийся экран, тематические стенды, витрины с наглядными пособиями, вывешиваются выписка из нормативов по выполнению приемов оказа­ния первой помощи, задачи, расчет часов и программа военно-медицинской подго­товки (рис. 16).

Содержание стендов должно строго соответствовать программе военно-медицин­ской подготовки. При изготовлении стендов необходимо использовать табельные и подручные средства медицинской защиты, фотовыставки и плакаты, рисунки. Стен­ды рекомендуется делать одинаковых размеров с учетом полезной площади стен класса. При возможности поверхность стендов целесообразно покрыть органичес­ким стеклом, предохраняющим от порчи их содержимое и придающим им более привлекательный вид. В виде стенда оформляются выписка из нормативов боевой подготовки (раздел «Военно-медицинская подготовка»), задачи, расчет часов и про­грамма военно-медицинской подготовки (рис. 17).

Кроме стендов в классе оборудуются витрины с запасом перевязочного матери­ала, жгутов, табельных и подручных средств иммобилизации, остановки кровотече­ния, шприц-тюбиков и флаконов ИПП. В одной из витрин целесообразно иметь учеб­но-методические пособия и литературу для самостоятельной подготовки военнослу­жащих к занятиям, учебные диафильмы.

Следует иметь в виду, что одного класса для занятий по военно-медицинской подготовке недостаточно. В части одновременно могут проводиться занятия в двух-трех подразделениях.. Поэтому кроме стационарных тематических стендов в классе должны быть подготовлены по каждой теме переносные плакаты, по 2-3 комплекта наглядных пособий, необходимого медицинского имущества и подручных средств (перевязочный материал, противохимические пакеты, средства для иммобилизации и т.п.), обеспечивающих проведение занятий по любой теме одновременно в не­скольких подразделениях. Для проведения занятий по военно-медицинской подготовке вне части (при выезде подразделений в учебные центры, на стрельбища, по­лигоны) целесообразно изготовить портативные учебные планшеты с иллюстратив­ным материалом, укладки с табельными и подручными средствами, используемыми при оказании первой помощи. Конструкции планшетов могут быть различными. В качестве вариантов, наиболее удобных для полевых условий, можно рекомендовать планшет-альбом, состоящий из нескольких картонных листов с наклеенными на них иллюстративными плакатами и схемами, или же веерообразный планшет, в котором картонки-иллюстрации вращаются вокруг осевого стержня.

Учебные укладки изготавливаются в виде небольших продолговатых ящиков, в которые закладываются индивидуальные перевязочные и противохимические пакеты, аптечки, матерчатые бинты, подручные средства для остановки кровотечения и иммо­билизации переломов. Содержимое укладки удобнее всего комплектовать для прове­дения занятий с группой в 20-30 человек. Для практической отработки на занятиях приемов первой помощи необходимо иметь значительное количество перевязочного материала, потребность в котором за счет имущества текущего довольствия удовлет­ворить не представляется возможным. В качестве реального и экономичного решения вопроса можно рекомендовать изготовление в частях матерчатых бинтов, преимуще­ство которых заключается в возможности их многократного использования.

Качество проведения занятия, его результативность определяются в значительной мере степенью подготовленности руководителя, материальным обеспечением заня­тия, правильностью методики его проведения. Очень важно также, чтобы преподава­тели имели единые взгляды на сущность излагаемого материала, строго придержива­лись учебной программы. С этой целью перед изучением каждой новой темы началь­ник медицинской службы или же по его указанию один из врачей проводит с руково­дителями инструкторско-методические занятия, на которых разбирает содержание основных учебных вопросов, методику их отработки, материальное оснащение. Про­ведение инструктажа помогает медицинскому составу части более целенаправленно готовиться к занятиям по военно-медицинской подготовке, способствует правильному толкованию темы, выработке единых методических подходов к изложению учебных вопросов. В ходе таких занятий начальник медицинской службы имеет возможность проверить знание отдельными медицинскими работниками принципиальных положе­ний по изучаемой теме. К проведению инструкторско-методических занятий началь­ник медицинской службы может привлекать врачей медицинского пункта.

Важным этапом подготовки руководителя является составление им плана-конс­пекта, утверждаемого начальником медицинской службы части. Содержание его должно отражать основные вопросы темы, порядок их отработки и помочь руководи­телю более целенаправленно и методически правильно провести занятие. Значение плана-конспекта заключается также в том, что при его составлении медицинский работник изучает новую литературу, систематизирует и углубляет свои знания по каждому учебному вопросу.