logo search
Материалы для тестирования

25. Основные факторы риска развития различных форм патологий у школьников

По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования только 30% школьников можно отнести к первой группе здоровья. Среди 70% «нездоровых» большинство относится ко второй группе здоровья, т.е. имеет функциональные отклонения. Если родители и врачи работают над этими проблемами, то функциональные отклонения с возрастом исчезают.

У 16% дошкольников отмечается избыточный вес. У младших школьников он есть у 21% мальчиков и 24% девочек. В 80% случаев возникшая в детстве полнота сопровождает человека всю жизнь. Избыточная масса тела предрасполагает к развитию сердечных заболеваний и диабета в молодом возрасте. Кроме того, происходят изменения со стороны других внутренних органов. У многих нарушается половая функция, ожирение может быть фактором риска ряда онкологических заболеваний.

В структуре заболеваемости на первом месте стоит кариес (по статистике уже в 3 года 50% российских детей страдают кариесом, к 12 годам – более 70%, при этом у каждого из этих детей не менее четырех кариозных зубов; к 16 годам почти у каждого есть хотя бы один удаленный зуб. В результате к 35 годам лишь 1% россиян имеет здоровые зубы). Причины: неправильное питание, недостаточная гигиена полости рта.

На втором месте – ЛОР-заболевания. Причины: недостаточная закаленность детей, загрязнение воздуха.

На третьем месте – заболевания опорно-двигательного аппарата. Наиболее частая патология – нарушения осанки. Причины: неполноценное питание, гипокинезия, что ведет к нарушению формирования опорно-двигательного аппарата, недоразвитию мышечного корсета, нарушение гигиенических условий обучения. За время обучения в школе все проблемы здоровья, как правило, усугубляются. Неблагоприятно действующими факторами являются: высокая нагрузка (учебная и внешкольная), стресс, возникающий из-за постоянного цейтнота времени.

Из числа призывников по состоянию здоровья только 20% пригодны для службы в армии. Сложившаяся ситуация реально угрожает сохранению российской государственности.

По оценкам специалистов к факторам риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести:

- снижение их физической активности;

- стрессовую педагогическую тактику;

- чрезмерную интенсивность образовательного процесса;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- преждевременное начало дошкольного систематического обучения;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- функциональную неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- массовую неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;

- провалы в существующей системе физического воспитания;

- ухудшение качества питания;

- экология.

Сложившаяся ситуация требует новых подходов к образовательному процессу и необходимости внедрения здоровьесберегающей педагогики в образовательных учреждениях.