logo search
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ пособие для лечебного ф-та

Тема. Нормальный послеродовой период.

  1. Введение. Знание физиологии послеродового периода необходимо врачу как "широкого" профиля, так и "узкому" специалисту. Особенности течения пуерперия определяют здоровье матери и новорожденного на несколько последующих лет. Скорость инволюции матки, лактация, восстановление менструальной функции т время возобновления овуляции - важнейшие этапы послеродового периода, которые должен знать каждый студент-медик, считающий себя образованным и интеллигентным человеком.

  2. Цель самоподготовки. В результате подготовки и изучения темы студент должен:

Знать:

1. Акушерскую терминологию: послед (secundinae), инволюция матки (involutio uteri), лохии (lochia), субинволюция матки (subinvolutio uteri), лохиометра (lochiometra), гипогалактия (hypogalactia).

2. Характеристику раннего послеродового периода и позднего послеродового периода, их особенности.

3. Особенности наступления лактации у перво- и повторнородящих женщин, состав молозива, преимущества раннего прикладывания к груди и совместного пребывания матери и ребенка в родильном доме.

4. Инволюцию и субинволюцию матки.

5. Характер лохий по суткам послеродового периода, диагностику и лечение лохиометры.

6. Клинические аспекты лабораторных данных в раннем и позднем послеродовом периодах.

7. Время и особенности восстановления функций женского организма (менструальной, секреторной, репродуктивной).

Уметь: Оценивать варианты физиологического течения послеродового периода у перво- и повторнородящих, пальпировать молочные железы и живот, определять высоту стояния дна матки, характер лохий.

  1. Исходный уровень знаний. Необходимо восстановить в памяти анатомию и физиологию женских половых органов, особенности женского организма во время беременности и его изменения в родах.

  2. План изучения темы.

1. Физиологические изменения молочных желез и матки во время беременности.

2. Классификация послеродового периода.

3. Инволюция матки и послеродовые боли. Понятие о субинволюции.

4. Лохии и секреторная функция в позднем послеродовом периоде. Лохиометра.

5. Менструальная функция.

6. Лактация и лактостаз.

7. Лабораторные показатели.

  1. Рекомендуемые источники информации.

1) Кафедральные лекции.

2) Акушерство и гинекология. Перевод с англ. дополненный. Под общей редакцией Савельевой Г.М. и Сичинава Л.Г. - Москва , 1997г., стр. 274 - 280.

3) Практический справочник акушера-гинеколога. Е.Ф. Кира и соавт. С.-Петербург, 1995г, стр. 35-36, 163-167, 197- 199.

4) В.Н. Серов, А.Н. Стрижаков, С.А. Маркин. Практическое акушерство. – Москва, 1989г., стр. 420 - 476.

5) В.И. Кулаков, В.Н. Серов и соавт. Руководство по безопасному материнству. - Москва, 2000 г. С. 432-449.

  1. Задания, обязательные при самоподготовке.

1. Составить алгоритм обследования родильницы.

2. Изобразить в виде схемы или графика скорость инволюции матки и становления лактации у перво- и повторнородящих.