25. Основные факторы риска развития различных форм патологий у школьников
По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования только 30% школьников можно отнести к первой группе здоровья. Среди 70% «нездоровых» большинство относится ко второй группе здоровья, т.е. имеет функциональные отклонения. Если родители и врачи работают над этими проблемами, то функциональные отклонения с возрастом исчезают.
У 16% дошкольников отмечается избыточный вес. У младших школьников он есть у 21% мальчиков и 24% девочек. В 80% случаев возникшая в детстве полнота сопровождает человека всю жизнь. Избыточная масса тела предрасполагает к развитию сердечных заболеваний и диабета в молодом возрасте. Кроме того, происходят изменения со стороны других внутренних органов. У многих нарушается половая функция, ожирение может быть фактором риска ряда онкологических заболеваний.
В структуре заболеваемости на первом месте стоит кариес (по статистике уже в 3 года 50% российских детей страдают кариесом, к 12 годам – более 70%, при этом у каждого из этих детей не менее четырех кариозных зубов; к 16 годам почти у каждого есть хотя бы один удаленный зуб. В результате к 35 годам лишь 1% россиян имеет здоровые зубы). Причины: неправильное питание, недостаточная гигиена полости рта.
На втором месте – ЛОР-заболевания. Причины: недостаточная закаленность детей, загрязнение воздуха.
На третьем месте – заболевания опорно-двигательного аппарата. Наиболее частая патология – нарушения осанки. Причины: неполноценное питание, гипокинезия, что ведет к нарушению формирования опорно-двигательного аппарата, недоразвитию мышечного корсета, нарушение гигиенических условий обучения. За время обучения в школе все проблемы здоровья, как правило, усугубляются. Неблагоприятно действующими факторами являются: высокая нагрузка (учебная и внешкольная), стресс, возникающий из-за постоянного цейтнота времени.
Из числа призывников по состоянию здоровья только 20% пригодны для службы в армии. Сложившаяся ситуация реально угрожает сохранению российской государственности.
По оценкам специалистов к факторам риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести:
- снижение их физической активности;
- стрессовую педагогическую тактику;
- чрезмерную интенсивность образовательного процесса;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- преждевременное начало дошкольного систематического обучения;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- функциональную неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- массовую неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- ухудшение качества питания;
- экология.
Сложившаяся ситуация требует новых подходов к образовательному процессу и необходимости внедрения здоровьесберегающей педагогики в образовательных учреждениях.
- Материалы для подготовки к тестированию по курсу «основы медицинских знаний и зож»
- 1. Проблемы здоровья детей
- 1. Основные понятия и определения дисциплины. Цель и задачи омз и зож
- 2. Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков
- 3. Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья
- 4. Показатели популяционного здоровья
- 2. Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии
- 5. Основные понятия эпидемиологии и микробиологии
- 6. Основные понятия иммунологии
- 7. Основные группы инфекционных заболеваний
- Детские инфекции с сыпью
- 8. Основные противоэпидемические мероприятия
- 3. Понятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. Реанимация
- 9. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- 10. Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной системы
- Неотложные состояния при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
- 12. Неотложные состояния при заболеваниях эндокринной системы
- 13. Понятие о смерти и ее этапах. Понятие о реанимации
- 1. Преагония
- 14. Основные приемы сердечно-легочной реанимации
- 4. Характеристика детского травматизма и его профилактика
- 15. Раны: виды, опасности и осложнения
- Укушенные раны
- Профилактика. Единственно возможным способом профилактики бешенства у людей, подвергшихся укусам больных животных, является иммунопрофилактика.
- 16. Кровотечения: виды, опасности, способы временной остановки
- Правила наложения жгута
- Под жгут необходимо положить записку с указанием даты и времени его наложения!
- Наложение жгута-закрутки
- 17. Понятие о закрытых повреждениях
- Растяжения и разрывы связок, сухожилий и мышц
- Синдром длительного сдавления мягких тканей
- 18. Переломы костей, их виды
- Пмп при переломах различной локализации
- 2. Перелом плеча:
- 3. Перелом предплечья:
- 19. Травматический шок
- Простейшие противошоковые мероприятия
- 5. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни
- 22. Основные методы оздоровления и укрепления здоровья
- 23. Вредные привычки - фактор риска для здоровья
- 24. Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм человека и формирование зависимости
- 6. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей
- 25. Основные факторы риска развития различных форм патологий у школьников
- 26. Медико-педагогические аспекты профилактики болезней, передающихся половым путем
- 27. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников