logo search
упдмс (чиж)

2 5 Особенности медицинского обеспечения коевой подготовки личного состава частей и соединений воздушно-десантных войск

Боевая подготовка в воздушно-десантных войсках строится на общих принци­пах принятых в ВС РФ. Одной из ведущих дисциплин в частях и соединениях воз­душно-десантных войск является воздушно-десантная подготовка. Основная ее за­дача состоит в обучении личного состава умелому совершению прыжков с парашю­том из военно-транспортных самолетов в сложных условиях боевой обстановки, бы­строй подготовке боевой техники и грузов к десантированию. Выполнение этой задачи и определяет специфику медицинского обеспечения боевой подготовки в воздушно-десантных войсках. Воздушно-десантная подготовка слагается из назем­ной подготовки и практического совершения прыжков с парашютом из современных самолетов военно-транспортной авиации.

При проведении наземной подготовки личный состав изучает теоретические ос­новы прыжка с парашютом, его материальную часть и порядок укладки, устройство и правила эксплуатации парашютных приборов. В процессе наземной подготовки личный состав тренируют со специальным снаряжением, прививают практические навыки в прыжках с парашютом путем занятий на специальных снарядах и тренаже­рах воздушно-десантного комплекса.

На втором этапе воины-десантники совершают прыжки с парашютом в сложных метеорологических условиях, в различное время суток и года, на незнакомой мест­ности. При совершении прыжка на организм человека воздействуют положительное ускорение во время свободного падения парашютиста, обдувание воздушной стру­ей, отрицательное ускорение при раскрытии купола парашюта и в момент приземле­ния. При высотных перелетах к месту десантирования на организм парашютистов при определенных обстоятельствах может оказывать отрицательное воздействие недостаток кислорода. Влияние указанных факторов проявляется в виде повышен­ной тревожности и эмоционального возбуждения парашютистов, физиологических и биохимических сдвигов в их организме, мышечного напряжения в момент прыжка.

Тревожность, эмоциональное возбуждение, а также физиологические и биохимичес­кие сдвиги появляются у парашютистов, как только им становится известно о предстоя­щих прыжках, т. е. задолго до их совершения. Уровень сдвигов возрастает по мере при­ближения времени совершения прыжка. Влияние эмоционального фактора проявляется в речевом и двигательном возбуждении, покраснении и побледнении лица, блеске глаз.

У некоторых военнослужащих эмоциональная реакция проявляется в виде замкнутости, скованности, сосредоточенности взгляда, в появлении головокружения, общей затормо­женности. Специальные исследования показали, что перед парашютным прыжком учаща­ется пульс до 140-150 ударов в минуту, повышается артериальное давление до 160-170 мм рт. ст., увеличиваются частота и глубина дыхания, количество сахара и лейкоцитов в крови, усиливается интенсивность окислительных процессов. После каждого прыжка пара­шютист теряет в массе в среднем 500 г и, кроме того, около 300 г - за день до прыжка. В крови выявляется лейкоцитоз с выраженной лимфо-, моноцитопенией и эозинофилией. Тре­вожность, эмоциональное возбуждение, физиологические и биохимические сдвиги у лиц, готовящихся к прыжку впервые или после длительного перерыва, выражены значительно сильнее, чем у опытных парашютистов, регулярно совершающих прыжки.

Отрицательное ускорение при раскрытии купола парашюта воспринимается че­ловеком в виде динамического удара. При массе тела парашютиста, равной 100 кг, сила динамического удара в момент раскрытия парашюта составляет около 320 кг. Величина перегрузки, определяемая отношением динамического удара к массе тела парашютиста, достигает в этом случае 3,2 g (320/100). Учитывая, что перегрузки возникают не мгновенно, а нарастают в течение двух секунд (время раскрытия пара­шюта), степень нарастания нагрузок будет сравнительно невелика и составит 1,6 g (3,2/2). С совершенствованием парашютов травмы, вызванные динамическим уда­ром, стали крайне редки.

Значительно большие перегрузки возникают при приземлении. Сила удара, испы­тываемая парашютистом при приземлении, возрастает с усилением ветра и может достигать 500-800 кг. Перегрузка при этом составляет 5-8 д. В связи с быстрым гаше­нием скорости падения парашютиста при приземлении, продолжающемся доли се­кунд, степень нарастания перегрузок может достигать 50-60 g. Перегрузки резко воз­растают при неправильном приземлении (на вытянутые ноги, ягодицы, спину). При этом не все области тела испытывают одинаковые перегрузки. До 35% энергии дина­мического удара приходится на поясничную область, что приводит нередко к возник­новению компрессионных изменений в пояснично-крестцовом отделе позвоночника и нарушению функций периферической нервной системы. Частота и степень выражен­ности этих изменений нарастают с возрастом и числом совершенных прыжков.

Предупреждение парашютного травматизма является одной из важных задач медицинской службы при организации медицинского обеспечения боевой подготов­ки. Травматизм в воздушно-десантных войсках слагается из травм, возникающих при наземной подготовке, при совершении прыжков с парашютом, и травм, связан­ных с другими видами боевой подготовки и деятельности личного состава. Предуп­реждение травматизма при наземной подготовке и парашютного травматизма явля­ется задачей не только медицинской службы. Успешное решение ее определяется прежде всего правильной организацией воздушно-десантной подготовки.

Основными задачами, решаемыми медицинской службой в процессе медицинс­кого обеспечения воздушно-десантной подготовки, являются:

медицинское освидетельствование парашютистов;

медицинское обеспечение наземной подготовки личного состава;

предупреждение парашютного травматизма;

медицинское обеспечение прыжков с парашютом.